Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:24, курсовая работа
Проблема занятости населения является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
Введение. 3
Глава 1. Занятость населения. 5
1.1 Понятие занятости населения. 5
1.2. Уровень занятости населения. 11
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в декабре 2013 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) 16
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости. 20
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения. 20
3.2. Гарантии государства в области занятости, компенсации увольняемым гражданам и безработным. 25
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ. 34
Заключение. 38
Список использованных источников.
1.2.
Уровень занятости населения.
Безработица отступает каждую неделю,
радостно рапортуют чиновники. Мало уже
кто вспоминает, что безработица опасна
не своими масштабами, а своей продолжительностью,
мало кто говорит, что государство выбрало неправильные
приоритеты.
Если сравнивать уровень безработицы,
сложившийся в России за 2013 год с уровнем
безработицы, зафиксированным по итогам
2012 года, то можно сказать о ряде кардинальных
изменений. Если по итогам 2012 года в отчетах
фигурировали данные о том, что работу
ищут всего 5,6%, так называемого, экономически
активного (то есть в возрасте от 15 до 72
лет) населения страны (или 4,2 миллиона
человек в абсолютном выражении, что могло
бы означать наиболее низкий уровень безработицы
за последние 10 лет). Однако, с началом
2013 года ситуация изменилась в неблагоприятную
сторону. Численность безработных началась
увеличиваться уже с первого месяца нового
года. Если мы обратимся к данным Росстата
и посмотрим динамику численности безработных
в России по состоянию на первое полугодие
2013 года, то увидим следующую картину:
Стоит, однако, заметить, что уровень зарегистрированной безработицы в России (то есть по данным служб занятости) в июне 2013 года оценивается всего в 1,0 млн. ч-к, из к-рых 0,8 миллионов человек получают пособия по безработице. Безработица по итогам 2013 года составила 6,3%. Это все же относительно невысокий показатель, означающий, что ситуация с работой в нашей стране в 2013 году лучше, чем это было в большинстве годов, начиная с 2002. Стоит отметить, что по итогам мая, к примеру, средний возраст безработного составил 36,2 года, что может говорить о вполне логичном факте того, что среди молодежи доля безработных выше.
. Однако с начала 2012 года
количество безработных на одно вакантное
рабочее место в среднем по стране выросло
за год с 16 человек на место до 24. Этот показатель
сигналит о том, что напряженность на рынке
труда не падает, как считает покладистый
Росстат, а растет.
О чем говорит сокращение вакантных мест?
О том, что предприятия не заявляют новые
вакансии, не информируют службы занятости
о них. А это, в свою очередь, свидетельствует
о том, что планов развивать производство,
делать какие-то инвестиции, в том числе
создавать новые рабочие места, нет. Ситуация
на российском рынке труда — не тот случай,
когда сокращение вакантных мест говорит
о техническом переоснащении производства,
у большинства наших компаний подобных
планов нет.
Другой аспект вопроса — как безработные
ищут работу. В последнее время растут
надежды людей, потерявших работу, на госучреждения
и службы занятости. Однако не стоит преувеличивать
значение этих мер, скорее сказалась мощная
государственная “антикризисная” PR-кампания.
Если говорить о перспективах изменения
безработицы, то они зависят от общего
состояния развития экономики. У нас два
месяца подряд рост промышленности снижается.
По оценке директора департамента стратегического
анализа компании ФБК Игоря Николаева,
этот год будет годом с отрицательными
темпами роста до 2% падения ВВП. Это не
дает оснований оптимистично смотреть
на то, что ситуация с занятостью будет
улучшаться.
Кроме того, надо учитывать, что весь 2013
год предприятия делали все возможное,
чтобы не сокращать людей.
Проблемы
занятости населения
Проблема занятости населения - это проблема
вовлечения людей в трудовую деятельность
и степень удовлетворения их потребности
в труде рабочими местами. Добиться такого
положения, чтобы занято было все трудоспособное
население невозможно. Ведь одни вступают
в рабочую силу, другие выходят из ее состава,
третьих увольняют или они сами увольняются,
четвертые находятся в поисках работы,
т.е. происходит нормальное движение рабочей
силы, часть которой на какой-то промежуток
времени остается без работы.
Одним из видов структуризации рынка труда
является его разделение по демографическим
и профессиональным признакам.
Различают:
рынок труда молодежи.
Ситуация, складывающаяся на российском
молодежном рынке труда в последние годы,
является достаточно напряженной и характеризуется
тенденциями к ухудшению. Растут масштабы
регистрируемой и скрытой безработицы
среди молодежи, увеличивается ее продолжительность.
Борьба за выживание российских предприятий
приводит к ужесточению условий вступления
молодежи на рынок труда. Между тем возможности
молодых людей и без того ограничены в
силу их более низкой конкурентоспособности
по сравнению с другими категориями населения.
рынок труда лиц предпенсионного
возраста и пенсионеров. Для него характерны
невысокая производительность труда,
низкая экономическая активность, отсутствие
или ограничение возможностей для переобучения.
рынок труда женщин.
Его особенностью являются возможные
продолжительные перерывы в работе, связанные
с рождением и воспитанием детей, снижение
по этой же причине профессиональных способностей.
Поиск путей решения проблем
Глава 2.
Анализ состояния рынка труда Российской
Федерации в марте 2010 года
(по итогам обследований населения по
проблемам занятости)
Росстат подвел итоги выборочного обследования
населения по проблемам занятости по состоянию на
декабрь 2013 года. Начиная с сентября 2009г.,
опросы населения проводятся ежемесячно.
Численность экономически активного
населения в возрасте 15-72 лет (занятые
+ безработные) в декабре 2013 года составила 74,6 млн.человек,
или более 52% от общей численности населения
страны.
В численности экономически активного
населения 68,2 млн.человек
классифицировались как занятые экономической
деятельностью и 6,4 млн.человек
- как безработные
с применением критериев МОТ (т.е. не имели
работы или доходного занятия, искали
работу и были готовы приступить к ней
в обследуемую неделю).
По сравнению с ноябрем 2013 года численность
безработных практически
Уровень безработицы,
исчисленный как отношение численности
безработных к численности экономически
активного населения, в декабре 2013 года
составил 8,6%.
Уровень занятости населения (отношение численности
занятого населения к общей численности
населения соответствующего возраста)
в декабре 2013 составил 61,2%.
Экономическая активность
населения
|
Общая численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза
превышает численность безработных, зарегистрированных
в государственных учреждениях
Одна из причин таких отклонений - это методологические
различия в части охвата категорий населения.
Безработными в учреждениях службы занятости
населения не могут быть признаны лица,
не достигшие 16-летнего возраста, проходящие
очный курс обучения в образовательных учреждениях,
пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на
льготных условиях1). При проведении
обследования населения по проблемам
занятости эти категории населения могут
быть классифицированы как безработные,
если в обследуемый период не имели работы,
занимались поиском работы и были готовы
приступить к ней, т.е. отвечали критериям
для отнесения их к безработным по методологии
МОТ.
В декабре 2013 года в составе общей численности
безработных, классифицируемых в соответствии
с критериями МОТ, более 0,6 млн. человек,
или 10% составляли граждане, которые не
могут быть признаны безработными в органах службы
занятости населения. Среди них 42,7% составляли
лица проходящие очный курс обучения в образовательных
учреждениях (включая лиц моложе 16 лет),
и 57,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на
льготных условиях.
Кроме различий методологического характера,
которые влияют на сравнимость размеров
безработицы по данным обследований населения по
проблемам занятости и данным административного учета
службы занятости населения, имеются причины скорее
субъективного характера, связанные с предпочтениями
незанятого населения в выборе способов
поиска работы.
1) Безработные, зарегистрированные
в учреждениях службы занятости населения
- трудоспособные граждане, не имеющие
работы и заработка (трудового дохода),
зарегистрированные в учреждениях службы
занятости населения по месту жительства
в целях поиска подходящей работы, ищущие
работу и готовые приступить к ней.
Как показывают материалы обследований
населения по проблемам занятости, 57% безработных ищут
работу самостоятельно без содействия
служб занятости. При этом мужчины реже
обращаются в службы занятости в поисках
работы, чем женщины. Среди безработных
мужчин доля ищущих работу с помощью служб
занятости в декабре 2013 года составила
41%, среди безработных женщин - 46%. Наиболее
предпочтительным является обращение
при поиске работы к помощи друзей, родственников
и знакомых - его используют более половины
безработных.
Безработица по полу
и месту проживания. Среди безработных,
по методологии МОТ, доля женщин в декабре
2013 года составила 44,8%, доля городских
жителей среди безработных - 63,6%.
Безработица городского и сельского населения
характеризуется превышением
Уровень безработицы по
полу и месту проживания
в процентах
|
Возрастной состав
безработных. Средний возраст безработных
в декабре
2013 года составил 35,1 года. Молодежь до
25 лет составляет среди безработных 26,6%,
в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,0%, 20-24
года - 20,6%. Высокий уровень безработицы
отмечается в возрастной группе 15-19 лет
(37,0%) и 20-24 года (17,5%). По сравнению с серединой
2013г. уровень безработицы среди молодежи
в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,6 процентного
пункта.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24
лет уровень безработицы в декабре 2013 года
составил 19,8% (в ноябре 2013 года - 18,9%), в том числе среди городского
населения - 18,0%, среди сельского населения
- 24,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи
в среднем по возрастной группе 15-24 лет по
сравнению с уровнем безработицы взрослого
Продолжительность поиска работы. Среди
безработных 27,9% составляют лица, срок
пребывания которых в состоянии поиска
работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев.
Один год и более ищут работу 28,3% безработных
(застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной
безработицы существенно выше, чем среди городских,
и в ноябре 2013 года составила, соответственно,
35,5% и 24,2%.
Наличие опыта работы. В численности безработных
24,7% составляют лица, не имеющие опыта
трудовой деятельности. В декабре 2013 года
их численность составила 1,6 млн.человек.
Данная группа безработных формируется
преимущественно из числа молодежи (19%
- за счет молодежи до 20 лет, 45% - от 20 до
24 лет, 17% - 25-29 лет).
В декабре 2013 года среди безработных доля
лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением
или сокращением численности
Безработица по федеральным округам. Самый
низкий уровень безработицы, соответствующий
критериям МОТ, по данным обследования
населения по проблемам занятости, отмечается
в Центральном федеральном округе, самый
высокий - в Северо-Кавказском федеральном
округе.
Глава 3. Государственная политика и социальная
поддержка населения в области занятости
3.1. Цель и виды государственной политики
занятости населения
Государственная политика занятости
населения — это часть
Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.
Функциональным органом
в стране по управлению занятостью
населения является Минздрав соц. развития
России и находящийся в его
ведении Рос. труда. На это министерство
возложена функция по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере труда
и социального развития, включая
вопросы занятости населения
и безработицы. Оно формирует, определяет
и контролирует правила поведения
и регулирования интересов
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Законом о
занятости населения Российской
Федерации определены следующие
направления государственной
- развитие человеческих
ресурсов для труда, повышение
их мобильности, защита
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от социального положения, политических убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к религии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;
-создание условий,
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица пред пенсионного возраста — за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
Информация о работе Социально-экономическая сущность занятости