Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлены тем, что условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как социально-психологический климат.
Введение………………………………………………………………………….
3
1.
Понятие социально-психологического климата в коллективе и
факторы его формирования…………………..……………………………
5
1.1.
Сущность и структура социально-психологического климата
организации.......................................................................................
5
1.2.
Факторы формирования социально-психологического климата.
10
2.
Методология управления социально-психологическим
климатом в таможенном органе………………………...…………..…….
16
2.1
Роль руководителя в формировании социально-психологического климата……………………………………...…
16
2.2
Механизмы оптимизации социально-психологического
климата в таможенных органах………………………………….
25
Заключение……………………………………………………………………….
35
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение…………………………………………………
К факторам социальной микросреды относятся: система морального стимулирования и оценка труда; индивидуально-психологические особенности членов коллектива, в том числе и руководящего состава; личность руководителя, характеристики его взаимодействия с подчиненными10.
Значимость морального стимулирования в формировании благоприятного социально-психологического климата определена выраженностью оценочного компонента этой системы, часто недооцениваемого руководителями. Моральное стимулирование удовлетворяет потребность человека в социальном одобрении, а это является сильным фактором воздействия. Недооценка значения этой системы или пренебрежение основными принципами ее построения ведет к ухудшению социально-психологического климата в коллективе, вызывает недоброжелательство, отчуждение по отношению к поощрениям, расслоение коллектива.
Следует отметить взаимообусловленность внешних и внутренних фактов и социально-психологического климата (состояние социального здоровья коллектива).
Внешняя и. внутренняя среда взаимодействуют на социально-психологический климат не прямо, а косвенно, через восприятия людей. Восприятие определяется принадлежностью людей к социальной группе в зависимости от характера и содержания труда, места и роли в иерархической структуре управления, профессии, пола, возраста, семейного положения и образования, комплекса социально-психологических характеристик (потребностей, интересов, мотивов поведения).
Базовыми компонентами системы социально-
Социальные группы усваивают ценности, соответствующие их положению в обществе. Помимо этого каждая группа формирует собственную систему ценностей, существуют методики исследования ценностных ориентаций малых групп.
Следующим элементом социально-
Нормы поведения - это базовый компонент социально-психологического климата. При исследовании социально-психологического климата наиболее интересным является выявление соотношения принятых общественных, групповых и индивидуальных норм поведения.
Социальная норма представляет собой систему представлений, составляющих определенный шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимой для совершения совместных согласованных действий.
Социальные нормы формируются на базе ценностей коллектива. Их основное назначение в том, чтобы обеспечить соответствие поведения каждого работника общеколлективным ценностям.
Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на социально-психологический климат. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.
На степень психологической
совместимости сотрудников
Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический12:
Психофизиологический уровень
совместимости имеет в своей
основе оптимальное сочетание
Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.
Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию13.
Выявление основные факторов социально-психологического климата можно строить на основе практических (наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, анализ движения кадров и состояния служебной дисциплины, обобщение независимых характеристик и др.) и психологических методов, требующих специальной подготовки (социометрический опрос, анкетирование, шкалирование и др.)14.
При наблюдении и беседе с работниками целесообразно использовать косвенные признаки (показатели) уровня развития социально-психологического климата.
Для благоприятного (зрелого, здорового) социально-психологического климата свойственны:
Таким образом, социально - психологический климат отражает характер взаимоотношений между сотрудниками, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.
Социально-психологический климат - результат совместной деятельности людей, проявляется в настроении и мнении коллектива, индивидуальном самочувствии, оценке условий жизни и работы личности в коллективе. Для управления этим процессом руководителю коллектива важно знать факторы, влияющие на социально-психологический климат, признаки его проявления и иметь объективную оценку этого явления.
2.1 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата
Очень большое влияние
на коллектив оказывает
Чем выше ранг руководителя, тем меньше возможностей личного контакта с подчиненными и тем меньше доля воздействия руководителя на подчиненного в чистом виде присутствует в общем труде. Однако она присутствует опосредованно через стиль, характер труда руководителя, через широту огласки его оценочных суждений по поводу социально значимого коллективного труда, через его моральный облик в труде и быту, через его социальную активность и многое другое. В то же время, чем больше масштабность задач, выполняемых таким руководителем, тем больше ответственности за результаты труда всего коллектива. Следовательно, ошибки в труде руководителя имеют огромную негативную значимость не только в экономике, но и в воспитании коллектива и личности. Кроме того, воспитательный аспект функций руководителя усиливается за счет зафиксированных общественных отношений в каждой из специфических функций, в конечном итоге обеспечивающих конкретный фронт работ подчиненных, а через них влияющих на процесс становления личности. Формирующий эффект усиливается при интегративности всех функций в системное единство. Это обязывает руководителя не пренебрегать взаимосвязью функций и осознавать, что только их совокупное проявление может включить социальные механизмы регуляции поведения подчиненных, наряду с механизмами воспитания, для целей формирования эффективной организации16
Руководитель, заботящийся о благоприятном
социально-психологическом
Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию какой-либо идеи, а к действию - фактическому труду, необходимому для достижения целей организации17. А для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть.
В свою очередь власть базируется на влиянии руководителя на членов коллектива. Влияние – это поведение любого индивида, которое вносит изменения в мировосприятие другого человека. Сила влияния руководителя на коллектив определяется его положением и властью, авторитетом занимаемой должности и его личным авторитетом. Но, как и власть, авторитет бывает различных видов.
Так Р.Л. Кричевский выделил 3 формы авторитета руководителя: моральный, функциональный и формальный18. Первые две формы образуют психологический авторитет, а последняя – должностной авторитет работника. Формальный (или служебный) авторитет обусловлен также набором властных полномочий, прав, которые дает занимаемый пост. Но получить 100% отдачу от работника руководитель может, лишь опираясь ещё дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из морального и функционального. Но личный авторитет не приходит сам по себе. Его необходимо завоевать своей энергией, своим влиянием на людей, а не только личностными качествами. Важно отметить, что большое значение в завоевании авторитета играет единство слова и дела.
Д.Н.Карпухин считает, что авторитет складывается из многих элементов, важнейшие из которых следующие: компетентность, выполнение своих должностных обязанностей, стиль руководства19.
Авторитет проявляется в доверии членов коллектива к руководителю, в поддержке принятых им направлений в работе, в одобрении стиля работы руководителя, в высокой оценке его личных качеств. Имея такой авторитет, руководитель оказывает положительное влияние на поведение подчиненных, на складывающиеся взаимоотношения. По словам Шепеля В., авторитет – это нравственная воля, которой подчиняются люди добровольно20. Чем авторитетнее руководитель, тем масштабнее и сильнее его нравственное влияние на людей, на мотивы их служебных поступков, в том числе и при разрешении либо предотвращении конфликтов. Думается, что последнее качество является одной из главных целей руководителя в регулировании коммуникативного процесса в организации.
Данная функция является неотъемлемой для управленца, так как самой сложной комплексной сферой общественных отношений являются именно управленческие отношения. Это отношения между людьми, коллективами, социальными группами, которые возникают в процессе осуществления управленческих функций в обществе.
Наряду с этим в личности руководителя можно выделить три стороны, которые непосредственно влияют на социально-психологический климат: стиль руководства; тип установки руководителя по отношению к подчиненным; личный пример в поведении, собственное отношение к деятельности.
Влияние личного примера руководителя на подчиненных также очень существенно. Если он сам включен в деятельность, получает от нее удовольствие, то этим настроением заражает и подчиненных. Внимание к межличностным отношениям, личная доброжелательность и самоконтроль поведения вызывают соответствующее настроение в коллективе.
Выполнение разнообразных функций руководителя осуществляется различными методами, которым соответствует конкретный стиль работы21.
В зависимости от степени формализации способов воздействия руководителя на личность и коллектив различают директивный, товарищеский и попустительский методы и соответственно формалистический, авторитетный и свойский стили.
Директивный метод порожден
преобладанием официальных
Информация о работе Социально-психологический климат в таможенном коллективе: условия формирования