Социально-экономическая сущность занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблема занятости населения является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Занятость населения. 5
1.1 Понятие занятости населения. 5
1.2. Уровень занятости населения. 11
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в декабре 2013 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) 16
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости. 20
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения. 20
3.2. Гарантии государства в области занятости, компенсации увольняемым гражданам и безработным. 25
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ. 34
Заключение. 38
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

УТР.docx

— 76.23 Кб (Скачать файл)

Содержание:

      Введение.

3

Глава 1. Занятость населения.

5

1.1 Понятие занятости населения.

5

1.2. Уровень занятости  населения.

11

Глава 2. Анализ состояния  рынка труда Российской Федерации  в декабре 2013 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости)

 

16

Глава 3. Государственная  политика и социальная поддержка  населения в области занятости.

20

3.1. Цель и виды государственной  политики занятости населения.

20

3.2. Гарантии государства  в области занятости, компенсации  увольняемым гражданам и безработным.

 

25

3.3. Перспективы и основные  пути повышения занятости в  РФ.

34

Заключение.

38

Список использованных источников.

40

   
   
   
   
   

 

 

1. Введение    

Проблема занятости населения является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения  представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное  использование которого является необходимым  фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени  основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом. В современный период развития рынка  очевидна потребность во всестороннем анализе и глубокой проработке теоретических  и методологических аспектов государственного регулирования занятости в целях  достижения наиболее полного использования  трудовых ресурсов общества. Актуальность  данной курсовой работы особенно возрастает в настоящее время в связи  с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию  занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере  от федерального центра на уровень  субъектов Российской Федерации. Несмотря  на то, что проблемы государственного регулирования занятости и рынка  труда стали предметом исследования многих отечественных экономистов  в качестве самостоятельного объекта  анализа или как части комплексной  проблемы государственного регулирования  рыночной экономики, ключевые вопросы  трансформации государственного воздействия  на занятость и рынок труда, возрастающие требования к регулированию занятости  остаются в числе проблем, требующих  всестороннего рассмотрения и исследования.

Основная  цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту. 
     Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:  
     раскрыто  экономическое содержание занятости  населения как экономической  категории, показана ее связь с категорией рынка труда; 
     показано  своеобразие процесса формирования и функционирования государственного регулирования занятости в России как части общей системы регулирования  рыночной экономики; 
     раскрыты  принципы организации государственного регулирования и механизмы воздействия  на занятость на федеральном и  региональном уровнях; 
     предложены  меры по активизации государственного воздействия на занятость на региональном уровне в связи с расширением  полномочий субъектов Российской Федерации. 
 

 

Глава 1. Занятость населения 
1.1.Понятие  занятости населения    
   Занятость населения является важной социально- экономической категорией, связанной с реализацией права чело века «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (Конституция РФ, статья 37, пункт 1). Понятие «занятость населения» при всей, на первый взгляд, очевидности содержит вопросы, которые требуют своего рассмотрения. 
   Федеральный закон РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» трактует занятость  населения как «деятельность  граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход» (ст.1 пункт 1). Однако  нужно отметить, что подобное понятие противоречит данному в этом же Законе (ст. 2) понятию «занятые», к которым относят не только разные категории работающих, но также и тех, кто временно отсутствует на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации,   забастовкой   и   иными   подобными   причинами. Следовательно, занятость характеризуется не только деятельностью, но и периодами временного бездействия людей в связи с болезнью, периодами отпусков и т.п. Более того, можно быть занятым, но не работать в силу того, что окончилось рабочее время и наступило время отдыха. В терминологии необходима точность и строгость формулировок. 
   Более точным, с нашей точки зрения, социально-экономическую категорию занятость населения можно определить, как состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость - это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход. 
   Другим  состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы будет безработица. 
   Состояние занятости напрямую связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 г., категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях МОТ, которым следует Госкомстат России.

 

 

 

      Особенности определения показателей  численности занятых 

По  методологии МОТ (методике Госкомстата Российской Федерации от 25 мая 1993 г.)

По Федеральному закону «О занятости населения в  Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 г.

1

2

Занятые это: лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а  также лица младших  возрастов,  которые  в рассматриваемый период:    •   выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую  доход  работу     самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность; 
    •   выполняли работу без оплаты на семейном предприятии  
   (Военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по методологии МОТ относятся к наемным работникам.) 
  

Занятые это граждане:    •   работающие  по  трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего   времени,   а   также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением    общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске)*;  
  •   зарегистрированные     в  качестве         индивидуальных предпринимателей; 
   •   занятые   в   подсобных промыслах    и    реализующие продукцию по договорам; 
   • выполняющие     работу по    договорам    гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, , заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные  
или утвержденные на оплачиваемую должность; 
проходящие      военную службу, альтернативную гражданскую   службу,   а   также  
службу в органах внутренних дел, Государственной  противопожарной службе, учреждениях    и    органах    уголовно-исполнительной системы; 
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных   учреждениях,   учреждениях   начального   профессионального   и высшего профессионального    образования    и других   образовательных   учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;   

временно  отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения  
содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других  
подобных причин;

Временно  отсутствующие  на рабочем месте в связи с не трудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных     обязанностей     или иными   уважительными   причинами.   

Не  включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений


 

 

  
  
    * Из  числа граждан, участвующих в  общественных работах, Федеральный закон от 10.01.2003 г. относит к занятым: впервые ищущих работу; уволенных более одного раза в течение года за виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремящихся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва; отчисленных за виновные действия с обучения после направления туда службой занятости; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности) или пройти переподготовку после окончания первого (годового) периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. 
    Сравнение категории «занятые» в обоих  источниках показывает, что Федеральный закон в отличие от рекомендаций МОТ и методики Госкомстата России от 25 мая 1993 г., помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что по существу совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях. 
     Что касается общественных работ, то трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» к занятым, а другая - к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва, и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым? Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно. 
    Относительно  обучающихся очно положение более  понятное. В самом деле, обучающиеся очно - люди занятые, такими их считает Федеральный закон. Но следует понимать, что в методике Госкомстата России речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности - дневного обучения - они должны быть экономически не активны, то есть не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка1
    Подобное, казалось бы, разночтение согласуется  при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др. 
    Продуктивная  занятость - это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, определенной в соответствии с методологией учета занятости МОТ и методикой Госкомстата России. 
   Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Федеральном законе о занятости населения (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот занятыми не считает). 
    Полная  занятость - это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени. 
    Рациональная  занятость - определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально-полезной. Уровень рациональной занятости - гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического развития страны определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается. 
    Эффективная занятость - теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость нужно максимизировать. 
  Скрытая занятость - это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду замости относится теневая экономика или ее неформальный сектор - нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п. 
    Частичная занятость - форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная Трудовым кодексом РФ, составляет не более 40 часов. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами также для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительность трудовой нагрузки работника дает основание относить его к частично занятому. 
    Временная занятость - такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может быть от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, для работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, для выполнения сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей. 
    Гибкая  занятость - форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда, такими как:

нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность  рабочего времени меньше, чем установлено  государственными нормативами. К ним  относятся: режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа; 
нестандартные организационные формы найма работников в  виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера,  трехсторонних  соглашений  между  службой занятости, предпринимателем и временным работником;    

нестандартные способы работы и рабочие места, к которым  
относятся надомный труд - выполнение производственного задания  
в домашних условиях, работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.; 
    • самозанятость граждан, которая  осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или с помощью членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п. 
    Иногда  к гибким формам занятости относят  гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что по нашему мнению неточно. Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы. 
   В статистике зарубежных стран можно  встретить понятие альтернативные виды занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относятся: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работа по вызову; работа по выходным дням; надомный труд и др. гибкие формы занятости. 
   Гибкие  формы занятости заключаются  в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких, как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь. Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников2
В экономической  литературе встречается понятие  избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической гибкости были низкий уровень заработной платы, задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы.

Информация о работе Социально-экономическая сущность занятости