Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:27, курсовая работа
Социальная деятельность – это вид деятельности, предмет которой составляют человек и его потребности. Социальная сфера – сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает ус-ловия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благосос-тояния, образования, воспитания и здравоохранения. Социальная деятельность осуществляется в пределах социальных групп. В ходе курсовой работы рассматривается социальная деятельность внутри организации - социальная ориентация управления организацией.
Введение
1. Понятие социальный менеджмент………………………………………
1.1 Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмен-та………………………………………………………………….
2. Основные факторы развития социальной среды организации ……….
2.1. Потенциал и социальная инфраструктура организации ……………..
2.2. Условия работы и охраны труда ……………………………………..
2.3. Социальная защищенность …………………………………………….
2.4. Социально-психологический климат коллектива…………………….
2.5. Материальное вознаграждение ………………………………………..
2.6. Использование досуга ………………………………………………….
3. Социальная политика государства …………………………………….
3.1. Типы социальной политики государства ……………………………….
3.2. Социальная роль государства …………………………………………..
4. Практическая часть………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………………
Основными принципами социального управления являются:
• единоначалие в принятии решений и коллегиальность при их обсуждении;
• единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
• сочетание отраслевого и территориального управления, приоритетность в достижении стратегических целей, научность социального управления;
• прогнозирование результатов социального управления;
• мотивация (стимулирование) труда;
• ответственность за результаты социального управления;
• рациональная кадровая политика (подбор, подготовка, расстановка, использование кадров);
• экономичность и эффективность управления;
• системность (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
• иерархичность (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
• необходимость разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
• обязательность обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
• сочетание единоначалия и коллегиальности;
• ситуационное управление по прогнозированию возмущений;
• программно-целевое обеспечение;
• делегирование полномочий;
• гуманизм и нравственность в управлении;
• гласность в принятии решения.
Таким образом, принципы социального управления должны основываться на законах развития общества, на законах управления, соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления, учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления, в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.
Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Принципы управления позволяют формировать систему методов управления, формы и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
2 Основные факторы развития социальной среды организации
Социальные факторы применительно к организации выражают содержание изменений в образующих ее социальную среду условиях и адекватные этим изменениям последствия. Их различают, прежде всего, по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.
К основным факторам непосредственной социальной среды организации относятся:
. потенциал организации, ее социальная инфраструктура;
. условия работы и охрана труда;
. социальная защищенность работников;
. социально-психологический климат коллектива;
. материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;
. внерабочее время и использование досуга.
2.1. Потенциал и социальная инфраструктура организации
Потенциал отражает материально-технические и организационно- экономические возможности организации, т.е. ее размеры и территориальное расположение, численность персонала и характер ведущих профессий, профиль производства и объемы выпускаемой продукции (товаров и услуг), форму собственности, состояние основных фондов, финансовое положение. Социальная инфраструктура представлена на рисунке 1 и представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:
- обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.п.;
- медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и т.д.);
- объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.);
- объекты торговли
и общественного питания (
- объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);
- спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно- оздоровительных мероприятий;
- коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.
Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и других условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.
2.2. Условия работы и охраны труда
Условия и охрана труда включают факторы, которые связаны с содержанием совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабочей силы, занятой в данной организации, а также факторы, так или иначе воздействующие на психофизиологическое самочувствие работников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Сюда включается:
- оснащенность организации современной техникой, степень механизации и автоматизации работ, применение эффективных технологий и материалов;
- организация труда
с учетом внедрения
- сокращение тяжелых
и вредных для здоровья работ,
выдача при необходимости
- соблюдение санитарно-
- наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.
Опыт зарубежных и отечественных организаций подтверждает, что внимание к людям, забота об улучшении условий и охраны их труда приносят заметную отдачу, повышают деловой настрой. Средства, потраченные на производственную эстетику, благоустройство рабочего быта, создание комфортных условий для отдыха в перерывах во время трудового дня, окупаются с лихвой ростом производительности труда и качества работы.
Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. На сегодняшний день в
Российской Федерации эти меры, предусматривают:
- обеспечение минимального
размера оплаты труда и
(оклада);
- нормальную продолжительность
рабочего времени, компенсацию
за работу в выходные и
- возмещение вреда
здоровью в связи с
- отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования;
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.
Указанные гарантии реализуются при прямом участии организации.
Денежные выплаты, как правило, производятся из средств организации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или долю минимальной оплаты труда. Система социальной защиты должна страховать работников от риска оказаться в затруднительном материальном положении из-за болезни, утраты трудоспособности или безработицы, придавать им уверенность в надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.
2.4. Социально-психологический климат коллектива
Социально-психологический климат – это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.
В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими.
Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально- психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.
2.5. Материальное вознаграждение
Материальное вознаграждение труда выступает узловым пунктом социального развития организации. В нем состыковываются основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах.
Оплата труда должна основываться на социальном минимуме – на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получения им средств существования не только для себя, но и для своей семьи. Заработная плата в индустриально развитых странах составляет примерно две трети общих денежных доходов населения. В
Российской Федерации к ней добавляются все виды пенсий, стипендии студентов и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и уходу за ребенком, стоимость натуральных продуктов подсобного хозяйства, используемых на личное потребление, а также доходы от собственности, реализации продуктов подсобного хозяйства на рынке и предпринимательской деятельности, включая дивиденды и проценты от вкладов в банки.
Расходную часть семейного, по преимуществу потребительского, бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и внесение различных взносов
(в том числе проценты за кредиты), на покупку товаров краткосрочного и длительного пользования – продуктов питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жилищных, коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на одного человека.
Среднедушевой доход
и соответствующие расходы
Информация о работе Социально-ориентированный менеджмент организации