Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:59, реферат
Социология появилась и долгое время развивалась как опросная исследовательская работа (технология), которая была направлена на открытие законов и закономерностей, получение нового знания. которые были недостаточно ориентированы на решение практических проблем. Перед социологией все больше ставились задачи не простого изучения объекта, а выявление проблем его существования и развития. У социологов все больше требовали конкретных предложений, путей решения социальных проблем.
Понятие и сущность социологической диагностики.
Специфика социологической диагностики как исследовательской технологии.
Этапы социологической диагностики и основные подходы к их реализации.
Методы социологической диагностики.
Социологическая
диагностика в системе
Понятие и сущность социологической диагностики.
Социология появилась и долгое время развивалась как опросная исследовательская работа (технология), которая была направлена на открытие законов и закономерностей, получение нового знания. которые были недостаточно ориентированы на решение практических проблем. Перед социологией все больше ставились задачи не простого изучения объекта, а выявление проблем его существования и развития. У социологов все больше требовали конкретных предложений, путей решения социальных проблем. Стало очевидным, что нужны новые подходы к социологическим исследованиям, требовалась новая методология, что способствовало появлению активной социологии – социологической диагностики.
Становление социологической диагностики как специфического социотехнического направления началось в 40-50-е годы в Западной Европе. В СССР и странах Восточной Европы социологическая диагностика возникла в рамках заводской (промышленной) социологии, в результате работы заводских социологов в режиме управленческого консультирования стали разрабатываться новые средства контроля за организацией(методики выявления позиционных конфликтов, оценки управляемости организации и т.д.), которые положили начало оценке организации.
Лишь в 80-е годы социологи, работающих в режиме внешнего консультирования складываются диагностические методики, позволяющие выявлять проблемы организаций. Социологическая диагностика вошла в социологическую науку как одно из средств воздействия на практику. Вообще диагностика – это определенный уровень развития науки и ее связи с практикой.
Понятие «диагностика» (греч. Diagnostikos – способный распознать) впервые введен в оборот в медицине, где с ним традиционно связываются процесс и методы определения заболевания, постановка диагноза на основе обследования больного. В последствие этот термин был заимствован другими науками – геологией, биологией, психологией, социологией и т.д. Будучи стандартным средством оценки объекта диагностика обладает универсальным свойством не просто получения информации об объекте, а на выявление проблем, постановку диагноза.
Существует большое количество определений диагностики, но где бы они не возникали, в конечном счете, можно свести их к трем основным взглядам на нее:
1. Либо как специфический процесс деятельности, осуществля-емый на стыке науки и практики, и связанный с определением состояния объекта, с целью осуществления последующей корректиро-вки и изменения его состояния или режима работы.
2. Либо как специфическое средство
3. Либо как специфическая дисциплина, особое направление деятельности, в рамках той или иной науки, обеспечивающее созда-ние указанных средств и предусматривающее теоретико – методологи-ческое осмысление и обеспечение этого процесса.( Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления.- М. Издательство Московского университета 1993. стр.52.)
Все три, столь разные взгляды на диагностику взаимозависимы и вытекают друг из друга, хотя и лежат в разных плоскостях.
Первое определение, рассматривающее диагностику как процесс, фиксирует внимание на той функции, которую она выполняет в пра-ктической деятельности. Оно дано с позиций практикующего специа-листа, включенного в процесс преобразовательной или корректирую-щей деятельности. При этом предполагается, что данный специалист уже располагает соответствующими средствами и выступает по отношению к ним пользователем.
Второе определение, рассматриваеющее диагностику как средс-тво, может быть дано как с позиций пользователя, так и с позиций ее разработчика. Оно фиксирует внимание на том, что выполнение диагностических функций, обеспечение определенного процесса, воз-можно лишь при наличии уже ранее созданного диагностического средства, своеобразного стандарта, а лгоритмизирующего приемы и методы, обеспечивающего возможность осуществления данного процесса и достижение заданного результата. Именно создание указанного средства, выступает условием осуществления процесса ди-агностики.
Третье определение диагностики, характеризующее ее как специальную дисциплину, созданную в рамках той или иной науки, безусловно дано с позиций разработчика средств диагностики. При этом, оно предусматривает, что в данной дисциплине не только сложилось разделение труда между разработчиком и пользователем,
но и что развитие и осмысление указанных средств достигло такого уровня, когда можно говорить о создании собственной теории, мето-дологии и методической базы.
Не отрицая правомочности всех трех определений, наиболее оправданно выделить в качестве ключевого определения второе, трак-тующее диагностику как специфическое средство деятельности, поскольку два других определения выступают по отношению к нему как производные.
Именно использование диагностического средства предполагает осуществление процесса определения состояния объекта (первое оп-ределение), а оформление по разработке указанных средств и осмыс-ление ее закономерностей и теоретико – методологических оснований в рамках определенной науки, предполагает в перспективе выделение специальной дисциплины.
Анализ литературы по разным специальностям, касающимся диагностики, позволяет выделить определенные свойства, с помощью которых можно определить специфику диагностических средств:
- диагностика относится
к числу средств контроля,
связанных с обеспечением
прикладной, практической, преобразовательной
и корре-ктирующей
- диагностика относится к числу предметных средств деятель-ности, опирающихся на положения и наработки специальных дисци-плин;
- она относится к числу средств получения информации о состоянии объекта;
- она относится к числу оперативных средств деятельности, ко-торые позволяют описать объект в сроки, приемлемые с точки зрения решаемых практических задач;
- она относится к числу алгоритмизированных средств, задающих порядок, совокупность приемов, процедур и методов получения ин-формации о состоянии объекта, что позволяет рассматривать их как своеобразный тип технологии;
- она относится к числу средств, направленных на описание объекта как целостности, хотя и через призму определенных предме-тных представлений;
- она относится к числу средств, направленных на описание единичного объекта, а не класса объектов и выявление того уникаль-ного и единичного в объекте, что отличает его от других объектов того же класса, делает уникальным, предопределяет специфику его поведения, режима работы;
- она относится к числу рутинизированных средств, которые созданы под решение конкретной задачи и предусматривает стандар-тный алгоритм решения;
- она относится к числу надежных средств, гарантирующих достижение надежных результатов при соблюдении соответствующих требований;
- она относится к числу средств, которые легко переносятся с одного объекта на другой, хотя и требуют при этом от диагноста определенного уровня квалификации.( Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. -М. Издательство Московского университета, 1993.стр. 94.)
Характеризуя эту специфику диагностических средств, нельзя не отметить их определенное сходство со средствами обеспечения исследовательской деятельности: и те и другие ориентированны на получение информации, и те и другие описывают состояние объектов.
Вместе с тем диагностика отличается от средств исследования: если исследование всегда ориентированно на получение нового знания, то диагностика не ставит такой задачи, она лишь фиксирует состояние объекта по заданным параметрам и оценивает его с пози-ций представления о нормальном, или должном состоянии.
Цель диагностики – не получение новых знаний об объекте, а лишь описание состояния и прогнозирование его поведения.
Среди ученых-социологов, социальных управленческих консультантов нет единого мнения по поводу содержания понятия «социологическая диагностика».
Имеет место, но не получила распространения в нашей стране методологическая точка зрения, наиболее ярко представленная в работах Батыгина Г.С. Автор трактует социологическую диагностику как универсальный для науки и практики процесс классификации социальных объектов. Эмпирически наблюдаемое поведение опознается и осмысляется либо с помощью и в терминах ненаблюдаемого поведения, либо с помощью «промежуточных переменных». (Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. - М., 1986. – с. 105-106).
Эта точка зрения опирается на богатый опыт естественнонаучной методологии, фиксирует важный механизм опознания состояния социального объекта, но вместе с тем фактически игнорирует прикладную, собственно управленческую специфику средств социологической диагностики и рассматривает эти средства как универсальные для науки и практики.
Большое распространение получила точка зрения, согласно которой, социологическая диагностика является процессом постановки диагноза, выявления патологий в организации, связанным с выделением перечня проблем, возникающих в процессе функционирования и развития организации. Эта точка зрения нашла отражение в работах А.И. Пригожина Ю. А. Прохорова, а также в определении, данном в «Кратком словаре по социологии».( Пригожин А.Н. Нововведения: препятствия и стимулы. – М., 1989; Прохоров Ю.А. Социологические проблемы инновационной диагностики. – М., 1990; Краткий словарь по социологии. – М., 1988. – с. 61-62.)
Авторы,
с одной стороны, совершенно справедливо
подчеркивают прикладную, собственно
управленческую специфику социологической
диагностики, с другой же стороны, они
сужают сферу ее применения до рамок
управленческого
Данная работа опирается на подход В.В. Щербины, который сформировался на основе систематизации и анализа имеющихся теоретических знаний об этой научной дисциплине. (Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. – М., Изд-во Московского ун-та, 1993; Щербина В.В. Социологическая диагностика (специфика, типы, функции, структура). Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. 1995., №4.
При
определении понятия автор выделил
следующие специфические
С учетом перечисленных свойств в наиболее обобщенном виде социологическая диагностика может быть охарактеризована, как разновидность социальных технологий, направленных на подготовку управленческих решений в рамках социологической управленческой проблематики. Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Под социальной технологией понимается совокупность средств, приемов и методов организации целенаправленной деятельности человека. Технология регламентирует и стандартизирует деятельность, что позволяет воспроизводить и тиражировать решение сходных задач.
Информация о работе Социологическая диагностика в системе управления.