Совершенствование системы управления товарооборотом в торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование системы управления товарооборотом и разработка мероприятия по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
определить сущности товарооборота;
ознакомиться с понятием и видами товарооборота;
разработать механизм управления товарооборотом;
определить факторы, влияющие на товарооборот;
проанализировать финансово-хозяйственную деятельность торговой организации ООО «ТК «МИЛКа»;
исследовать систему управления товарооборотом в торговой организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА 5
1.1. Понятие и виды товарооборота -
1.2. Механизм управления товарооборотом 11
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот 15

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТК «МИЛКа» 31
2.1. Характеристика торговой организации -
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО « ТК «МИЛКа» 35
2.3.Анализ системы управления товарооборотомв торговой организации 44

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТОВАРООБОРОТА
В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ТК «МИЛКа» 54
3.1.Мероприятия по совершенствованию управления
товарооборотом ООО «ТК «МИЛКа» -
3.2.Расчет эффективности от внедрения
предложенных мероприятий 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom.docx

— 295.62 Кб (Скачать файл)

Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды.

 

1.2. Механизм управления товарооборотом

 

Основной целью управления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития торговой организации и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей. [4, стр.116]

В соответствии с этой основной целью перед управлением товарооборотом стоят следующие важнейшие задачи:

1) Увязка темпов развития товарооборота с развитием регионального потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры.

2) Планирование объема реализации товаров, обеспечивающего получение организации необходимой суммы прибыли.

3) Обеспечение в процессе планирования товарооборота эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.

4) Обеспечение планирования структуры товарооборота в наибольшей степени отвечающей структуре спроса обслуживаемых контингентов покупателей.

5) Планирование объема и структуры поступления товаров и суммы товарных запасов. обеспечивающих ритмичную работу торговой организации и устойчивость ассортимента товаров в его пунктах продажи.

С учетом основной цели и задач строится система управления товарооборотом в организации. Определяется конкретное содержание этого управления и последовательность его осуществления:

  • оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка;
  • планирование объема и структуры реализации товаров;
  • нормирование и планирование товарных запасов;
  • планирование поступления и закупки товаров.

В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы сформировать эффективную политику управления товарооборотом и определять возможности развития его объема и структуры.

Изучение конъюнктуры потребительского рынка в процессе управления товарооборотом торгового предприятия охватывает следующие три этапа:

1) Текущее наблюдение за рыночной активностью требует формирования целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его элементы. Среди этих показателей особое внимание должно быть уделено динамике объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров; динамике среднего уровня цен и размера ценового диапазона по наблюдаемым товарам; изменению числа пунктов продажи данного товара в регионе и некоторым другим.

2) Оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка осуществляется в процессе анализа, основная цель которого состоит в выявлении особенностей конкретных изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом.

3) Прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка. В условиях нестабильности экономического развития страны, отсутствия достоверной информации и по ряду других причин прогнозирование конъюнктуры ограничивается в настоящее время краткосрочным и среднесрочным периодом, что вполне достаточно для целей планирования товарооборота.

Это прогнозирование осуществляется обычно двумя основными методами:

  • факторный метод прогнозирования конъюнктуры основан на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного товара, и определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде;
  • трендовый метод прогнозирования конъюнктуры основан на распространении выявленной в процессе ранее проведенной оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период.

Планирование объема и структуры реализации товаров представляет наиболее ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом. Это объясняется высокой ролью этих показателей в системе планов экономического и финансового развития предприятия.

Процесс планирования объема и структуры реализации товаров на организациях торговли осуществляется в разрезе отдельных этапов:

1) Выбор приоритетных целей развития товарооборота на организации. Планируя объем и структуру реализации товаров, можно исходить из различных целевых установок развития товарооборота на данной торговой организации, это:

  • достижение показателей товарооборота, в максимальной степени учитывающих возможности данного сегмента потребительского рынка и предстоящих изменений его конъюнктуры;
  • достижение показателей товарооборота, обеспечивающих максимальную эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала организации;
  • достижение показателей товарооборота, обеспечивающих формирование заранее обусловленного размера прибыли (целевой суммы прибыли), достаточного для реализации стратегических целей его развития в плановом периоде.

2) Анализ объема и структуры реализации товаров в предплановом периоде. Задачи проведения такого анализа и его глубина должны соответствовать принятой приоритетной целевой установке развития организации в плановом периоде. В связи с этим в процессе анализа рассматриваются общие показатели, характеризующие развитие реализации товаров в предплановом периоде, и частные показатели этого развития, непосредственно связанные с той или иной приоритетной целевой установкой, принятой на плановый период.

3) Определение планового объема реализации товаров. Плановый объем реализации товаров на торговой организации рассчитывается различными методами, выбор которых определяется принятой приоритетной целевой установкой развития товарооборота. Все расчеты ведутся в сопоставимых ценах, действующих на начало планового периода.

При целевой установке развития товарооборота, ориентированного на использование возможностей потребительского рынка, плановые расчеты основываются на данных изучения объема неудовлетворенного спроса по товарам, реализуемым торговой организацией, и зависимости роста объема реализации товаров от роста доходов населения. [8, стр.81]

При целевой установке развития товарооборота, ориентированной на повышение эффективности использования ресурсного потенциала организации, плановые расчеты основываются на сравнении достигнутых результатов эффективности использования отдельных видов ресурсов на данной организации и аналогичных организациях данного региона (расчеты могут вестись и в разрезе отдельных магазинов при обеспечении их сравнимости по типам ).

При целевой установке развития товарооборота на достижение обусловленной суммы прибыли плановые расчеты основываются на целевой сумме прибыли и ряде других финансовых показателей.

4) Определение плановой структуры реализации товаров. Расчет плановой структуры реализации товаров может осуществляться различными методами:

  • на основе коэффициентов эластичности реализации отдельных групп товаров от объема товарооборота;
  • на основе коэффициентов эластичности реализации отдельных групп товаров от доходов населения;
  • на основе показателей товарооборота на 1 кв. м площади торгового зала.

5) Оценка напряженности разработанного плана реализации товаров. Напряженным считается план реализации товаров, обеспечивающий достаточный уровень эффективности использования ресурсного потенциала организации. В основе оценке напряженности разработанного плана реализации товаров лежит сравнение планируемого товарооборота на 1 кв. м торговой площади и на 1 работника на данной торговой организации с ранее определенными аналогичными показателями лучших однотипных торговых организаций региона.

6) Разработка мероприятий по осуществлению плана реализации товаров. Эта разработка охватывает мероприятия организационного, экономического и финансового характера.

 

 

1.3. Факторы, влияющие на товарооборот

 

Выполнение плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности организации зависят от трёх групп факторов:

  • обеспеченность товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;
  • обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективности использования рабочего времени, производительности труда работников;
  • состояние, развитие и использование материально-технической базы организации.

Первая группа факторов. Главный фактор успешного развития товарооборота и выпуска собственной продукции – обеспеченность и рационального использования товарных ресурсов. Анализ использования товарных ресурсов в организации обычно начинают с изучения продуктового баланса. В ходе анализа определяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике. Товарооборота организации зависит от поступления сырья и покупных товаров, состояния товарных запасов. На его объём оказывает влияние прочее выбытие продуктов. Эта зависимость может быть выражена формулой продуктового баланса:

 

Зн + П = Р + В + Зк ,      (1.1)

 

где Зн – товарные запасы на начало изучаемого периода;

П – поступление сырья, полуфабрикатов и покупных товаров;

Р – реализация продукции собственного производства и покупных товаров;

В – прочее выбытие продуктов;

Зк – товарные запасы на конец анализируемого периода.

 

Влияние показателей товарного баланса на развитие товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

 

Р = Зн + П – В – Зк.       (1.2)

 

Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления продуктов, а отрицательное – увеличение прочего выбытия продуктов и завышенные запасы сырья и покупных материалов на конец периода. [10, стр.304]

Так как товарооборот планируют, учитывают и анализируют в продажных ценах, то и все другие показатели включают в продуктовый баланс в аналогичной оценке.

Анализ поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров проводят; по общему объёму, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления и отдельным поставщикам. Прежде всего, исходя из плана товарооборота и выпуска собственной продукции определяют потребность в товарных ресурсах и сравнивают с возможностями их закупки. Особое внимание уделяют выявлению, изучению и мобилизации дополнительных источников поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров на льготных условиях. Приобретение продуктов непосредственно у производителей, поступление сырья из подсобных хозяйств и пунктов потребительской кооперации, как правило, производятся дешевле, чем при их закупке через оптовых посредников, что является важным фактором снижения стоимости и повышения рентабельности хозяйствования. В связи с этим при анализе необходимо изучить, как организации используют возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов из указанных выше источников и какие имеются резервы для их роста. [10, стр.352]

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки сырья и покупных товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа определяют степень выполнения договоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству продуктов, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и упаковки; выявить случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и установить их причины. Нарушения в выполнении договоров поставки сырья и покупных товаров могут быть по вине поставщиков (из-за несвоевременного заключения договоров, согласования спецификаций; нарушения договорных обязательств по объёму, ассортименту и качеству поставляемых продуктов, срокам отгрузки и другим условиям их поставки) или по вине организации (несвоевременное заключение договоров и предоставление разнарядок и заявок поставщикам, отказ от заказанных продуктов, нарушение действующего порядка расчётов). В первом случае необходимо проверить, приняло ли все необходимые меры воздействия на поставщиков организация, предусмотренные законом и договорами, по устранению и предупреждению недостатков в поставке сырья, полуфабрикатов и покупных товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению снабжения продуктами.

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора собственной продукции и покупных товаров, наиболее полного удовлетворения спроса потребителей в организации должны быть определённые товарные запасы. По назначению их подразделяют на текущие и сезонные. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной, бесперебойной производственно-торговой деятельности организации. Запасы продуктов текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Организации должны иметь их в размере на установленное по плану количество дней производственно-торговой деятельности. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными. Завышенные запасы продуктов ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек производства и обращения, а главное – ухудшению качества и даже порчи продуктов. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в производственно-торговой деятельности организации, к снижению объёма товарооборота и выпуска собственной продукции. [11, стр.156]

В деятельности организации текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения, выполнения планов и динамики развития товарооборота и выпуска собственной продукции и, с другой – как составную часть финансового плана и основу расчёта потребности в собственном капитале. В связи с этим нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие, должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по продажным ценам, а при планировании финансов и изучении финансового положения организации – по себестоимости.

Информация о работе Совершенствование системы управления товарооборотом в торговой организации