Социально психологические методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:55, дипломная работа

Краткое описание

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Содержание

Введение
3

1
Роль и значение социально-психологических аспектов управления персоналом в повышении эффективности работы предприятия ……..

6

1.1
Социально-психологические методы управления персоналом: понятие, классификация …………………………………………..

6

1.2
Влияние социально-психологических методов управления персоналом на различные аспекты результативности организации ………………………………………………………..


26

2
Характеристика организационно-экономической деятельности ООО «ДИНАМИКА-2» ………………………………………………………..

50

2.1
Общая характеристика предприятия, построение аппарата управления, его задачи и функции ………………………………

50

2.2
Состояние материально-технической базы предприятия
58

2.3
Анализ основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ……………………..

63

3
Анализ эффективности социально-психологических аспектов управления персоналом в ООО «ДИНАМИКА-2» ……………………

73

3.1
Характеристика работников предприятия ……………………….
73

3.2
Анализ социально-психологического климата в коллективе…
79

3.3
Разработка рекомендаций по улучшению использования социально-психологических методов управления персоналом для повышения эффективности работы предприятия …………..


99
Заключение …………………………………………………………………...
104
Список использованных источников и литературы ………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАКИРОВА ДИПЛОМ (15.06.12).doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

3

 

1

Роль и значение социально-психологических аспектов управления персоналом в повышении эффективности работы предприятия ……..

 

6

 

1.1

Социально-психологические методы управления персоналом: понятие, классификация …………………………………………..

 

6

 

1.2

Влияние  социально-психологических методов управления персоналом на различные аспекты результативности организации ………………………………………………………..

 

 

26

 

2

Характеристика организационно-экономической деятельности ООО «ДИНАМИКА-2» ………………………………………………………..

 

50

 

2.1

Общая характеристика предприятия, построение аппарата управления,  его задачи и функции ………………………………

 

50

 

2.2

Состояние материально-технической базы предприятия

58

 

2.3

Анализ основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ……………………..

 

63

 

3

Анализ эффективности социально-психологических аспектов управления персоналом в ООО «ДИНАМИКА-2» ……………………

 

73

 

3.1

Характеристика работников предприятия ……………………….

73

 

3.2

Анализ социально-психологического климата в коллективе…

79

 

3.3

Разработка рекомендаций по улучшению использования социально-психологических методов управления персоналом для повышения эффективности работы предприятия …………..

 

 

99

Заключение …………………………………………………………………...

104

Список использованных источников и литературы ………………………..

108


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Возросшая интенсивность, интеллектуальность, эмоциональная напряженность труда современного руководителя с одной стороны, требования эффективного функционирования структуры организации, грамотного отбора и расстановки сотрудников, создания эффективных рабочих команд, с другой стороны, привели к тому, что современная управленческая деятельность все теснее смыкается с научно-психологическими знаниями и, следовательно, будет тем успешней, чем эффективней психологическая наука включается в управленческую практику, в деятельность организации в целом.

Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно происходит при формировании рыночных отношений. Так, 91 % опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению оплаты; 82 % опрошенных работников массовых профессий «болеют» за успехи своих коллег [45].

Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

Главная цель применения этих методов -- формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы -- человеческого фактора. Умение учитывать «человеческий фактор» позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.

Различные стороны проблемы нашли отражение в трудах ученых-экономистов А.Я. Кибанова, Л.В. Карташовой, Н.Л. Зайцева, Ю.Ф. Гордиенко, О.С. Виханского, В.Р. Веснина, В.А. Спивака и других.

Цель исследования состоит в разработке рекомендации по улучшению использования социально-психологических методов управления персоналом для повышения конкурентоспособности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить значение социально-психологических методов управления персоналом на современном этапе в повышении эффективности работы предприятия;
  • провести количественный и качественный анализ организационно-экономической деятельности объекта исследования;
  • дать характеристику персонала и проанализировать социально-психологический климат в коллективе на объекте исследования;
  • разработать рекомендации по улучшению управления социально-психологическими методами управления персоналом.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «ДИНАМИКА-2» (ООО «ДИНАМИКА-2»).

Предмет исследования - процесс реализации социально-психологических аспектов управления персоналом ООО «ДИНАМИКА-2».

Практическая ценность исследования заключается в использовании его результатов в повышении эффективности работы предприятия. Разработанные рекомендации нашли применение в ООО «ДИНАМИКА- 2» г. Челябинск.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы; содержит 15 таблиц, 5 рисунков. Общий объем работы - 111 страниц машинописного текста. Список использованных источников и литературы 50 включает  наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Роль и значение социально-психологических аспектов управления персоналом в повышении эффективности работы предприятия

 

 

    1. Социально-психологические методы управления персоналом: понятие, классификация

 

 

Социально-психологические методы управления персоналом - это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Эти методы специфичны, а именно их особенность заключается в том, что используются в значительной доле неформальные факторы, интересы группы, коллектива, в процессе управления персоналом.

Социально-психологические методы направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе (работнике) по достижению им поставленной цели или выполнению заданной функции при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом выражается единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе

Создание в производственном коллективе такой ситуации, которая ориентирует каждого работника на раскрытие всех своих потенциальных возможностей и тем самым способствует повышению эффективности производства - это и есть цель этих методов управления. Социально-психологические методы управления предполагают изучение социальных и психологических условий труда в производственных коллективах, их влияния на состояние личности, а через нее - на результаты производственной деятельности. В основе этих методов лежат законы социологии и психологии.

Таким образом, эти виды методов делятся на социологические и психологические.

В настоящее время наблюдается активизация исследовательских усилий в сфере психолого-управленческой проблематики. Знание психологических особенностей персонала, всесторонний учет психологического содержания управленческой деятельности, стимулирование работников в процессе совместной деятельности, создание в организации здорового социально-психологического климата - эти и другие проблемы находятся в центре внимания психологии управления.

Основные психологические особенности управленческой деятельности:

  • большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
  • неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;
  • ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;
  • значительная роль коммуникативной функции;
  • высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Выделяют несколько уровней психологического исследования управления персоналом.

1. Психологические аспекты деятельности руководителя:

  • психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;
  • психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;
  • психологические аспекты принятия управленческого решения;
  • индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.

2. Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:

  • возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;
  • закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;
  • закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости;
  • формальная и неформальная структуры организации;
  • мотивация труда членов организации;
  • ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования.

3. Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:

  • проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
  • проблемы управленческого общения;
  • оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель - подчиненный»;
  • информированность как фактор повышения эффективного управления

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т.к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических методов  представлена на рисунке 1 [31]. Дадим их характеристику.

Информация о работе Социально психологические методы управления персоналом