Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 22:23, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование процесса социальной адаптации персонала в ЗАО «Стокманн» для повышения эффективности деятельности организации.
Наряду с целью работы необходимо выделить задачи:
на основе анализа теоретических источников выявить сущность и значение социальной адаптации персонала организации;
2. проанализировать деятельность, систему управления и процесс социальной адаптации в ЗАО «Стокманн», выявить его недостатки;
3. разработать рекомендации по совершенствованию процесса социальной адаптации персонала в ЗАО «Стокманн».
Объект исследования – ЗАО «Стокманн».
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Сущность и значение социальной адаптации персонала организации……………………………………………….……………………..5
1.2. Место социальной адаптации в процессе адаптации персонала организации………………………………………………………………………9
1.3. Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации и критерии ее эффективности…………………………………………………………….…14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ В ЗАО «СТОКМАНН»
2.1. Общая характеристика организации ЗАО «Стокманн»…………18
2.2. Процесс социальной адаптации персонала в ЗАО «Стокманн»………………………………………………...28
2.3. Рекомендации по совершенствованию социальной адаптации персонала в ЗАО «Стокманн»........................................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Приложение А
Организационная структура ЗАО «Стокманн»
Приложение Б
Схема наблюдения за сотрудниками отделений
Оцениваемые параметры |
Давно работающие сотрудники |
Недавно принятые сотрудники | ||||||||||||||||||||||||
1-я неделя |
3-я неделя |
2-ой месяц |
3-й месяц | |||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 | ||||||||
Внерабочие контакты с клиентами: | ||||||||||||||||||||||||||
активные | ||||||||||||||||||||||||||
1. Заинтересованность в работе с клиентом |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
пассивные: | ||||||||||||||||||||||||||
1. комплимент, похвала клиента |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
Рабочие контакты: | ||||||||||||||||||||||||||
активные | ||||||||||||||||||||||||||
1. обращение за помощью |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||||
2. просьба материала |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
пассивные: | ||||||||||||||||||||||||||
1. объект просьбы о помощи |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||
Внерабочие контакты: | ||||||||||||||||||||||||||
активные | ||||||||||||||||||||||||||
1. приветствие (неформальное) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
2. совместно проведенный перерыв (перекур) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
3. рассказ о событиях жизни |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
пассивные | ||||||||||||||||||||||||||
1. получение приветствия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
2. получение знаков внимания |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приложение В
Анкета для исследования
взаимоотношений между
(Для сотрудников, работающих более года)
Отдел кадров с целью изучения взаимоотношений между давно работающими и вновь принятыми сотрудниками просит Вас выразить Ваше мнение по ряду вопросов, связанных с Вашей работой и коллективом, в котором Вы трудитесь. Из имеющихся вариантов ответов на вопрос Вам необходимо выбрать ответ, соответствующий Вашему мнению и отметить его галочкой (или знаком Х). Нам очень важно Ваше мнение.
- Имя, фамилию
- Домашний\сотовый телефоны
- Биографические данные
- Ничего, не интересовался этим
- Справляется с работой
- Допускает много ошибок
- Никогда
- 1 раз
- несколько раз
- Никогда
- 1 раз
- Неоднократно
Благодарим Вас за участие в исследовании!
Приложение Г
Анкета для исследования
взаимоотношений между
(Для сотрудников, работающих не более 3-х месяцев)
Отдел кадров с целью изучения взаимоотношений между давно работающими и вновь принятыми сотрудниками просит Вас выразить Ваше мнение по ряду вопросов, связанных с Вашей работой и коллективом, в котором Вы трудитесь. Из имеющихся вариантов ответов на вопрос Вам необходимо выбрать ответ, соответствующий Вашему мнению и отметить его галочкой (или знаком Х). Нам очень важно Ваше мнение.
- Нравится.
- Работа безразлична.
- Не нравится.
- Только напарника и непосредственного руководителя
- Всех сотрудников своего отдела
- Большинство\всех сотрудников отделения
- Обращаюсь к руководителю
- Помогают ребята из отдела
- Пытаюсь решить сам, потому что не знаю, к кому обратиться
- Не знаю, как можно воспользоваться возможностями кухни
- Плохо ориентируюсь в помещениях отделения
- Не знаю, чем заняться во время перерывов в работе
- Сложностей не возникает
Приложение Д
План адаптационных мероприятий
Должность_____________________
Ф.И.О. сотрудника ______________________________
Дата приема на работу ______________________________
Дата окончания испытательного
срока_________________________
Содержание программы адаптации:
I этап (первая неделя) – подготовительная фаза
II этап (вторая неделя) – начальный период
III этап (третья неделя) – период приспособления
IV этап (четвертая неделя) – завершение периода введения в должность
V этап (окончание 3-го месяца)
- подведение итогов
I этап (первая неделя) – подготовительная фаза
Задача – подготовка рабочего места сотрудника и детальное ознакомление его с деятельностью ЗАО «Стокманн».
- необходимо убрать все личные вещи, принадлежавшие предыдущему сотруднику;
- настройка автоматизированного рабочего места под нового сотрудника: создание личного почтового ящика, установка необходимых ля работы программ, ссылка на корпоративный сайт, создание нового пользователя и предоставление ему необходимых полномочий и т.п.;
- положить на рабочее место ручку и записную книжку с логотипами ЗАО «Стокманн».
Ответственное лицо – непосредственный руководитель.
- взаимное представление коллегам;
- представление наставника из числа опытных сотрудников отдела;
- история и специфика конкретного отделения;
- создание мотивации – возможности роста заработной платы, повышения квалификации, должностного роста;
- ознакомление с документами, регламентирующими производственный процесс;
- подписание должностной инструкции.
Ответственное лицо непосредственный руководитель.
- структура управления (включая имена ключевых руководителей, расположение отдельных подразделений);
- оказываемые услуги;
- условия работы – рабочий график, отпуска и выходные, льготы для сотрудников;
- традиции, элементы корпоративной культуры, основные процедуры, существующие в отделении;
- определение круга задач, которые должен будет решать сотрудник;
- функции других сотрудников в отделе;
- порядок взаимодействия с руководителем (приемные часы, круг вопросов);
- принятые в отделе методы планирования, отчетности и контроля;
- порядок взаимодействия с другими отделами;
- ознакомление с производственными функциями и особенностями работы отдела;
- совместное с работником составление учебного плана.
Ответственное лицо – наставник.
- перечень отделов, с которыми придется взаимодействовать в процессе работы;
- технология взаимодействия между подразделениями – письменная или устная форма, документы и особенности их оформления, сроки;
- возможные сложности производственного процесса;
- механизмы решения проблем;
- прецеденты.
- знакомство с порядками и традициями компании;
- продолжительность рабочего дня
- внешний вид
- перерыв на обед
- организация питания
- регламентированные перерывы на чай/кофе и отдых
- пользование телефоном в личных целях
- политика компании в отношении сверхурочных работ
- дни и порядок выплаты зарплаты
- знакомство с внутренним сайтом компании: телефоны сотрудников, дни рождения.
Ответственное лицо – наставник.
- беседа с новым сотрудником;
- беседа с наставником;
- оценка итогов первой ознакомительной недели работы;
- доклад результатов генеральному директору.
Ответственное лицо – руководитель подразделения.
II этап (вторая неделя) – начальный период
Задача – практическое ознакомление со своими обязанностями и требованиями к данной должности.
Ответственное лицо – наставник.
Подведение итогов – первичная оценка соответствия заявленных знаний, умений и навыков реальным. А также доведение результатов выполнения пунктов плана до генерального директора.
Ответственное лицо – руководитель подразделения.
III этап (третья неделя) – период приспособления
Задача – включение в производственный процесс и приспособление нового сотрудника к правовому, социальному и организационному статусу компании; интеграция в межличностные отношения.
Подведение итогов – руководитель
подразделения оценивает
Ответственное лицо – руководитель подразделения и наставник.
IV этап (четвертая неделя) – завершение периода введения в должность
Задача – стабильная работа.
Новый сотрудник осуществляет действия согласно плану на неделю в пределах своей компетенции.
V этап - подведение итогов испытательного срока
За неделю до окончания испытательного срока (до трех месяцев) после обсуждения этого вопроса с непосредственным руководителем и наставником заполняет и представляет в отдел кадров окончательный вариант «Оценки деятельности работника в период адаптации» с обоснованием положительного или отрицательного решения в отношении нового работника, в т. ч. по вопросу изменения размера оплаты труда.
“Согласовано” Директор по персоналу ______________________________ “_____” ______________ 200 __ г. |
“Утверждаю” Генеральный директор №_____ ______________________________ “_____” ________________ 200 __ г. |
Приложение Е
Памятка нового сотрудника
Добро пожаловать! «Как новый член коллектива работников ЗАО «Стокманн» Вы сможете найти в этой памятке ответы на некоторые свои вопросы. Здесь содержится наиболее важная информация о организационной системе. Политика и предоставляемые льготы могут время от времени меняться, и Вас об этом известят по обычным коммуникационным каналам. Если у Вас возникнут какие бы то ни было вопросы, Вы можете в любое время обратиться к руководителю или сотрудникам отдела кадров. Желаем успешно, с удовольствием и пользой потрудиться в ЗАО «Стокманн».