Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:59, реферат
Социология появилась и долгое время развивалась как опросная исследовательская работа (технология), которая была направлена на открытие законов и закономерностей, получение нового знания. которые были недостаточно ориентированы на решение практических проблем. Перед социологией все больше ставились задачи не простого изучения объекта, а выявление проблем его существования и развития. У социологов все больше требовали конкретных предложений, путей решения социальных проблем.
Понятие и сущность социологической диагностики.
Специфика социологической диагностики как исследовательской технологии.
Этапы социологической диагностики и основные подходы к их реализации.
Методы социологической диагностики.
Мотивы служебной деятельности во многом определяют карьерный потенциал служащих. Самый распространенный мотив поступления на государственную и муниципальную службу – стремление реализовать себя в административно-управленческой сфере (38%), треть (31%) опрошенных выбрали данную сферу деятельности, так как считают ее наиболее стабильной. У 24% опрошенных - не было другого выбора.
В то же время такие важные для карьеры мотивы, как стремление помочь людям (14%) и получить хорошие перспективы для дальнейшего служебного роста (7%) статистически не являются значимыми для госслужащих, а 7% респондентов вообще не смогли ответить на данный вопрос (см. Таблицу 2 и График 2).
Таблица 2
Мотивы поступления на работу |
% |
Стремление реализовать себя в административно-управленческой среде |
38 |
Стабильность данной сферы деятельности |
31 |
Не было другого выбора |
24 |
Стремление достичь более |
14 |
Стремление помочь людям |
14 |
Надежда решить жилищные и другие проблемы |
10 |
Желание улучшить свое материальное положение |
7 |
Надежда получить хорошие перспективы для дальнейшего служебного роста |
7 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
Надежда установить деловые связи |
3 |
Итак, только 7% поступавших на работу в Администрацию были ориентированы на служебный рост. Но весьма вероятно, что эта цифра отражает не только реальные стремления людей, но и их представления о будущем месте работы. Иными словами, определенное количество желавших сделать карьеру людей считали, что в Администрации у них такой возможности не будет, и поэтому при поступлении на работу данный мотив практически.отсутствовал.
Возможно данное обстоятельство объясняется тем, что 86% сотрудников администрации проработали в данной организации менее 10 лет т.е. их поступление на работу совпало с периодом наибольшей критики органов власти и управления, чиновничества, которые в общественном сознании связывались с такими негативными понятиями как карьеризм и бюрократизм. Соответственно ориентация на карьеру могла представляться неуместной в данной организации.
Тем не менее, у 63 % молодых служащих в возрасте до 30 лет при поступлении на работу присутствовали преимущественно следующие мотивы: желание реализовать себя в административно-управленческой среде, достичь более высокого статуса и надежда на должностное продвижение. Такие же мотивы указали 57% служащих в возрасте 31-40 лет.
Приведенные данные свидетельствуют о зарождающейся тенденции повышения интереса молодежи к карьере на государственной службе. В условиях неуверенности населения в гарантированном трудоустройстве в гражданских структурах определенная часть молодых людей рассчитывает на такие гарантии в государственных учреждениях, где предполагает и свой карьерный рост. Если организационно подкрепить эти ожидания, можно рассчитывать на привлечение на службу недостающих ей сегодня молодых людей и за счет этого укрепить карьерный потенциал.
На вопрос «Насколько оправдались Ваши ожидания?» положительный ответ «полностью оправдались» дали только 21% опрошенных сотрудников, причем в основном это респонденты, мотивировавшие свое поступление на службу желанием реализовать себя в административно-управленческой сфере. Среди респондентов, у кого ожидания не оправдались преобладают те, кто надеялся на стабильность данной сферы деятельности и те, у кого не было другого выбора. У основной массы опрошенных – 62% - ожидания оправдались частично.
Респондентам
было предложено оценить, насколько
они удовлетворены
Однако, при ответе на более конкретный вопрос «Насколько для Вас реально «сделать» карьеру?» ответы распределились противоположным образом: 59% респондентов ответили, что для них «сделать карьеру» скорее не реально, чем реально и только 38% считают свою карьеру вполне реальной. Причем среди мужчин на данный вопрос положительно ответили 60%, а среди женщин только 28%.
Последние данные указывают на то, что карьерный потенциал женщин практически не используется, основная часть женщин задерживается на нижних должностных уровнях: в Администрации Дзержинского района на должности специалиста 20% женщин находится уже более 6-ти лет, в то время как мужчин – 3%. При этом карьерные устремления женщин достаточно высоки и даже больше, чем у мужчин: 89% женщин и 50% мужчин высказали желание занять более высокую должностную ступень.
В качестве факторов, влияющих на продвижение по службе первое место, по результатам исследования, занимают исполнительность и умение брать на себя ответственность – по 42%. На втором месте – опыт (35%) и профессиональная квалификация (31%). Умение работать с людьми (23%) и самостоятельность и творчество (27%) – на третьем месте. Нравственные качества, как фактор, влияющий на продвижение по службе отметили только 8% респондентов! Для служащих представляется более значимым умение «ладить» с начальством (12%), не последнюю роль в служебном росте играют и семейно-родственные связи.(См.табл.3).
Странно, что ни один из респондентов не указал на влияние политического фактора на должностное продвижение, но при ответе на следующий вопрос 4% служащих отметили политическую ориентацию в качестве фактора, мешающего профессиональному росту. Поэтому не исключено, что служащие проявили осторожность в ответе на этот вопрос. Несмотря на столь маленький процент, влияние политического фактора на карьерный процесс в государственной службе неизбежно: лица, занимающие должности категории «А», определяют курс и задачи системы государственного управления, формируют необходимые структуры и распределяют соответствующие полномочия. В этом заключается основа механизма влияния политиков на государственную службу.
Таблица 3
Факторы, влияющие на продвижение по службе |
% |
Исполнительность |
42 |
Умение брать на себя ответственность |
42 |
Опыт |
35 |
Профессиональная квалификация |
31 |
Самостоятельность и творчество |
27 |
Умение работать с людьми |
23 |
Семейно-родственные связи |
19 |
Интеллект |
16 |
Умение «ладить» с начальством |
12 |
Неофициальные внутриаппаратные отношения |
8 |
Нравственные качества |
8 |
Образование |
8 |
Материальное положение |
4 |
Отношения личной преданности и покровительства |
4 |
Политическая ориентация |
0 |
Среди факторов, мешающих профессиональному росту, первое место занимает недостаток опыта (60%), в основном на этот фактор указали люди в возрасте до 30 лет. Действительно, согласно ответам на вопрос о потребности в дополнительной подготовке для продвижения по службе 69% респондентов ответили положительно (См. График 2).
Однако, согласно мнению служащих, в реальности переподготовка и повышение квалификации очень редко влияют на продвижение - 20% из всего количества респондентов, прошедших за последние 2-3 года переподготовку (см. Графики 3 и 4).
Таким образом, профессионализм остается невостребованным, а переподготовка и повышение квалификации используются для того, чтобы сохранить работу.
Еще один значимый фактор, тормозящий профессиональному продвижению является – возраст Его отметили 40% респондентов, в основном старше 40 лет. В администрации существует так же «стекляный потолок», ибо 16% опрошенных, причем только женщины, отметили пол, также является препятствием в карьере.
В идеале, процесс планирования и управления карьерой должен начинаться на этапе приема в организацию нового сотрудника. На данном этапе необходимо раскрыть перед сотрудником перспективы профессионального и карьерного роста, перспективы повышения квалификации и обсудить ряд других проблем.
В Администрации Дзержинского района при приеме на работу обсуждался в основном круг обязанностей в соответствии с должностной инструкцией (64%). Размер заработной платы обсуждали 18%, перспективы повышения квалификации – 14%. С 21% опрошенных вообще не обсуждались какие-либо проблемы. Перспективы профессионального и карьерного роста проговаривали при поступлении на работу только 7% респондентов, причем это люди, мотивировавшие свое поступление стремлением реализовать себя в административно- управленческой сфере.
Что касается планирования карьеры на организационном уровне, то таковое отсутствует в администрации, нет так же планов развития карьеры конкретных сотрудников.
Результаты анализа типа карьеры каждого опрошенного сотрудника показывают, что 31% респондентов в своем карьерном продвижении находится на стадии стагнации, то есть они работают в одной должности уже более 6-ти лет, причем 55% из них вообще ни разу за время работы не продвигались.
Карьеру прогрессивного типа, то есть развивающуюся планомерно по восходящей, имеют только 7%. Остальные, либо перескочили через ступень, а затем упали, либо находятся в состоянии спада, то есть нисходящего карьерного движения.
Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие в Администрации отдела по работе с человеческими ресурсами (даже отдела кадров).
Вопросами кадровой политики заведует управляющий делами, но наряду с другими обязанностями работа с кадрами не стоит на первом плане и часто сводится к решению вопросов подготовки и переподготовки кадров. Преемственность в какой-то степени обеспечивается системой резерва, который составляется ежегодно на все должности.
Немногим лучше обстоят дела с планированием на личном уровне: только 24% респондентов имеют свой личный план развития карьеры, из них лишь 29% обсуждали его со своим руководством, 14% считают такое обсуждение бессмысленным, а 14% вообще не думали об этом. Из тех респондентов, кто имеет план развития карьеры 71% считают, что для них «сделать» карьеру скорее реально, чем не реально.
Результаты проведенного исследования указывают на достаточно высокий карьерный потенциал служащих Администрации. Но, к сожалению, повышение профессионализма оказывает минимальное влияние на продвижение по службе. Объяснение этому, возможно, заключается в отсутствии системы планирования и развития карьеры сотрудников, системы ротации кадров как продуманного, выверенного и отлаженного механизма целенаправленной работы с кадрами. В результате, должностные перемещения и продвижение сотрудников происходят на основании разрозненных индивидуальных решений отдельных руководителей. Такое положение вредит организационному развитию. У работников нет ориентиров в построении карьеры, так как не создана единая система, гарантирующая всем сотрудникам равные условия и предъявляющая к ним одинаковые требования, соответствие которым предоставляло бы возможности для должностного роста.
Следующим этапом социологической диагностики является соотношение эталонного и реального состояния. Он является производным от двух первых, рассмотренных выше блоков социологической диагностики и предусматривает определение меры совпадения реального состояния с заданным эталоном.
Сегодня даже в научной литературе данный болк проработан недостаточно, чем затруднено его применение в практическом исследовании. Существуют некоторые процедуры: либо используются формальные процедуры, либо не используются, при этом могут предусматриваться формальные грацицы, могут и не прдусматриваться.
В любом случае, конечной целью диагностики является выход на проблемное поле (постановка диагноза).
В даной
дипломной работе данная процедура
соотнесения осуществлена с использованием
формальных процедура без установки
жестких границ. Автор понимает всю
относительность и
На основе данной работы было установлено, что в карьерном пространстве Администрации Дзержинского района города Волгограда существует проблемное поле, включающее следующие проблемы:
Информация о работе Социологическая диагностика в системе управления.