Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:41, курсовая работа
Цель исследования: разработка предложений по совершенствованию управления процессом найма персонала на предприятии ООО «Гефест-Строй».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Изучить теоретические основы управления процессом найма персонала на предприятии.
2. Провести анализ управления процессом найма персонала на предприятии ООО «Гефест-Строй»
3. Разработать предложения по совершенствованию управления процессом найма персонала на предприятии ООО «Гефест-Строй».
Введение
3
1.
Теоретические основы управления процессом найма персонала на предприятии
6
1.1. Сущность найма персонала
6
1.2. Критерии оценки эффективности системы найма, подбора и отбора персонала
8
2.
Анализ управления процессом найма персонала на предприятии ООО «Гефест-Строй»
13
2.1. Краткая характеристика предприятия
13
2.2. Система управления персоналом ООО «Гефест-Строй»
15
2.3. Сильные и слабые стороны действующего процесса найма ООО «Гефест-Строй»
20
3.
Предложения по совершенствованию управления процессом найма персонала на предприятии ООО «Гефест-Строй»
28
3.1. Комплект предлагаемых документов
3.2. Обоснование предлагаемого документа
28
40
Выводы и предложения
43
Список использованной литературы
В ходе анализа кадровой документации было выявлено, что не все рабочие ознакомлены с должностной инструкцией.
Рис. 2.2.2. Ознакомление рабочих с должностными инструкциями в ООО «Гефест-Строй»
Как видно из рисунка 2.2.2, большая часть рабочих ознакомлена с должностными инструкциями, но достаточно высок удельный вес рабочих, которые не ознакомлены с должностными. Это связано с тем, что для некоторых категорий рабочих должностные инструкции не разработаны. К таким категориям должностей относятся следующие профессии: грузчик, контролёр, уборщик служебных помещений. Следовательно, одним из недостатков в организации развития рабочего персонала является недостаточная формализация функциональных обязанностей отдельных категорий рабочих.
Анализ журналов учета по технике безопасности показал, что практически все рабочие после вступления в должность проходят трехчасовое обучение охране труда и технике безопасности, так как в журналах имеются их росписи. Без этого рабочие не должны допускаться к работе, но в процессе опроса было выявлено, что 13,6% рабочих не прошли обучение технике безопасности. Результаты ответов на данный вопрос представлены на рисунке 2.2.3.
Видно, что часть рабочих допускается к работе без обучения охране труда и технике безопасности, оставив формально роспись в журнале учета. Следовательно, при развитии квалификационного уровня рабочих в сфере охраны труда и техники безопасности имеются определенные недостатки.
Большая часть рабочих
проходит дополнительное обучение внутри
предприятия, лишь небольшая часть
рабочих направляется в учебные
заведения для повышения
Также можно рассмотреть динамику претензий покупателей за период с 2009 по 2011 гг. Эти показатели представлены в табл. 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Количество претензий покупателей за период с 2009 по 2011 гг. (ед.)
Причины претензий покупателей |
2009 год |
2010 год |
Изменение в 2010 г. к 2009 г. |
2011 год |
Изменение в 2011 . к 2010 г. |
1. Наличие брака |
28 |
35 |
+7 |
24 |
-14 |
2. Некомплектность |
14 |
18 |
+4 |
11 |
-7 |
3. Несоответствие требуемому ассортименту |
8 |
7 |
-1 |
7 |
- |
4.Прочее |
17 |
23 |
+6 |
23 |
- |
5. Претензии к продавцам |
2 |
3 |
+1 |
2 |
-1 |
Итого |
69 |
86 |
+17 |
67 |
-19 |
Таким образом, общее количество претензий в 2010 году увеличилось на 25%, в 2011 году данный показатель уменьшился на 22%. И по сравнению 2009 год с 2011 годом показатели изменились. Так, наличие брака в 2011 году уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 14,3%, некомплектность – на 21,4%, несоответствие требуемому ассортименту – на 12,5%. Основные причины претензий за весь анализируемый период связаны с наличием брака. Так, в 2009 году из всех претензий наличие брака составляет 41%, в 2010 году – 41%, а в 2011 году – 36%.
Таким образом, для новых рабочих, особенно молодых, организуется адаптационное обучение под руководством наставника. Для работников с большим стажем работы по своей должности адаптационное обучение не проводится, но проводятся ознакомительные мероприятия под руководством одного из опытных рабочих. Большая часть рабочих ознакомлена с должностными инструкциями, но достаточно высок удельный вес рабочих, которые не ознакомлены с должностными. Это связано с тем, что для некоторых категорий рабочих должностные инструкции не разработаны. Часть рабочих допускается к работе без обучения охране труда и технике безопасности, оставив формально роспись в журнале учета. Следовательно, при развитии квалификационного уровня рабочих в сфере охраны труда и техники безопасности имеются определенные недостатки. Анализ журналов учета по технике безопасности показал, что практически все рабочие после вступления в должность проходят трехчасовое обучение охране труда и технике безопасности, так как в журналах имеются их росписи. Без этого рабочие не должны допускаться к работе, но в процессе опроса было выявлено, что 13,6% рабочих не прошли обучение технике безопасности. Общее количество претензий в 2010 году увеличилось на 25%, в 2011 году данный показатель уменьшился на 22%. И по сравнению 2009 год с 2011 годом показатели изменились. Так, наличие брака в 2011 году уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 14,3%, некомплектность – на 21,4%, несоответствие требуемому ассортименту – на 12,5%. Основные причины претензий за весь анализируемый период связаны с наличием брака. Так, в 2009 году из всех претензий наличие брака составляет 41%, в 2010 году – 41%, а в 2011 году – 36%.
2.3. Сильные
и слабые стороны в
Для выявления критериев оценки работы кадровой работы ее менеджеры совместно с руководителем ООО «Гефест-Строй» определили: бизнес-цель, или миссию, службы персонала в компании; навыки и способности, необходимые кадровикам для выполнения этой миссии; наиболее эффективные способы управления ресурсами.
В 2009 году был пик занятых рабочих мест. Из рисунка 2.3.1. видно, основной удельный вес (74%) в структуре персонала в 2011 году занимают рабочие, на долю специалистов приходится 17% персонала, удельный вес руководителей составляет 9%.
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами необходимо начинать с выяснения перечня нормативов, используемых в учреждении для планирования труда персонала, а также плановых показателей, утверждаемых вышестоящей организацией.
В ООО «Гефест-Строй» работают достаточно взрослые кадры, о чем свидетельствует структура персонала предприятия по возрасту, что наглядно показано на рисунке 2.3.2.
Рис. 2.3.2. Структура персонала по возрасту
Анализ состоит в
сравнении фактических
Штаты в целом по предприятию не укомплектованы, а значит, количество фактически занятых должностей не соответствует тому объему работ, который предприятие планировало осуществлять. Особенно высок в 2009 году уровень укомплектованности среди рабочих и руководителей, она составляет 102,25% и 100% соответственно.
Динамика изменения структуры персонала по уровню образования наглядно показана на рисунке 2.3.4.
В ООО «Гефест-Строй» работают в основном сотрудники со средним специальным образованием.
Действующая система найма, подбора и отбора персонала в ООО «Гефест-Строй» реализует отдел управления персоналом и проходит следующие этапы:
1 этап - Планирование людских ресурсов - по существу представляет собой применение процедур планирования для комплектации штатов и персонала. Процесс планирования в ООО «Гефест-Строй»:
а) Оценка наличных ресурсов.
б) Оценка будущих потребностей.
в) Разработка программы удовлетворения будущих потребностей.
2 этап – набор ООО «Гефест-Строй» проводит по всем специальностям – конторским, техническим, административным с целью создания необходимого резерва кандидатов на все должности . Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения, расширение сферы деятельности организации. Набор ведется из внешних и внутренних источников отделом управления персоналом.
Внешний набор осуществляется следующим образом:
а) ООО «Гефест-Строй» публикует объявления об имеющихся вакансиях в местных газетах;
б) обращается к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры (это относится только к руководящим должностям);
в) приглашает местное население (через своих сотрудников) подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.
ООО «Гефест-Строй» проводит также набор внутри предприятия. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к предприятию. Однако основным методом набора персонала в ООО «Гефест-Строй» на сегодняшний день является обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых (в частности на рабочие должности продавцов, грузчиков, уборщиц и т.д.).
3 этап - Отбор кадров. На этом этапе инспектора по кадрам в отделе управления персоналом в ООО «Гефест-Строй» проводят телефонное интервью, куда входят такие моменты как: имя кандидата, номер телефона для связи, 3-5 четких вопросов по опыту работы если из 10 вопросов 8 дали положительные результаты, то такого кандидата приглашают на отборочную беседу.
4 этап - отборочная беседа, цель которой – оценить общий уровень претендента (его адекватность), внешний вид и определяющие личностные качества (манера разговаривать, поведение и прочее) отбирают наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора.
5 этап. Претенденты, прошедшие отборочную беседу, должны заполнить специальный бланк анкеты, запрашивающий информацию, более выясняющую производительность будущей работы соискателя (прошлая работа, основные достижения, склад ума).
6 этап. Кандидату предлагается написать автобиографию.
7 этап. Тестирование - информация, которая может дать сведения о профессиональных способностях, умениях кандидата, описать возможные ориентации, цели, установки человека, а также конкретные методы работы, которыми он уже владеет. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания, то наиболее важное значение имеет образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, например, для должности заместителя генерального директора, главное значение имеют образование, навыки налаживания межрегиональных отношений, навыки руководства, а также совместимость кандидата с генеральным директором. Для должности продавца – общительность, умение убеждать, не конфликтность.
8 этап. Медицинский осмотр.
9 этап. Принятие решения о приеме на работу. В некоторых случаях руководитель может вызвать претендента для беседы и составления собственного мнения о нем.
10 этап. Заключение договора.
Требования, предъявляемые
к кандидатам при приеме на работу,
оговорены в должностных
1. Общие положения (где оговариваются: название подразделения, должности, подчинение, условия приема и увольнения, условия оплаты труда).
2. Обязанности сотрудника.
3. Квалификационные требования (где оговариваются: образование, требования к стажу (количество лет, в какой должности), общие знания, специальные знания, особенности работы). В этом же разделе указываются перспективы роста сотрудника, виды повышения его квалификации.
4. Права.
5. Ответственность.
При приеме на работу, каждый работник заключает договор с ООО «Гефест-Строй», в котором оговорены все условия работы, отдыха, порядка начисления заработной платы, премии, дополнительных оплат, социальных услуг, права и обязанности каждой из сторон. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, представляет необходимые документы (паспорт, трудовая книжка, ИНН, страховое свидетельство и др.). При приеме руководитель предприятия устанавливает испытательный срок от 1 до 3-х месяцев. Также на работника составляется личная карточка со всеми последующими реквизитами.
Анализ документов показал, что в данной организации не существует кадрового резерва на вакантные должности, не ведутся работы по подготовке кадров на замещение руководящих должностей, поэтому при временном и постоянном замещении руководящих должностей используют в основном одних и тех же работников.
Экономическая эффективность действующей системы найма, подбора и отбора персонала в ООО «Гефест-Строй» оценена на основе следующих критериев:
1. Своевременность заполнения вакансий.
2. Исполнение бюджета.
3. Наличие документов регламентирующих процедуру найма в торговых предприятиях.
4. Текучесть персонала.
5. Количество претензий покупателей.
6. Наличие рекомендаций у претендента на должность, сколько, от кого по должности (лучше от директора магазина или зав отдела).