Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:24, курсовая работа
Проблема занятости населения является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
Введение. 3
Глава 1. Занятость населения. 5
1.1 Понятие занятости населения. 5
1.2. Уровень занятости населения. 11
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в декабре 2013 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) 16
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости. 20
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения. 20
3.2. Гарантии государства в области занятости, компенсации увольняемым гражданам и безработным. 25
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ. 34
Заключение. 38
Список использованных источников.
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- сочетание самостоятельности
органов государственной
- координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
- координация деятельности
государственных органов,
- обеспечение занятости
в местах проживания коренных
малочисленных народов и
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Деятельность органов службы занятости осуществляется согласно с федеральными целевыми программами содействия занятости населения Российской Федерации и соответствующим им региональным программам.
Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являются активные меры на рынке труда.
Активная политика занятости
— это совокупность правовых, экономических
и организационных мер
Такая политика включает в себя мероприятия:
- по профилактике — предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест;
- профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конкурентоспособности;
- активному поиску и подбору рабочих мест;
- субсидированию создания новых рабочих мест на существующих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда;
- организации новых рабочих мест путем организации специализированных производств, общественных и временных работ;
- поддержке предпринимательской инициативы и развитию само занятости безработных;
- квотированию рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан и др.
Активные меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы:
1) меры, определяющие содержание основных программ. Они финансируются из средств, направленных на содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отношения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в трудоустройстве — подбор подходящей работы и профессиональное консультирование — профориентация, проф. информация, психологическая поддержка и др.;
2) меры, составляющие содержание специальных программ. Они финансируются за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. Среди таких мер находится профессиональное обучение безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения, общественные работы, субсидирование временной занятости граждан, содействие гражданам в переезде с целью трудоустройства в другую местность и др. Масштаб проведения подобных мер зависит от объема выделенных на эти цели средств.
Пассивная политика занятости заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий.
Она включает в себя:
- выплату гарантированных государством пособий по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий — оказание материальной помощи (выплату социального пособия);
- выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;
- организацию дешевого питания в специальных столовых и др. Политика в области занятости населения находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содействия занятости населения.
В соответствии
с Конституцией РФ, Трудовым кодексом
Российской Федерации и Законом
о занятости населения
- свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
В системе рыночной экономики
предприятия и учреждения подвержены
воздействию сил конкуренции, которые
могут привести к необходимости
реструктуризации производства, его
сокращению или даже ликвидации. Если
подобные действия происходят, то трудовым
законодательством
При увольнении граждан в
связи с ликвидацией
Размер выходного пособия ограничивается двухнедельным средним заработком работника, если расторжение трудового договора происходит в связи:
а) с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья;
б) призывом работника на военную службу или альтернативную гражданскую службу;
в) восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
г) отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность.
При сокращении численности или штата работников преимущественное право оставления на работе имеют работники с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равенстве этих показателей преимущество оставления на работе имеют: семейные работники, имеющие двух и более иждивенцев; работники, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работники, получившие в данной организации трудовое увечье или профзаболевание; инвалиды Великой Отечественной войны и некоторые другие.
При сокращении численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую работу или вакантную должность в соответствии с его специальностью и квалификацией.
Работодатель также обязан предупредить работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности персонала (штата) не менее чем за два месяца до увольнения.
Гражданам, увольняемым из
организаций в связи с
Жены (мужья) военнослужащих
и граждан, уволенных с военной
службы, имеют при прочих равных
условиях преимущественное право поступления
на работу на государственные и
Безработным
гражданам государство
- бесплатные услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
- обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
- компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
- бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Гражданам, которые особо
нуждаются в социальной поддержке
и испытывают дополнительные трудности
на рынке труда и в поиске работы
(к таким категориям относится
молодежь после окончания школы
и других учебных заведений; лица
пред пенсионного возраста; пенсионеры;
граждане, освобожденные из учреждений,
исполняющих наказание, и некоторые
другие), государство обеспечивает
дополнительные гарантии путем разработки
и реализации целевых программ содействия
занятости, создания дополнительных рабочих
мест и специализированных организаций
(включая организации для
На успех трудоустройства во многом влияет возраст граждан, особенно это ощутимо для лиц пред пенсионного возраста. В этом случае при условии их согласия таких граждан направляют на досрочную пенсию. На время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, участвует в оплачиваемых общественных работах, переезжает в другое место по направлению службы занятости для трудоустройства, а также в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, исполнения государственных обязанностей, трудовой стаж не прерывается.
Одной из мер, относящихся к социальным гарантиям и компенсациям, безработным гражданам, является выплата им стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.
Размер стипендии для граждан, уволенных по собственному желанию, а также по другим основаниям (за исключением тех граждан, которые утратили способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания), устанавливается при наличии соответствующего стажа работы в размере 75% их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не ниже 30% этого минимума.
Ранее не работавшим и впервые ищущим работу, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины и в некоторых других случаях стипендия устанавливается в том же размере, что и для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.
Для тех граждан, которые утратили способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия устанавливается за счет средств организаций, в которых они работали, в размере 100% среднего их заработка за последние три месяца, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не ниже 30% этого минимума. Во всех случаях минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 руб.
Важной мерой государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, которая осуществляется органами службы занятости.
Так, пособие безработным гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее,26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
В этом случае величина пособия по безработице начисляется:
а) в первом (12месячном периоде) в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца — в размере 60%; в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не ниже 30% этого минимума;
Информация о работе Социально-экономическая сущность занятости