Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа
Цель исследования заключается в совершенствовании сложившейся системы делового общения в ОАО «Связной».
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы делового общения: понятие, сущность, функции, особенности, а также этапы и фазы делового общения.
2. Определить место делового общения в профессиональной деятельности менеджера, условия и принципы формирования эффективной системы делового общения с подчиненными.
3. Рассмотреть систему делового общения конкретной организации.
4. Проанализировать систему делового общения и ее влияние на эффективность управленческой деятельности.
5. Определить пути оптимизации системы делового общения в исследуемой организации.
6. Сформулировать выводы.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы делового общения 5
1.1. Понятие, сущность и функции делового общения 5
1.2.Особенности делового общения и его разновидности 10
1.3. Этапы и фазы делового общения 12
Глава 2 Значение делового общения в профессиональной деятельности менеджера 15
2.1. Профессиональная деятельность менеджера: сущность, принципы, цели, задачи и функции 15
2.2. Роль делового общения в профессиональной деятельности руководителя 20
2.3 Условия и принципы формирования эффективной системы делового общения руководителя с подчиненными. 23
Глава 3. Совершенствование системы делового общения (на примере ОАО «Связной») 29
3.1 Общая характеристика организации 29
3.2 Анализ системы делового общения и ее влияние на эффективность управленческой деятельности 33
3.3 Оптимизация системы делового общения в исследуемой 36
организации 36
Заключение 40
Список литературы 4
Таким
образом, деловое общение в организации
выглядит как взаимодействие руководителя
с отдельной личностью, группой, коллективом.
При этом эффективность этого взаимодействия
напрямую зависит от личностных качеств
самого руководителя и от того, какими
психолого-педагогическими принципами
и методами он оперирует.
3.3 Оптимизация системы делового общения в исследуемой
организации
Анализ
исследуемой организации
• того требует производственная ситуация;
• персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства и стиль делового общения;
Ведь во всех «издержках» авторитарному стилю присущи и немаловажные достоинства:
• обеспечивает четкость и оперативность управления;
• создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;
• минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;
• не требует особых материальных затрат;
• в «молодых», недавно созданных, предприятиях позволяет успешнее справиться с трудностями становления.
Продолжением же достоинств авторитарного стиля выступают, как водится, его очевидные недостатки:
• подавление инициативы, творческого потенциала исполнителей;
• отсутствие действенных стимулов труда;
• громоздкая система контроля;
• в крупных организациях обюрокрачивание аппарата управления;
• невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом;
• высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя.
Преодолеть
эти недостатки позволяют экономические
и социально-психологические
• стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей;
• успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;
• эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда;
• включить также психологические механизмы трудовой мотивации повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;
• создавать благоприятный психологический климат в коллективе.
Однако
демократический стиль
• в стабильном, устоявшемся коллективе;
• высокой квалификацией работников;
• наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников;
• не экстремальных производственных условиях;
• возможности осуществления весомых материальных затрат.
В связи с этим можно сказать, что основой оптимального стиля руководства должен быть, безусловно, демократический стиль, поскольку человеческий фактор все больше становится интеллектуальным дополнением технологии управления. Однако нельзя не заметить, что наряду с демократическим стилем также должен иметь место и авторитарный стиль руководства, проявления которого наблюдается в различных ситуациях, требующих незамедлительного вмешательства и принятия волевого управленческого решения.
Из анализа видно, что совещания в магазине проводятся редко и не регулярно. Организационные вопросы, разработка системы мер стимулирования, способы устранения недоработок и недостатков в ходе выполнения задач управляющий магазином решает сам. Это отрицательно сказывается на развитии магазина, так как ценность решения, принимаемого группой, выше, и его компетентность больше, чем решения, принятого единолично.
Поэтому необходимо совещания проводить регулярно, например, раз в месяц, а так же повысить эффективность его проведения, для этого управляющий магазином должен уметь рассчитать его цену. Цена делового совещания исчисляется следующим образом. Определяются число участников совещания, его продолжительность и часовая тарифная ставка каждого участника. Несложный расчет позволяет получить искомую величину. Расчет производится по формуле:
где С — стоимость совещания, руб.; N — число участников; Т — длительность совещания, час; Зср. — среднемесячная зарплата участников, руб.; Тр.ср. — среднее число рабочих часов в месяц; 1 — коэффициент скрытых потерь, связанных с участием в совещании. Нужно стремиться к получению минимального значения стоимости совещания. Для этого полезно знать слагаемые эффективности проведения деловых совещаний как субъективные, так и объективные.
Распоряжения, запросы поступают в основном в устной форме, это тоже отрицательно сказывается на эффективности работы сотрудников, т.к. сотрудник может недопонять, недослышать и возможно сделает это специально. Что бы избеджать такого рода ситуаций необходимо все приказы подавать в письменном виде, заверенной подписью исполнителя.
В исследуемой организации руководитель в своей деятельности стремиться оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством. Это не является минусом организации, но наиболее предпочтительный вариант, если руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений
Как известно, эффективность работы организации во много зависит и от морально-психологического климата. Поэтому необходимо проводить ежемесячно тренинги, направленные на получение навыков общения в деловых ситуациях, исследование психологических особенностей личности в процессе делового общения (стиль общения), а также на повышение личной эффективности менеджеров и сотрудников, на развитие навыков, связанных с конкретными бизнес-процессами, направленные на повышение эффективности работы команды и организации в целом.
Так как салонов «Связной» очень много, можно перемещать продавцов из одного города в другой, например, из Москвы отправить поработать на месяц, конечно по желанию, в Санкт-Петербург. По этому принципу перемещения, персонал будет быстрее адаптироваться в любых обстоятельствах, а также развивать навыки делового общения.
Бесспорно,
что вся распорядительно-
Заключение
В процессе написания курсовой работы были решены поставленные задачи, а именно:
На основе всего этого можно сказать, что общение как вид деятельности представляет собой междисциплинарную категорию, что позволяет говорить о специфике этого вида контактов между людьми, выделяя в отдельную группу деловое общение.
Его
сложности и специфика
Анализируя различные точки зрения на категорию «деловое общение», правомерно утверждать, что этот процесс представляет собой специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обмен представлениями, идеями, установками, организуется и оптимизируется предметная деятельность (научная, производственная, коммерческая, управленческая и т.д.)
Цель делового общения — организация плодотворного сотрудничества, а также отмечается, что оно неразрывно связано с самыми различными сферами деятельности людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организациёй производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т.д. Участники делового общения — это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.
По своему значению деловое общение многофункционально, поскольку играет связующую роль, обеспечивая взаимодействие людей друг с другом, предоставляя возможности для организации и поддержания отношений с другими людьми. Оно чрезвычайно разнообразно по своим видам и формам, что позволяет говорить о непосредственном и опосредованном, кратковременном и длительном, массовом и межличностном общении, а также выделять его внешнюю и внутреннюю сторону.
Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Оно играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности, определяет их успех.
Менеджер — это профессиональный коммуникатор, т. е. человек, для которого коммуникационная деятельность является важнейшей составляющей профессиональной деятельности.
Если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества, то возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает. Учет особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоления коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчиненного.
Деловое общение позволяет планировать, координировать и оптимизировать совместную деятельность, обеспечивая единство целей и средств, что в свою очередь требует от организаторов и участников общения высоких профессиональных навыков.
Изучение делового общения, как формы взаимодействия между субъектами, ведется в следующих направлениях: определение структуры и условий формирования коммуникативных умений; исследование проблемы взаимопонимания между участниками взаимодействия; изучение норм делового общения и т.д. Эти направления взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, обусловливая сложность и многогранность данной категории.
В литературе достаточно полно представлены типы, виды и формы общения. Особое внимание при этом уделяется диалогическому, личностно-ориентированному общению, цель которого состоит в создании благоприятных условий для общения в любой сфере деятельности, содействии в личностном развитии, формировании нравственных ориентиров и самоопределении.
Следует сказать, что универсальной системы делового общения, которая подходила бы для всех руководителей в работе с их подчиненными, нет, так как у каждой организации свои особенности, своя организационная культура, на основе которой выстраивается деловое общение.
Активизации делового общения во многом способствуют компетентность, тактичность, порядочность руководителя, его стремление как можно больше узнать о своих подчиненных и использовать эти знания для построения более продуктивного процесса взаимодействия.
В современной практике достаточно четко сформировались принципы делового общения, суть которых сводится к гуманному отношению к личности сотрудника, созданию благоприятных условий для реализации его творческого потенциала и профессиональных знаний.
Таким
образом, в своей профессиональной
деятельности руководитель должен реализовывать
все функции делового общения, выступая
и как источник информации, и как человек,
познающий другого человека или группы
людей, и как организатор коллективной
деятельности и взаимоотношений.
Список литературы
Основная литература:
Информация о работе Совершенствование системы делового общения