Социально-экономическая сущность занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблема занятости населения является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Занятость населения. 5
1.1 Понятие занятости населения. 5
1.2. Уровень занятости населения. 11
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в декабре 2013 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) 16
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости. 20
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения. 20
3.2. Гарантии государства в области занятости, компенсации увольняемым гражданам и безработным. 25
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ. 34
Заключение. 38
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

УТР.docx

— 76.23 Кб (Скачать файл)

б)           во втором (12месячном) периоде выплаты — в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.

Если гражданин  признан безработным, но ранее не работал и впервые ищет работу, стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более  одного года) перерыва, уволен за нарушение  трудовой дисциплины, отчислен за виновные действия с обучения, на которое  был направлен органом службы занятости, и в некоторых других случаях величина пособия по безработице  исчисляется:

а)            в первом (6месячном) периоде выплаты — в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации;

б)           во втором (6месячном) периоде выплаты — в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.

Особые условия предусмотрены  и для граждан, уволенных из организаций  по собственному желанию (за исключением  случаев, специально оговоренных в  Законе о занятости населения  в Российской Федерации, например, в  связи с нарушением работодателем  коллективного или трудового  договора, в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы в данной местности, и др.) и признанных безработными.

В этом случае пособие по безработице начисляется:

а)            в первом (6месячном) периоде выплаты — в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации;

б)           во втором (6месячном) периоде выплаты — в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.

Продолжительность выплаты  пособия в каждом периоде безработицы  не может превышать 12 месяцев в  суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением  лиц пред пенсионного возраста, для  которых период выплаты пособия  при определенных условиях может  достигать 24 календарных месяцев.

Гражданам, которые подверглись  воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признаны в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается  дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, аварии на производственном объединении  «Маяк» и сбросов радиоактивных  отходов в реку Теча.

Большая часть безработных  граждан, не найдя работу в течение 12-месячного периода выплаты пособий  по безработице, оказываются в тяжелом  финансовом положении, поскольку в  последующие шесть месяцев они  не имеют права на пособие. В этот период безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице  в связи с истечением срока  его выплаты, а также лицам, находящимся  на иждивении безработного, органами службы занятости может оказываться  материальная и другая помощь, например дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения  и общественного питания.

Одним из направлений поддержки  доходов безработных граждан  явилось дотирование путевок  детям безработных в лагеря отдыха и оздоровительные учреждения. Преимущественным правом на получение таких средств  пользовались безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного  возраста, детей инвалидов, одинокие и многодетные родители.

Федеральным законодательством  предусмотрены и условия, при  которых выплата пособий по безработице  органами службы занятости прекращается, приостанавливается или производится в сниженном размере.

Условиями прекращения  выплаты пособия по безработице  являются:

-              признание гражданина занятым;

-              прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, повышение квалификации по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

-              более чем месячная неявка без уважительных причин в органы службы занятости;

-              переезд безработного в другую местность;

-              попытка получения или получение пособия по безработице обманным путем;

-              осуждение лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

-              назначение пенсии по старости или за выслугу лет;

-              отказ от посредничества органов службы занятости;

-              смерть безработного.

Выплата пособия  по безработице приостанавливается на срок до трех месяцев в случаях:

-              отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;

-              отказа по истечении 3месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах;

-              отказа гражданина, впервые ищущего работу, от направления на обучение органами службы занятости;

-              увольнения с последнего места работы (службы) за виновные действия;

-              некоторых других причин, точно указанных в Законе о занятости населения в Российской Федерации.

Размер пособия по безработице  может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца, если безработный без  уважительных причин не явился на переговоры о трудоустройстве с работодателем  в течение трех дней со дня его  направления, а также, если безработный  без уважительных причин не явился в службу занятости для получения  направления на работу или учебу.

Пособие по безработице не выплачивается в периоды: отпуска  по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального  образования; призыва безработного на военные сборы; выполнения государственных  обязанностей.

Во всех перечисленных  случаях решение о прекращении, приостановке выплаты или снижении размера пособия по безработице  принимается органом службы занятости  с уведомлением об этом безработного.

В подавляющем большинстве (более чем в 80%) развитых стран  с рыночной экономикой финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Подобные решения находятся в  соответствии с рекомендацией Международной  организации труда № 67, где говорится, что пособие по безработице должно выплачиваться в случае потери заработка  в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной  безработицей.

Российским законодательством  также предусмотрена возможность  добровольного страхования на случай потери работы путем заключения соответствующего договора со страховыми организациями. Однако подобная практика пока не получила широкого развития.

Национальные законодательства государств определяют, как правило, следующие условия получения  пособий по безработице: вынужденный  характер безработицы; способность  лица заниматься трудовой деятельностью; готовность согласиться на предлагаемое рабочее место; активный поиск работы. Если ранее системы страхования  по безработице охватывали только лиц  наемного труда, то в последнее время  наблюдается тенденция к расширению категорий населения, подлежащих страхованию  от безработицы, включая лиц, которые  работают не по найму, а занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Главным условием такого страхования  является уплата страховых взносов.

Фонды страхования по безработице  в большинстве развитых стран  мира формируются путем взносов  предприятий (из фонда оплаты труда) и самих работников (с заработной платы). Так, до последнего времени в  Германии из того и другого источников отчислялось по 3,15%; в Канаде — 3,29% из фонда оплаты труда предприятий  и 2,35% с заработной платы работников; во Франции предприятия платили 4,2% величины фонда оплаты труда, а  работники — 2,31% получаемой заработной платы; в Швеции и Италии фонд занятости  формировался только за счет предприятий  в размерах 2,18 и 1,6% соответственно.

В формировании фондов защиты от безработицы активное участие  в ряде стран принимает государство. Так, в Японии государство покрывает 25—33% расходов на пособия по безработице. В других странах величина участия  государства в расходах на страхование  по безработице характеризуется  следующими цифрами: Великобритания — 13%, США — 18%, Франция — около 35%, Швеция — в пределах 40%.

Государственная политика занятости  в Российской Федерации до 2001 г. проводилась  в основном за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который формировался за счет средств предприятий (отчислений 1,5% от фонда оплаты труда), незначительных штрафных санкций и небольшой  финансовой поддержки, которая была оказана службе занятости бюджетами  некоторых регионов. Финансирование мероприятий государственной политики занятости населения осуществляется из государственного бюджета.

 

3.3 Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ

Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к  рыночной системе хозяйствования неизбежно  приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объективно требует разработки государственной политики занятости  и механизма ее реализации, включая  социальную поддержку безработных.

Общество, формирующее в  экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника этой системы. В этих условиях содержание полной занятости сводится не к максимальному  вовлечению трудоспособного населения  в сферу общественного производства, а к определенным принципам обеспечения  занятости трудоспособного гражданина, приносящей ему доход как наемному работнику либо как предпринимателю.

Система регулирования занятости  посредством корректировки механизмов государственного воздействия и  саморегулирования прозвана обеспечить условия для воспроизводства  рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой  системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи  с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства, который исходит из демографической  базы, то есть связан с циклом воспроизводства  населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который зависит  от экономических и организационно-технических  факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей  силы и рабочих мест.

Регулирующая функция  государства состоит в том, чтобы  максимально сблизить спрос на наемную  рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного  населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне  и на микроуровне. В силу регулирования  занятости объектом микроуровня  является предприятие, как первичное  звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью  интересов в реализации права  каждого из них на трудовую деятельность.

Исходным пунктом правительственной  стратегии занятости должен стать  принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.

Концепция государственной  политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности  и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением безработицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обратятся к резервам производительности труда.

Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. До середины 1992 года в этом деле задействованными оказались Министерство труда и занятости, Министерство экономики и Министерство образования.

По моему мнению, состав центральных органов исполнительной власти, призванных взаимодействовать  при разработке и реализации государственной  политики занятости, целесообразно  расширить за счет привлечения Госкомитета  РФ по высшему образованию и Комитета по делам молодежи (регулирование  распределения выпускников образовательных  учреждений и вузов), Министерства социальной защиты (регулирование занятости  пенсионеров и инвалидов), Министерства финансов (политика налоговых льгот, кредитов, привлечение инвестиций), Госкомитета по промышленной политике (конверсия), Госкомитета по управлению государственным имуществом (поддержка  малых предприятий, регулирование  условий приватизации предприятий, в том числе вопрос о рабочих  местах), Министерства обороны (сокращение численности военнослужащих), Госкомитета  по статистике. Организационной формой взаимодействия центральных органов  федеральной исполнительной власти, по моему мнению, может стать Межправительственный консультативный совет, который  необходимо создать при правительстве  РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости (с включением в него заместителей руководителей перечисленных ведомств и министерств), и возглавить который  должен заместитель министра, ответственный  за социальную политику.

Разработка и реализация политики занятости населения во многом зависит от взаимодействия органов  государственной службы занятости "по вертикали" и "по горизонтали" индивидуализированных субъектов  рыночных отношений в сфере занятости  населения - работодателя и наемного работника (трудоспособного лица, ищущего  работу), интересы которого представляют соответственно ассоциации (союзы) работодателей  и объединения профсоюзов. В современных  условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов  государственной службы "по горизонтали" с региональными структурами  исполнительной власти. Важное значение приобретает взаимодействие региональных центров занятости населения, предприятий  и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки кадров (работающих и незанятых) на договорной основе. Эффективное взаимодействие заинтересованных субъектов и организации  этого процесса будет способствовать нормальному функционированию рынка  рабочей силы, приспособляемого к  требованиям рынка рабочих мест. Поставленная во главу угла государственной  политики занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне безработицу  на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего роста - может быть достигнута при  условии разработки и реализации экономического механизма обеспечения  занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка  труда.

Информация о работе Социально-экономическая сущность занятости