Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:27, курсовая работа
Социальная деятельность – это вид деятельности, предмет которой составляют человек и его потребности. Социальная сфера – сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает ус-ловия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благосос-тояния, образования, воспитания и здравоохранения. Социальная деятельность осуществляется в пределах социальных групп. В ходе курсовой работы рассматривается социальная деятельность внутри организации - социальная ориентация управления организацией.
Введение
1. Понятие социальный менеджмент………………………………………
1.1 Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмен-та………………………………………………………………….
2. Основные факторы развития социальной среды организации ……….
2.1. Потенциал и социальная инфраструктура организации ……………..
2.2. Условия работы и охраны труда ……………………………………..
2.3. Социальная защищенность …………………………………………….
2.4. Социально-психологический климат коллектива…………………….
2.5. Материальное вознаграждение ………………………………………..
2.6. Использование досуга ………………………………………………….
3. Социальная политика государства …………………………………….
3.1. Типы социальной политики государства ……………………………….
3.2. Социальная роль государства …………………………………………..
4. Практическая часть………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………………
Осознание этого закона привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально- ориентированного рынка, к социальному партнерству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Такова критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе экономическое.
В конце XX в. изменилась парадигма общественного развития — не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.
Закон повышения роли субъективного и интеллектуального аспектов в управлении
Закон мерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная — объективно-субъективная.
Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономическим базисом общества. В такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно в результате научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер. Они оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, во многом определяют темпы социального прогресса.
Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи объективной деятельностью разных субъектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т.п. Поэтому, чем выше уровень управления отдельного лидера, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.
Закон доминирования глобальной цели
Уровень субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной цели над целями каждой подсистемы.
Современные тенденции в теории управления
В целом в теории управления понятие «закономерность» обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное изучение законов общественного развития и управления сложными системами, социального и биологического, социального и технического мира, информационной среды, стихийных и сознательных процессов. Интегральное исследование этих закон мерностей — во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, что обеспечение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной среды для предо вращения экологической катастрофы — одна из важнейших закон мерностей социального управления.
Актуальной является разработка доктрины социального управления, что позволяет на деле осуществить системный характер управенческого воздействия. Поэтому разработка управленческой доктрины и ее реализация являются универсальной закон мерностью современного социального управления.
Социальная доктрина
Доктрина социальная — разновидность глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом пространстве, — выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования, выработки любого вида политики, выражающей интересы граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, формирования геополитического пространства.
На этой основе социальная доктрина, во-первых, выделяет главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяет ряд интересов, от удовлетворения которых в первую очередь зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования национального государства; в-третьих, определяет те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, т.е. для повышения качества жизни своих граждан и достижения устойчивого развития общества.
Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества (ноосферой) как теоретической основы общих исходных положений не только социальной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.
Логика построения социальной доктрины включает несколько этапов:
1) определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческих воздействий;
2) оценка проблемной ситуации в этой области;
3) раскрытие алгоритма
разработки социальной
4) выявление принципиальных механизмов социального обустройства общества, которыми руководствуются при разработке концепции устойчивого развития.
Таким образом, речь идет об утверждении новой общественной формации (ноосферно -корпоративной), которая исстари складывалась на территории России и сегодня может стать основой национальной и государственной идеологии, способной вывести Россию из системного кризиса.
Общим вектором реализации современной социальной доктрины российского общества и пути ее реализации является корпоративизм.
Само слово «корпоративизм» происходит от лат. corporatio — объединение, сообщество. В литературе корпорация преимущественно до сих пор была известна как экономическая, т.е. такой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мере развития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих ее форм корпорация все в большей мере рассматривается не только как определенный тип экономической и социальной организации со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политической, духовной). Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными. Таким образом, корпоративизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение. Не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях, и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.
Ясно, что в основу современной доктрины социального управления в России должна быть положена не либерально-рыночная, а ноосферно-корпоративная парадигма общественного развития.
С нашей точки зрения, именно корпоративизм является методологией современного социального управления, именно он определяет механизм достижения социальных целей, возрождения и последующего развития России. Пока социальные цели нашей Конституции только декларируются (социальное государство), но не реализуются, происходит постоянное падение жизненного уровня большей части населения, снижение качества его жизни. Корпоративизм как основной метод реализации социальной доктрины стал мировой практикой общественного развития. На его принципах разрабатывались и реализовывались «прорывные» проекты выведения стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время эти идеи проникли во все уголки земного шара. Корпоративизм как самая динамичная сила в истории цивилизации ныне является международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбы большей части человечества.
Важным, во многом определяющим законом общественного развития является выработка и осуществление социальной политики как главного механизма реализации принципов социального государства, «социально ограниченного рынка». Эта социальная политика разрабатывается и реализуется только на основе общей доктрины развития общества. Корпоративизм является сегодня Тем социально-экономическим механизмом, который позволяет реализовать социальную доктрину.
Закон делегирования функций управления органам самоуправления
Одним из важнейших законов современного социального управления является делегирование функций управления (функции прав, полномочий, ресурсов) органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития.
На наш взгляд, корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Дело в том, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования. Последние при корпоративном хозяйствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечивать здоровый образ жизни своего населения.
Решение этих задач возможно при одном условии: население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.
Поэтому самоуправление — основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций.
Совершенно очевидно, что до достижения этих целей во всем мире еще очень далеко. В России, например, доходы населения крайне низкие (до 80 % бюджета семьи составляют расходы на питание), условия жизни не соответствуют современному уровню цивилизованного развития. У подрастающего поколения нет благ приятной «стартовой площадки» для жизни. Собственность большей части населения сведена к наличию приватизированной квартиры.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод: теория и практика социального управления пока крайне несовершенны, его закон мерности не познаны и повсеместно нарушаются.
Система социального управления должна быть целостной, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывности отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составляющими частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления.
Между управляемой и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональные отношения внутри них с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации).
Различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, повышении его эффективности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закон мерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития, социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития, законы и закон мерности социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.
Информация о работе Социально-ориентированный менеджмент организации