Совершенствования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка направлений по совершенствованию инновационной стратегии развития ООО «Мегабетон». В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:
1. Изучить понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии предприятия;
2. Дать анализ инновационной стратегии деятельности ООО «Мегабетон»;
3. Определить основные направления совершенствования инновационной стратегии деятельности ООО «Мегабетон».

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 2
1. Роль инновационной стратегии в эффективной работе предприятия
1.1 Понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии пред-приятия ………………………………………………….…………………. 4
1.2 Выбор стратегии инновационной деятельности предприятия …….… 9
2. Анализ инновационной деятельности ООО «Мегабетон».
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия …….…….. 14
2.2 Анализ производственно-экономической и инновационной деятельности ООО «Мегабетон» …………………………………………..…18
3. Основные направления совершенствования инновационной стратегии.
3.1 Формирование условий и основные направления совершенствования инновационной деятельности ООО «МегаБетон»………………....…………33
3.2 Обоснование внутренних резервов повышения эффективности иннова-ционной деятельности ООО «МегаБетон» …………………………..38
Заключение ………………………………………………………………48
Список использованных источников …………………………………..50

Вложенные файлы: 1 файл

Иннов мен Наталья.docx

— 106.22 Кб (Скачать файл)

Потребность в материально-сырьевых ресурсах  определяется в соответствии с производственной программой для основного и вспомогательного производства. Основными данными для определения потребности являются нормы расхода необходимых материалов.

Конкуренты ООО «МегаБетон». ООО «МегаБетон»  является одним из лидеров в производстве и реализации железобетонных конструкции и пеноблоков в своем регионе, а также занимает неплохие конкурентные позиции на рынке РБ. С предприятием заслуженно считаются ведущие  фирмы не только города, но и республики.

Конечно же, в данной отрасли работают и другие предприятия, которые влияют на рынок данных строительных материалов в Республике Беларусь:  ЗАО «МТФ», г. Брест, ИП Нацкович, г.Брест; ООО «Домолюкс », г.Брест;ООО «Палац», г. Брест; ОАО «ПКСИ», г.Пинск.

Занимаемая ими доля рынка в  регионе представлена в табл. 2. 5

Рассматривая рынок региона  железобетонных конструкций и пеноблоков  наряду с ООО «МегаБетон»  основными реализаторами являются:

Таблица 2.6 -Доля рынка конкурентов ООО «МегаБетон»

Наименование  предприятия

 

Доля рынка, занимаемая предприятием на внутреннем рынке региона  по:

Пеноблоки, %

Другая продукция, %

1. ООО «МегаБетон»

2. ООО «Палац»

3. ЗАО «МТФ»

4. ИП Нацкович

5. ООО «Домолюкс»

25

15

10

7

13

30

45

13

11

-

9

22


     Таким образом, необходимо сделать вывод, что ООО «МегаБетон» занимает достаточно прочные позиции на рынке региона 45 % из всевозможных 100 по всей продукции это практически половина рынка, что предоставляет  предприятию значительные конкурентные преимущества перед другими производителями сборного железобетона, стеновых материалов, а также строительных металлоконструкций. Что касается производства пеноблоков, то здесь предприятие занимает на рынке региона лишь 25 %, т.е. находится на втором месте после Пинского комбината строительных изделий, значительно превышающего по размерам предприятия, однако данный комбинат не может производить больше продукции в основном  из-за износа производственных мощностей.  

     Руководство ООО «МегаБетон» прикладывает огромные усилия, направленные на использование преимуществ стратегических взаимосвязей и диверсификации для создания конкурентных преимуществ. Так, в направлении создания конкурентных преимуществ в настоящее время предприятием планируется использование  эффекта масштаба. С этой целью рассматривается вопрос о  расширении деятельности ООО «МегаБетон».     Таким образом, рассмотрим  конкурентные позиции ООО «МегаБетон»:

  • Относительная доля рынка. Предприятие занимает  относительно высокую долю рынка в своей отрасли (примерно 45%  из всевозможных 100 , учитывая, что в данной отрасли работает много фирм), что дает ему значительно  прочные конкурентные позиции, по сравнению с фирмами-конкурентами, занимающими  меньшую долю.
  • Способность конкурировать по цене и/или качеству. ООО является конкурентоспособным в своей отрасли по затратам и качеству, обладает сложившейся репутацией торговой марки «БетонСтиль» и как результат, занимает более прочные позиции в своей отрасли, по сравнению с некоторыми конкурентами, которым постоянно приходиться бороться за признание торговой марки и ценовой паритет со своими главными конкурентами («ЗАО «МТФ», ООО «Палац» ).
  • Инновационные способности. Анализируя данный фактор, следует отметить, что ООО является одним из  успешных новаторов среди конкурентов в своей отрасли.

 Предприятие участвует   в совместном проекте «Система  торговли в рассрочку» с ОАО «Белгазпромбанком», страховой компанией B & B Insurance Co, ООО «Белторгтехнологии», позволяющей максимально упростить оформления и продажу строительных материалов в рассрочку.

  • Прибыльность в сопоставлении с конкурентами. Предприятие имеет определенную   норму прибыли и отдачу на инвестиции, чем некоторые из конкурентов, что связано в немаловажной степени с производственно-технологическим превосходством над ними, хотя прибыльность ООО  «МегаБетон» находится на общеотраслевом уровне, что связано с наличием у конкурентов аналогичных товаров.  

Таким образом, данное сравнение показало большее  конкурентное преимущество ООО «МегаБетон», что  служит дополнительным обоснованием при распределении ресурсов предприятия.

Перспективным рассматривается Белорусский рынок, как наиболее динамичный в последние годы. Перспективным рынком с точки зрения емкости, прибыльности можно рассматривать Российский рынок. Поэтому стратегия расширения и освоения новых рынков предусматривает дальнейшее внедрение на Российский рынок и некоторое сокращение Белорусского рынка за счет коммерческих структур (наличие конкурентов и насыщенность рынка строительной продукцией). ООО «МегаБетон» постоянно расширяет деловые контакты с организациями  Республики Беларусь, так и ближнего зарубежья. Заключены контракты на поставку продукции на Украину.

     Результат инновационной деятельности ООО «МегаБетон», которое функционирует в условиях сильной конкуренции и постоянных изменений, как во внешней, так и во внутренней среде самого предприятия, во многом зависит от профессиональной подготовки самих руководителей и специалистов.

   Для  того, чтобы адекватно воспринимать и анализировать существующие взаимосвязи между различными элементами самого предприятия, а также взаимосвязи предприятия с внешним окружением и динамику всевозможных событий, необходимо использовать соответствующий инструментарий.

     Чтобы идентифицировать и оценить степень воздействия, а также для исследования взаимосвязи различных факторов внешнего окружения и внутренних факторов, действующих на предприятии, необходимо использовать SWOT-анализ.

     Потенциальные внутренние сильные стороны: полная компетенция в ключевых вопросах; экономия на масштабах производства; собственные технологические разработки; опыт по разработке новой продукции; превосходные технологические навыки; практически отсутствуют простои в производстве; хорошо отработанный технологический процесс; большой опыт в управленческой деятельности; работа на заказы;

     Потенциальные внешние возможности: способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые сегменты рынка; возможность проявления эффекта масштаба; пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов; способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции; внедрение нового более производительного оборудования; способность выхода на российский рынок; появление новых технологий;

     Потенциальные внутренние слабости: нет четкого направления стратегического развития;  высокая кредиторская задолженность; устаревшее оборудование; низкая прибыльность из-за недостаточного объема работ; высокие платежи за пользование землей, которая практически не используется; недостаток управленческого таланта и умения; случаи нарушения  нормального хода технологического процесса из-за перебоев с поставками сырья и материалов; недовыполнение профессиональных обязанностей; отставание в области нововведений; нарушение трудовой дисциплины; недостаток оборотных средств для воспроизводства; очень низкий имидж на рынке; неудовлетворительная деятельность маркетинговой службы; плохая сбытовая сеть; недостаток в высококвалифицированных специалистах-производственниках и технологах;

     Потенциальные внешние угрозы: выход на белорусский рынок отечественных предприятий-конкурентов с более низкими издержками на аналогичную продукцию и с более высоким качеством; очень медленный рост рынка; дорогостоящие законодательные требования; растущая требовательность покупателей и поставщиков; высокая зависимость от  снижения спроса; частые изменения во вкусах потребителей; нестабильность отечественной экономики ( матрицу  - SWOT см. приложение А)

     Так, ООО «МегаБетон» следует непременно использовать свои сильные стороны (особенно Собственные новейшие технологические разработки при производстве сборного железобетона, хорошую репутацию у потребителей), потенциальные возможности (в частности, возможность расширения ассортимента продукции и появление новых технологий), постоянно отслеживать внешние угрозы (особенно появление конкурентов в данной отрасли и неблагоприятную политику правительства), а также устранять свои слабые стороны (в первую очередь, отсутствие четких стратегических направлений, неудовлетворительную организацию маркетинговой деятельности).     

SWOT - анализ  показывает, что предприятие имеет достаточный технический и интеллектуальный потенциал (сильные стороны), позволяющий реализовать прогрессивные технологии на современном уровне (возможности), но для этого необходимо выбрать оптимальную стратегию развития для исключения слабых сторон и угроз, т.е. стратегия дифференциации (разнообразие).

     Таким образом, анализируя данные факторы можно сформулировать некоторую общую стратегию. ООО «МегаБетон» находится в такой ситуации, когда предприятие, характеризующееся преобладанием сильных сторон, вынуждено действовать в нестабильном внешнем окружении и должно – используя имеющиеся у него достоинства и сильные стороны – преодолеть угрозы, исходящие от внешнего окружения.

      В этой ситуации предприятие должно стремиться к выборочному завоеванию большей доли участия на рынке, искать благоприятные ниши и, опираясь на свои внутренние и внешние достоинства, должно стремиться к снижению затрат, модернизации продуктов и завоеванию новых рынков сбыта (в частности – российского).  

Организация имеет достаточный технический и интеллектуальный потенциал позволяющий реализовать выпуск продукции на современном оборудовании, но для этого необходимо выбрать оптимальную стратегию развития для исключения слабых сторон и угроз.

         В соответствии с этим единственно правильной инновационной стратегией развития ООО «МегаБетон» является стратегия диверсификации (достижение разнообразия): которую ООО «МегаБетон», предлагает   проектирование, создание и освоение в производстве новых моделей стройматериалов и продвижения их на рынок. В частности, ООО «МегаБетон» следует создавать абсолютно новые модели стройматериалов, частично изменяя и совершенствуя старые (комбинированные вставки из железобетона,   разнообразные размеры, декор железобетонных конструкций), но без принципиальных изменений стандартной конструкции, технологии производства.

       Данная инновационная стратегия касается таких аспектов, как:

- Продукция, производимая на фирме (расширение номенклатуры с одновременным прекращением производства товаров, приобретающими устойчивую  тенденцию к снижению рентабельности: снижение выпуска мелкоштучных блоков из неавтоклавного пенобетона и пр.-  наращивание объемов выпуска железобетонных изделий);

- Каналы сбыта, через  которые ООО «МегаБетон» сбывает свою продукцию (анализ каналов сбыта  показывает, что для оптимизации деятельности ООО «МегаБетон» необходимо искать новые каналы сбыта, как внутри республики, так и за ее пределами, наладить собственную дилерскую сеть);

- Потребители и поставщики (расширение деловых контактов с потенциальными потребителями, уделение большего внимания крупным потребителям – поставки железобетонных изделий на российский рынок);

- Средства финансирования (финансирование производственно-хозяйственной деятельности планируется за счет собственных и заемных средств, активный поиск деловых партнеров);

- Технология (назрела необходимость в новых ресурсо- и трудосберегающих технологиях)

- База НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы необходимы для расширенного воспроизводства)

Возможность проявления данной стратегии рассматривается  в таких случаях, как:

- Высокий темп развития рынка строительной продукции;

- Давление со стороны конкурентов на традиционную сферу деятельности предприятия;

- Нестабильный характер производственного портфеля;

- Уменьшающийся спрос;

- Предприятие не в состоянии добиться получения дополнительной прибыли в традиционной сфере деятельности.

ООО «МегаБетон» необходимо применять этот тип стратегического развития для увеличения финансовой стратегии, стабилизирования доходов, уменьшения оперативного риска, увеличения кредитных возможностей, обеспечения роста, использование существующих резервов, приспособление к потребностям потребителей, возможного изменения профиля предприятия.

Предприятию необходимо развиваться в направлении  новых, но все-таки сходных с традиционными, сфер товаров и рынков.

Целью такого объединения является защита стратегически  важных процессов для функционирования ООО «МегаБетон».  Основная мотивация здесь является обеспечение надежного функционирования предприятия в нынешних условиях хозяйствования.

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

 

3.1 Формирование условий и основные  направления совершенствования инновационной деятельности ООО «МегаБетон»

Информация о работе Совершенствования инновационной деятельности