Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:24, курсовая работа
Проблема занятости населения является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
Введение. 3
Глава 1. Занятость населения. 5
1.1 Понятие занятости населения. 5
1.2. Уровень занятости населения. 11
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в декабре 2013 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) 16
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости. 20
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения. 20
3.2. Гарантии государства в области занятости, компенсации увольняемым гражданам и безработным. 25
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ. 34
Заключение. 38
Список использованных источников.
б) во втором (12месячном) периоде выплаты — в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
Если гражданин признан безработным, но ранее не работал и впервые ищет работу, стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволен за нарушение трудовой дисциплины, отчислен за виновные действия с обучения, на которое был направлен органом службы занятости, и в некоторых других случаях величина пособия по безработице исчисляется:
а) в первом (6месячном) периоде выплаты — в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации;
б) во втором (6месячном) периоде выплаты — в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
Особые условия предусмотрены и для граждан, уволенных из организаций по собственному желанию (за исключением случаев, специально оговоренных в Законе о занятости населения в Российской Федерации, например, в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора, в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы в данной местности, и др.) и признанных безработными.
В этом случае пособие по безработице начисляется:
а) в первом (6месячном) периоде выплаты — в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации;
б) во втором (6месячном) периоде выплаты — в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц пред пенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяцев.
Гражданам, которые подверглись
воздействию радиации вследствие радиационных
аварий и катастроф и признаны
в установленном порядке
Большая часть безработных
граждан, не найдя работу в течение
12-месячного периода выплаты
Одним из направлений поддержки
доходов безработных граждан
явилось дотирование путевок
детям безработных в лагеря отдыха
и оздоровительные учреждения. Преимущественным
правом на получение таких средств
пользовались безработные женщины,
воспитывающие детей
Федеральным законодательством предусмотрены и условия, при которых выплата пособий по безработице органами службы занятости прекращается, приостанавливается или производится в сниженном размере.
Условиями прекращения выплаты пособия по безработице являются:
- признание гражданина занятым;
- прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, повышение квалификации по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
- более чем месячная неявка без уважительных причин в органы службы занятости;
- переезд безработного в другую местность;
- попытка получения или получение пособия по безработице обманным путем;
- осуждение лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
- назначение пенсии по старости или за выслугу лет;
- отказ от посредничества органов службы занятости;
- смерть безработного.
Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;
- отказа по истечении 3месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах;
- отказа гражданина, впервые ищущего работу, от направления на обучение органами службы занятости;
- увольнения с последнего места работы (службы) за виновные действия;
- некоторых других причин, точно указанных в Законе о занятости населения в Российской Федерации.
Размер пособия по безработице
может быть сокращен на 25% на срок до
одного месяца, если безработный без
уважительных причин не явился на переговоры
о трудоустройстве с
Пособие по безработице не
выплачивается в периоды: отпуска
по беременности и родам; выезда безработного
из места постоянного проживания
в связи с обучением в вечерних
и заочных учреждениях
Во всех перечисленных случаях решение о прекращении, приостановке выплаты или снижении размера пособия по безработице принимается органом службы занятости с уведомлением об этом безработного.
В подавляющем большинстве (более чем в 80%) развитых стран с рыночной экономикой финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Подобные решения находятся в соответствии с рекомендацией Международной организации труда № 67, где говорится, что пособие по безработице должно выплачиваться в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей.
Российским законодательством
также предусмотрена
Национальные законодательства
государств определяют, как правило,
следующие условия получения
пособий по безработице: вынужденный
характер безработицы; способность
лица заниматься трудовой деятельностью;
готовность согласиться на предлагаемое
рабочее место; активный поиск работы.
Если ранее системы страхования
по безработице охватывали только лиц
наемного труда, то в последнее время
наблюдается тенденция к
Фонды страхования по безработице в большинстве развитых стран мира формируются путем взносов предприятий (из фонда оплаты труда) и самих работников (с заработной платы). Так, до последнего времени в Германии из того и другого источников отчислялось по 3,15%; в Канаде — 3,29% из фонда оплаты труда предприятий и 2,35% с заработной платы работников; во Франции предприятия платили 4,2% величины фонда оплаты труда, а работники — 2,31% получаемой заработной платы; в Швеции и Италии фонд занятости формировался только за счет предприятий в размерах 2,18 и 1,6% соответственно.
В формировании фондов защиты от безработицы активное участие в ряде стран принимает государство. Так, в Японии государство покрывает 25—33% расходов на пособия по безработице. В других странах величина участия государства в расходах на страхование по безработице характеризуется следующими цифрами: Великобритания — 13%, США — 18%, Франция — около 35%, Швеция — в пределах 40%.
Государственная политика занятости
в Российской Федерации до 2001 г. проводилась
в основном за счет средств Государственного
фонда занятости населения
3.3 Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ
Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объективно требует разработки государственной политики занятости и механизма ее реализации, включая социальную поддержку безработных.
Общество, формирующее в
экономике рыночные отношения, признает
безработицу в качестве спутника
этой системы. В этих условиях содержание
полной занятости сводится не к максимальному
вовлечению трудоспособного населения
в сферу общественного
Система регулирования занятости
посредством корректировки
Регулирующая функция
государства состоит в том, чтобы
максимально сблизить спрос на наемную
рабочую силу (со стороны работодателей)
и предложения трудоспособного
населения. Причем сближение и сбалансированность
необходимо обеспечить не только по количеству
и качественной структуре, но и во
времени и пространстве, на макроуровне
и на микроуровне. В силу регулирования
занятости объектом микроуровня
является предприятие, как первичное
звено экономики, и город (населенный
пункт), как первичное звено
Исходным пунктом
Концепция государственной
политики занятости должна базироваться
на критериях экономической
Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. До середины 1992 года в этом деле задействованными оказались Министерство труда и занятости, Министерство экономики и Министерство образования.
По моему мнению, состав
центральных органов
Разработка и реализация
политики занятости населения во
многом зависит от взаимодействия органов
государственной службы занятости
"по вертикали" и "по горизонтали"
индивидуализированных
Информация о работе Социально-экономическая сущность занятости