Социологическая диагностика в системе управления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:59, реферат

Краткое описание

Социология появилась и долгое время развивалась как опросная исследовательская работа (технология), которая была направлена на открытие законов и закономерностей, получение нового знания. которые были недостаточно ориентированы на решение практических проблем. Перед социологией все больше ставились задачи не простого изучения объекта, а выявление проблем его существования и развития. У социологов все больше требовали конкретных предложений, путей решения социальных проблем.

Содержание

Понятие и сущность социологической диагностики.
Специфика социологической диагностики как исследовательской технологии.
Этапы социологической диагностики и основные подходы к их реализации.
Методы социологической диагностики.

Вложенные файлы: 1 файл

Соцдиагностика.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Технологии  социологической диагностики.

Социологическая диагностика  осуществляется в форме следующих  технологий:

  • Кабинетные технологии – это участие в совещаниях. Особенно на этапе выявления проблем, при принятии решений, где широко используется мозговая атака и сценарный метод.
  • Лабораторные технологии, реализуемые в виде деловых игр, социально- психологических тренингов, игровых методик, для чего создаются временные условия взаимодействия людей с целью получения информации о ситуации в организации.
  • Полевые технологии направленные на выявление проблемных ситуаций в условиях естественного функционирования организации.

Социологическая диагностика  ориентирована прежде всего на выявление  проблем, с которыми сталкивается организация. Она является средством оценки объекта управления, включенного в целенаправленную деятельность. Если научное исследование всегда ориентировано на получение нового знания, то диагностика лишь фиксирует состояние объекта по заданным параметрам и оценивает его с позиций представлений о должном его состоянии. Целью социологической диагностики является не просто описание состояние объекта и прогнозирование его поведения, а постановка диагноза, выявление проблемного поля организации которое блокирует деятельность организации.

Для этого в ходе диагностики обнаруживаются проблемы, очерчивается проблемное поле, выявляются взаимосвязи между разными проблемами, чтобы выяснить с решения какой из проблем начать «очищать» проблемное поле. Причем проблемы должны быть сформулированы таким образом, чтобы они подлежали какому – то решению. При этом социолог должен участвовать в выработке, но не в принятии решения.

Диагностика отвечает на вопрос Что происходит? а не почему?

Информация, полученная в ходе диагностики  является не целью, а средством выработки решений о воздействии на объект, направленности этого воздействия.

 

Специфика социологической  диагностики как исследовательской  технологии.

 

  1. Социологическая диагностика должна не просто информировать о состоянии объекта, но и обеспечить процесс оценки социального компонента в организации.
  2. Средства социологической диагностики опираются на положения и методы социальной науки и ее специальных дисциплин.
  3. Границы социологической диагностики определяются ее целями. Если целью психодиагностики в организации является человек, группа, снятие стрессовых ситуаций и напряженности, то целью социологической диагностики является обеспечение эффективного функционирования организации, а человек и группы являются лишь средством, ресурсом обеспечения организационной деятельности.

Специфика социологической  диагностики определяется и ее предметной областью. Это социальный компонент  управленческой системы и организация  в целом и ее элементы.

Основными направлениями социологической диагностики являются следующие:

  • Обеспечение целевой функции организации, для чего она и создается.
  • Обеспечение социально-интегративной, управленческо-воспитательной функции организации.

Таким образом, социологическую  диагностику можно рассматривать  как процесс оценки организации  с точки зрения социального компонента. Объектом социологической диагностики является организация в целом и ее структурные элементы и процессы.

 

Этапы социологической  диагностики

 

Независимо  от специфики  объекта и самого  диагностического  средства, процесс  проведения  социологической  диагностики  всегда  включает  в  себя  три  основные  этапа,  последовательное прохождение которых  позволяет в итоге  достичь  целей  проведения  социологической  диагностики:

  1. Описание реального состояния объекта диагностики.
  2. Определение должного состояния объекта диагностики.
  3. Соотнесение реального и должного состояния объекта диагностики.

Все  три  этапа  в  совокупности  и   составляют  средство  социологической   диагностики.  Они  присутствуют   в   той    или  иной  форме  в  любой  диагностической  методике,  хотя   в  разной  степени  представлены,  осмыслены  и  проработаны.

Описание реального  состояния объекта диагностики имеет целью дать достоверное описание социального объекта как целостной системы. Это информационная технология, направленная на выявление свойств конкретного объекта, что позволяет прогнозировать его поведение. На  этом  этапе  происходит  составление  информационной  основы  социологической  диагностики  Основная  его  задача – дать  непротиворечивое  описание  объекта  как  целостности.  Указанный  этап   представляет  собой  относительно  самостоятельную  информационную  технологию,  направленную    на   выявление  свойств  конкретного  объекта,  что  позволит   в  будущем   прогнозировать  его состояние,  поведение  и  так    далее.  Данный тип технологии имеет много общих  черт  со  средствами  проведения  академического  (социологического)   исследования.  В основе того и другого – положения,  разработанные   в   рамках  одной    и той же науки. И те и другие дают информацию о состоянии  объекта.  Информационная  технология  складывается из различных  блоков,  каждый   из   которых,   в   свою   очередь   способствует  получению  информации  для  описания  объекта.

Блоки  могут быть представлены в различных порядках, в  зависимости  от  оснований:

  1. По  степени  алгоритмизации  процесса  получения  информации  блоки  могут  быть:

-жестко  алгоритмизированные;

-частично  алгоритмизированные;

-слабо  алгоритмизированные.

Степень  алгоритмизации  процесса  получения  информации – один  из  критериев того, на сколько  диагностическое  средство  отвечает требованиям,  предъявляемым   к  нему,  как   к   разновидности   социальной  технологии. Она  определяет, насколько  возможно  тиражирование  этого  средства,  как  и  всякой  социальной  технологии,  насколько гарантируются результаты.

  1. По  степени формализации показателей, процедур и результатов описания объекта,  блоки  могут  быть  разбиты  на:

-использующие при описании формальные  показатели и формализованные  процедуры; 

-использующие  формальные показатели и формализованные  процедуры на  отдельных  операциях;

-не  использующие  формальные  процедуры  и показатели  при описании  объекта.

Первый тип составляют технологии описания, где основу полученной информации составляет числовая информация, а описание состояния объекта, как правило, предусматривает математические расчеты. В третьем – участвует  лишь  качественная,  не  числовая  информация.  А  второй  представлен  сочетанием  первого  и  третьего.

  1. По  источнику  и  методам получения информации  о состоянии объ-екта  блоки могут представлены  следующими  источниками:

-объективными  источниками;

-субъективными   источниками;

-смешанными  источниками.

Сегодня,   в   социологической   диагностике  наиболее  часто  испо-льзуется  субъективная  информация.  За    последнее время все большее распространение   получают   такие   средства   косвенного   замера,     как специализированные    и    личностные   тесты   и    игровые средства.  Из  числа   объективных   источников   информации  наиболее  часто исполь-зуются  данные  статистики  и документальные  источники информации.

  1. По  конкретности    решаемых   задач   блоки  могут  быть  направлены  на:

-получение  предварительной   информации  о  состоянии   объекта;

-получение   специализированной   информации  под  решение  частной   задачи,  направленной  на   обеспечение  отдельных  направлений   дея-тельности.

  1. По  типу  решаемых  управленческих  задач,  с  обеспечением  которых  связана  процедура  описания   состояния  объекта,  блоки  могут  быть  направлены  на:

-обеспечение  целевой  функции   предприятия;

-обеспечение   вспомогательных  функций.

  1. По  объекту  диагностики    блоки  могут  быть  представлены  следую-щим  образом:

-где  объектом  описания  выступает  предприятие  в  целом;

-где  объектом  является  коллектив;

-объектом  выступает   отдельный  работник;

-объектом  является  фрагмент  внешней  среды;

-объектом  являются  процессы,  происходящие  на  предприятии

и  так  далее.

  1. По  критерию  обоснованности  и  надежности получаемой информации  блоки  могут  быть  разделены  на:

-не  предусматривающие процедуры  проверки  получаемой  информации;

-предусматривающие   такую  проверку.

       Помимо    приведенных     выше    оснований   классификации  блоков информационной   технологии,  большое    значение    на     данном  этапе,  равно   как   и   на   последующих   этапах  социологической диагностики,  имеет подход,  лежащий в основе  диагностической методики.  Следует выделить  два принципиально различных подхода,  лежащих в основе  большинства современных диагностических методик.

Обозначим указанные  подходы  как  предметный и проблемный. 

Предметный  подход – аппелирует  к  естественнонаучной    традиции, предполагает использование естественно-научной (позитивной) методологии, его проекцию на социальную реальность и  рассматривает  объект  диагностики,  как  объективно  существующее образование или явление,  функционирующее   и   развивающееся  по  неким  собственным  законам  и  логике,  как  статичный  объект.

Здесь   используется    объективная  логика   взаимодействия  между  объектом  и  диагностом.  При  реализации  этого  подхода  исследователи  стремятся  к   объективности  описания   объекта  на  основе  формальных  показателей  и  исходных  концептуальных  схем.  Этот  подход  ориентирован  на  выявление  объективных  свойств  при  изучении  объекта.

Для диагностических средств, используемых в данном подходе, характерно следующее:

  • Стремление к максимальной алгоритмизации процесса получения информации о диагностируемом объекте
  • Стремление к максимальной объективности информации.
  • Стремление к максимальной специализации решаемых задач

Проблемный  подход – использует   положение экзистенциально –феноменологической    методологии    и     игрового  подхода в описании  объекта. Он  стремится преодолеть  классическую  логику  взаимоотнош-ения   диагноста и объекта.

Сфера  деятельности  такой  диагностики – сознание  и  рациональность,  мир  смыслов,  целей.  Этот  подход  ориентирован  на  выявление  проблем,  с  которыми  сталкиваются  индивиды  и  группы  при  реализации  поставленных  целей.

Для диагностических средств, используемых в проблемном подходе, характерно следующее:

  • Здесь диагностика не дистанцирует от изучаемого объекта, а в процесс исследования вовлекаются ключевые фигуры организации, стараясь их поставить в активную позицию.
  • Здесь ограничены жесткие формализованные технологии.
  • Здесь объектом диагностики становится не организация, а человеческий компонент - люди. Результат во-многом зависит от того кто ее реализует (квалификация, установки, ориентации и т.д.)
  • Здесь доминируют субъективные трактовки реальной ситуации и состояния объекта т.е. результат прогностики субъективен.
  • Процедуры диагностики слабо алгоритмизированы.
  • Результат не может быть подтвержден при повторной диагностике.
  • Результат диагностики плохо коррелирует с показателями деятельности организации.

Каждый  из  этих  подходов  имеет  свои  достоинства  и   недостат-ки,  а  так  же  свою  сферу  применения.  Используемые   теоретико – методологические основания   во   многом  определяют   тип   и  специфику  диагностических  методик.  Оба  имеют  свою  перспективу  развития.

Определение должного состояния  объекта. 

Необходимость  существования этого  этапа в диагностике обусловлена  тем,  что  любое  оценивание  конкретного   объекта  предполагает    введение   определенного   эталона   (нормы),   сравнение с которым  реального  состояния  объекта  и  делает  возможным   последующий  этап  соотнесения эталонного  и реального состояния объекта   с целью последующей оценки. Всякое знание об объекте бессмысленно, если отсутствует управленческий ориентир, представление о должном состоянии.

Можно выделить два различных подхода к заданию эталона: нормативный и ситуационный.

Нормативный подход к заданиям эталона опирается на рациональные классические модели управления, предлагающие те или другие универсальные рецепты обеспечения наилучшего состояния предприятия (его элементов, составляющих), независимо от различий в типах предприятий,  состояния внешней среды и других  факторов.

Информация о работе Социологическая диагностика в системе управления.