Социально-психологические методы управления в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы объясняется появившимися в двадцатом столетии тенденциями к рассмотрению менеджмента как процесса управления людьми и взгляд на человека как на объект управления, а не часть механизма. На это указывает не только развитие школ управления, но и появление в конце девятнадцатого века школы психоанализа, созданной З. Фрейдом и обозначившей серьезный перелом в структуре философского и психологического (как теоретического, так и прикладного) знания. В частности, Фрейд указал на наличие многих, не учтённых ранее факторов, влияющих на поведение людей.

Содержание

Глава I. Теоретические основы социально-психологических методов 5
1.1. Основные группы социологических методов управления 6
1.2. Основные используемые психологические методы управления 10
Глава II. Технология использования социально-психологических методов 16
2.1. Способы психологического воздействия руководителя на подчиненных 16
2.2. Проблемы использования социально-психологических методов управления и негативные последствия психологического влияния 20
Глава III. Анализ используемых социально-психологических методов управления в деятельности ЗАО «Шоро» 25
3.1. Общая организационная характеристика ЗАО «Шоро» 25
3.2. Анализ используемых социально-психологических методов управления в деятельности ЗАО «Шоро» 29
3.3. Рекомендации по использованию социально-психологических методов в деятельности ЗАО «Шоро» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Дмитриенко.docx

— 262.35 Кб (Скачать файл)

Тема: Социально-психологические  методы управления в менеджменте

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Теоретические основы социально-психологических методов 5

1.1. Основные  группы социологических методов  управления 6

1.2. Основные  используемые психологические методы  управления 10

Глава II. Технология использования социально-психологических методов 16

2.1. Способы   психологического воздействия руководителя  на подчиненных 16

2.2. Проблемы  использования социально-психологических  методов управления и негативные  последствия психологического влияния 20

Глава III. Анализ используемых социально-психологических методов управления в деятельности ЗАО «Шоро» 25

3.1. Общая  организационная характеристика  ЗАО «Шоро» 25

3.2. Анализ  используемых социально-психологических  методов управления в деятельности  ЗАО «Шоро» 29

3.3. Рекомендации  по использованию социально-психологических  методов в деятельности ЗАО  «Шоро» 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

ЛИТЕРАТУРА 38

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе будет рассмотрена  основная задача современного менеджмента –  активизация деятельности человека. Активизировать деятельность человека – значит, добиться того, чтобы он работал добросовестно, с полной отдачей. Но человеческий фактор многогранен и включает в себя совокупность различных свойств человека (социальных, психологических, биологических), которые проявляются в его действиях и работе. Многие успехи или ошибки зависят от того, с какой ответственностью люди относятся к своему делу, каковы отношения между ними в процессе совместного труда и т.д. А, как известно, «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (И.А. Крылов).

Актуальность данной темы объясняется появившимися в двадцатом  столетии тенденциями к рассмотрению менеджмента как процесса управления людьми и взгляд на человека как на объект управления, а не часть механизма. На это указывает не только развитие школ управления, но и появление в конце девятнадцатого века школы психоанализа, созданной З. Фрейдом и обозначившей серьезный перелом в структуре философского и психологического (как теоретического, так и прикладного) знания. В частности, Фрейд указал на наличие многих, не учтённых ранее факторов, влияющих на поведение людей. 

Зарубежные социологи  утверждают, что отношение к работнику  имеет не менее важное значение в повышении эффективности и производительности его труда, чем даже такой фактор, как деньги. В настоящее время многие крупные американские, немецкие, финские и японские фирмы содержат специальных психологов-консультантов, в обязанности которых входит знать о заботах каждого рабочего, давать ему советы. С помощью таких консультантов капиталист  стремится дать почувствовать работнику, что предприятие окружает его «подлинно человеческим теплом и вниманием. Дело здесь, конечно, не только и не столько в «тепле и понимании», сколько в стремлении получить от работника максимум того, что он может дать. Американские социологи утверждают, что правильная эксплуатация психики трудящегося может принести не меньший экономический эффект, чем дает автоматизация производства.

Объектом курсовой работы являются методы управления в менеджменте. Предмет курсовой работы – социально-экономические методы управления.

Целью курсовой работы, является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины и развитие практических навыков  применения теории к реальной деятельности предприятий и организаций. В  соответствии с целью необходимо выделить следующие задачи:

  • изучить теоретические положения, справочную и научную литературу по избранной теме;
  • собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа;
  • провести анализ данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;
  • сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по совершенствованию системы управления (или ее элементов).

При разрешении поставленных задач  для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования

Характеристика источников для  написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, учебная  литература; во-вторых, опубликованная экономическая практика в официальных изданиях. При разработке практической части курсовой использовался инвестиционный меморандум ЗАО «Шоро».

Глава I. Теоретические основы социально-психологических методов

Социально – психологические  методы – это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу к способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

1) социологические методы, которые направлены на группы  людей и их взаимодействия  в процессе трудовой деятельности;

2) психологические методы, которые направленно воздействуют  на личность конкретного человека.

Эти методы подразумевают  внедрение различных социологических  и психологических процедур в  практику управления:

  • выявление индивидуально-психологических особенностей членов коллектива и использование их в процессе управления;
  • установление в коллективе благоприятного социально-психологического климата (хороших отношений и взаимопонимания между всеми членами коллектива);
  • развитие деловой активности и инициативы работающих;
  • формирование, сохранение и развитие заводских традиций и обычаев;
  • применение различных форм морального поощрения;
  • формирование правильного стиля руководства коллективом;

планирование социального  развития коллектива.1

1.1. Основные группы  социологических методов управления

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с  их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет  руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % - от умения работать с людьми.

Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение  в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический  климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться.2

Социологические исследования в коллективе могут проводиться  различными методами. Источники социологической информации:

    • статистическая документация;
    • статистические справочники;
    • коллективное обсуждение проблем;
    • наблюдение;
    • анкетирование;
    • интервью.

 Один из наиболее  распространенных методов – анкетирование. Вопросы анкеты могут быть закрытыми и открытыми. В анкетах не должно быть большого количества вопросов, т.к. в этом случае опрашиваемый переходит на небрежное и формальное ее заполнение. Широко применяется и другой метод социологического исследования – интервьюирование. Это – целенаправленный опрос и сбор необходимого материала путем личного контакта с опрашиваемым. Интервью имеет по сравнению с анкетированием то преимущество, что опрашиваемому могут быть поставлены дополнительные вопросы, позволяющие уточнить ответ.

Важным методом социологического исследования является непосредственное наблюдение. Значение этого метода можно охарактеризовать пословицей: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Каждый руководитель, встречаясь с сотрудниками, посещая цеха и участки производства фиксирует, и накапливает конкретный материал для оценки складывающихся ситуаций в коллективе и принятия более правильного решения по тому или иному вопросу. 3

В число методов социологического исследования входит и изучение документов. Изучение документов может дать руководителю много полезной информации социального характера. Такими документами являются личными дела, протоколы собраний, решения, заявления, докладные и др. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

К социологическим методам  управления относятся: методы управления социально-массовыми процессами; методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами; методы управления индивидуально-личностным поведением. (См. таблицу 1.1.)

Таблица 1.1.

Социологические методы управления

Методами  управления социально-массовыми процессами являются, например, регулирование движения кадров, плановая подготовка и распределение кадров, закрепление кадров, повышение престижа профессий и др.

К методам  управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами относятся социальное планирование развития коллектива, методы повышения социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др. Благоприятный социально-психологический климат, творческая активность работников формируются в коллективе с помощью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение положительного опыта, новаторство, наставничество и др.

К социологическим  методам управления индивидуально-личностным поведением относятся: создание благоприятных условий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.); формирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должностных инструкций и др.); надлежащая постановка воспитательной работы; создание благоприятного психологического климата в коллективе; сложившиеся традиции и др. Начальник, наряду с высокой требовательностью к подчиненным, обязан: создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; уважать честь и достоинство подчиненных; не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности.

На основе результатов  социологических исследований разрабатываются и применяются также методы социального регулирования, нормирования и морального стимулирования. Методы социального регулирования используются для упорядочения отношений в коллективе. К ним относятся: методы повышения социально-служебной активности (обмен опытом, почин, критика, самокритика, агитация, пропаганда, соревнование); методы социальной преемственности (торжественные собрания, вечера, чествование ветеранов, совещания передовых работников по профессии и др.). К методам социального регулирования и нормирования относятся методы, которые призваны закреплять и развивать отношения, соответствующие системе управления. Это — установление моральных и иных норм. Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.

Итак, знание социологических  методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический  климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого  целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические  исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.

1.2. Основные используемые  психологические методы управления

 

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. 4

К психологическим методам управления относятся: методы комплектования малых групп и коллективов; методы гуманизации труда; методы психологического побуждения (мотивации); методы профессионального отбора и обучения.5

Методы комплектования малых групп и коллективов предоставляют возможность определить оптимальные количественные соотношения между работниками в малых группах и коллективах. Посредством социологических исследований выявляются симпатии и антипатии внутри коллектива, определяется место каждого его члена на основе психологической совместимости работников в коллективе (группе). От психологической совместимости работников, основанной на оптимальном сочетании их психологических свойств, в значительной степени зависит психологический климат в коллективе.

Информация о работе Социально-психологические методы управления в менеджменте