Социологическая диагностика в системе управления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:59, реферат

Краткое описание

Социология появилась и долгое время развивалась как опросная исследовательская работа (технология), которая была направлена на открытие законов и закономерностей, получение нового знания. которые были недостаточно ориентированы на решение практических проблем. Перед социологией все больше ставились задачи не простого изучения объекта, а выявление проблем его существования и развития. У социологов все больше требовали конкретных предложений, путей решения социальных проблем.

Содержание

Понятие и сущность социологической диагностики.
Специфика социологической диагностики как исследовательской технологии.
Этапы социологической диагностики и основные подходы к их реализации.
Методы социологической диагностики.

Вложенные файлы: 1 файл

Соцдиагностика.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Сущность социологической диагностики  состоит в том, чтобы обеспечить процесс оценки социального компонента организации с позиции соотнесения его состояния с необходимым для обеспечения наилучшего режима функционирования и развития. С  этой точки зрения можно дать более узкое определение социологической диагностики, как информационной технологии, поскольку она, как и всякое средство диагностики, алгоритмизирует процесс получения информации. Все это дает основания определять диагностику через термин «технология».

-  средства диагностики создаются  на основе и в рамках социологической  науки;

- до известной степени они   могут быть заданы спецификой  диагностируемого объекта, что  позволяет отделить их от тех  средств диагностики, где объектом выступают вещные компоненты организации;

  • социальными характеристиками диагностики выступают ее цель, предмет и направления.

Цель социологической диагностики – такое описание объекта и в системе таких показателей, на основании которых можно спрогнозировать дальнейшее развитие объекта, а также определить направление воздействия и/ или принять конкретное управленческое решение относительно объекта. В более широком смысле конечной целью социологической диагностики является эффективность функционирования и развития определенного социального института или организации, так как если средства социологической диагностики используются, то в цепи этапов принятия управленческих решений они стоят на первом месте, и от полученных данных зависит правильность и обоснованность последующих действий. Предметной сферой социологической диагностики является социальная организация (собственно социальный компонент управленческой системы), а также отдельные ее элементы. Направления социологической диагностики связаны с функциями организации, на обеспечение которых они направлены, а именно с целевой, социально-интегративной и управленческо-организационной.

Характеризуя  специфику диагностических средств, нельзя не отметить их определенное сходство со средствами исследовательской деятельности: и те и другие ориентированы на получение информации, и те и другие используют ранее полученные наукой знания, и те и другие описывают состояние объектов.

Вместе  с тем, диагностику отличает от средств  исследования ряд черт:

  • диагностика фиксирует состояние объекта по заданным параметрам и оценивает его с позиции представления о его нормальном или должном состоянии, в то время как исследование всегда ориентированно на получение нового знания. Цель диагностики – описать состояние объекта и спрогнозировать его поведение;
  • в исследовании получение любой достоверной информации самоценно, в диагностике же информация – средство выработки решения о необходимости и направлении воздействия на объект;
  • в отличие от исследования, диагностика ориентирована не на выявление отдельных свойств объекта, а на описание его как целостности.

Вышеизложенное представляет собой  концептуальный  подход к понятию  социологической диагностики, рассматривающей  как ее диагностическую, так и  социологическую природу.

По вопросу определения сферы применения диагностики  в  социологической  науке  практически  существует  единодушие.

К  настоящему  времени в социологии  сформировались в  общих  чертах  два  направления  деятельности  социолога – практика:

    1. социально – инженерная  деятельность.
    2. консультативно – управленческая  деятельность.

(Щербина В.В. Социологическая  диагностика // Вестник  Московского  университе-та. Серия 18. Социология  и  политология: 1995 №4.стр.27.)

Оба  направления: 

- имеют  ярко  выраженную  практическую  ориентацию  и  связаны  не   с  получением   знания,  а   с  его  использованием  в  практической  деятель-ности;

- ориентированы  на  использование  наработок   специальных  социологи-ческих  дисциплин;  

- представляют  направление   вспомогательной  деятельности   в  управле-нии   и  связаны  с  обеспечением  нормального   режима  функционирова-ния  и  развития  предприятия;

- опираются    на    систему     специфических     средств,    принципиально   отличных  от  используемых  фундаментальной   наукой.

В    указанных    направлениях   можно   выделить   следующие  различия:

  1. Социально – инженерная  деятельность.

В  своих  развитых     формах   представляет   собой  такую  модификацию  деятельности  социолога  на  предприятии,  в  которой  социолог  является полноценным   участником   процесса   управления  предприятием,  имеет  четко  обозначенное  место  в  его  структуре,  выполняет    четко   обозна-ченные  функции  и  направления  работы, несет  полную ответственность  за  результаты  своей  деятельности. В  этой  своей  позиции,  социоинже-нер  выступает  полноценным  представителем  функциональной  службы   предприятия.

Такая  форма  деятельности  предполагает  максимальную  ориента-цию  на  участие  социолога  в  практическом  управлении.  Она    требует  четкого  осмысления   специфики    своей  предметной  сферы,  осознания  своего  места   в   структуре   предприятия,  четкого  определения  направ-лений  деятельности.

Специфика  социоинженерной  деятельности  предполагает наличие достаточно  устойчивого  набора  функций  и  направлений,  что  и  позво-ляет  выйти  в  режим  формализованной    и  стандартизированной  деяте-льности,  работать    в   оперативном   режиме   управления. Такую  деяте- льность   можно    осуществлять   только    при   наличии   определенного набора     специализированных,     надежных     средств,   созданных     для решения разнородных задач.

2.  Управленческо – консультативная   социологическая  деятельность.

Распадается  на  два  отличных  друг  от  друга  вида  деятельности:

А)  внутреннее  и Б)  внешнее  социологическое консультирование.

          А)Специфика  внутреннего  консультирования   состоит в том,  что социолог,     будучи     постоянным    сотрудником предприятия,  в то  же  время    не    вписан   в   полном   объеме   в    структуру   предприятия,  не  участвует   на    равных    со   всеми   в процессе  управления,  не  несет в полной    мере  ответственности   за   результаты   внедрения и может не  принимать участие во  внедрении  своих  разработок.

Участие    в    управленческой   деятельности  осуществляется  лишь  по    мере   необходимости   решения  частных  проблем,   возникающих  в  процессе  управления   у  руководства  предприятия,  или   необходимости  его  участия  в  качестве  эксперта.

Эта  форма  деятельности  сочетает  в  себе   исследовательско – ин-формационную,  проектную,   консультативную   деятельность,   иногда  в  очень   ограниченных  пределах  включает  в  себя  элементы  функциона-льно – управленческой    деятельности,      что     предполагает     и    очень  ограниченное   использование  стандартизированных  средств  деятельно-сти.  Результаты  такой  деятельности  могут  выступать  в   виде  научных  отчетов,  докладных  записок,  проектов,  рекомендаций.

Б) Внешнее  консультирование  является  одной из  наиболее  расп-ространенных   форм   деятельности  социологов,  Отличительной чертой  этого   направления   деятельности  является  то,  что социолог,  обслужи-вающий    предприятие,   не   является  работником  этого  предприятия  и  осуществляет    свою    деятельность временно,   на  договорной  основе.  Инициатором    этой     деятельности обычно    выступает    руководство  предприятия.

Деятельность  этого  типа  связана  с  разработкой  и  (или)  внедре-нием   частных   программ,  методик   и    проектов,  по  проблематике,  на  которой специализируется  данный  работник.  Она может быть  направ-лена   на   решение частных   или   глобальных  проблем,  затрагивающих деятельность  предприятия.

Специфической   чертой   этого   вида   деятельности   является    то,  что  консультант,  не  будучи  включен  в  полном  объеме  в   производст-венные   процессы,   и   в   структуру    управления   предприятием,   несет  лишь  ограниченную  ответственность  за   результаты    своей  деятельно-сти.

Это  направление  деятельности  задает  менее  жесткие  требования  к    указанным  средствам,  поскольку   оставляет   большой   простор  для  индивидуальной  творческой  деятельности  социолога  на  предприятии.

Большинство    социологов,    работающих    в    режиме    внешнего  консультирования,   это   академические   ученые,   совмещающие     свою  основную  деятельность  с  консультационной.

Все     направления   социологической    диагностики    могут    быть  представлены  в виде  двух  блоков: (Щербина В.В. Социологическая диагностика // Вестник МГУ., Серия 18. 1995.стр.62.)

ПЕРВЫЙ  БЛОК,  связан  с обеспечением  целевой продуктивной  функции    предприятия,    для     реализации     которой    оно    в   первую  очередь   и   создается. Направления   социологической    диагностики   по  указанному  блоку представлены  следующим образом:

1.  Средствами  диагностики,  направленными   на  обеспечение   ра-ционального  подбора,  расстановки,  продвижения,  обучения  и  профес-сиональной  адаптации  кадров.  Это   направление  активно  разрабатыва-ется   в   среде    заводских  социологов   и   относится  к  числу,  пожалуй,  наиболее  проработанных.

2.  Средствами  диагностики,  направленными  на  обеспечение   фу-нкций    предприятия   по  реконструкции   и  проектированию.  К  настоя-щему    времени,  для  обеспечения  этой  функции  создан  набор  средств  диагностики  предприятия,  которые  сегодня   используются  в  основном  консультантами.

3.  Средствами    диагностики,   направленными    на      обеспечение   деятельности,   связанной   с  использованием  механизмов  самоорганиза- ци  коллективов,  для   достижения  производственных  целей.

ВТОРОЙ  БЛОК,    направлен   на   обеспечение  двух  социальных  функций,  которые   можно   определить  как  вспомогательные.  По  клас-сификации  Н И. Лапина  они  соответствуют  социально – интегративной  и  управленческо – воспитательной  функциям1.

Обе  эти  функции,  не    будучи  прямо  связанными  с  результатив-ностью  целевой  функции,  при   определенных  условиях,  однако,  могут  вести  к  ее  снижению  и  поэтому  они  нас  интересуют.

К  числу  направлений  социологической  диагностики  в   контексте  этого  блока,  можно  отнести направления,  связанные с     обеспечением  в    основном      социально – интегративной    функции,    к    числу таких направлений относятся:

    1. Средства  диагностики  конфликтов.
    2. Методики  определения  потенциальной  и  реальной  текучести 

кадров.

3.  Методики  определения   социально – психологического  климата  и  так  далее.

Менее  проработана,  методически   не  обеспечена  вторая  функция,  ука-занная  в  блоке.

Несмотря  на  то,  что  социологическая  диагностика  относительно  молодая    дисциплина,    на    сегодняшний     день     сложился   довольно  большой    набор    разнообразных     диагностических   средств,  которые могут быть  классифицированы  по  различным  основаниям2:

1)  по  объекту  социологической   диагностики.  В  этом  случае,  со-циологическая  диагностика  может  быть  направлена  на  оценку  состоя-ния  работника,  целевой  группы,  предприятия   в  целом,  или  отдельно-го  его  подразделения,  состояние  фрагментов   внешней  среды,  на  про-цессы  преобразований  и так далее.

    1. по  степени  формализации  их  можно  разделить  на: 

- жестко  алгоритмизированные    методики,  поддающиеся  автома-тизации,  где   влияние   исполнителя   на    результаты  диагностики   минимально;

- слабо  алгоритмизированные,  где   влияние  исполнителя  на  про-цесс  и  результат  диагностики  велико.

          3)  по    степени    конкретности   решаемых  задач диагностические средства  делятся на:

- специализированные      средства    диагностики,   созданные    под      решение  конкретной  задачи;

    • комплексные  диагностические  средства, используемые,  как  пра-вило,  по  предварительной  диагностике. 

4)  по  используемым  теоретико  – методологическим  основаниям  на:

    • проблемную;
    • предметную.

5)  по  направлениям  управленческой  деятельности,  на   обеспече-ние   которой    направлена   социологическая   диагностика,  они      могут  быть  классифицированы  как:

-    ориентированные на  решение  задач  организационных   изме-нений;

    • ориентированные на решение задач подбора, расстановки, продвижения    кадров;
    • ориентированные  на  решение  задач  формирования  и  измене-ния  состава  коллектива;
    • ориентированные  на  решение  задач,  связанных  с  обеспечени-ем  высокой  интеграции  коллектива;
    • ориентированные  на  решение  задач,  по  внедрению  новшеств.

Социологическая диагностика  отличается от классических социологических  исследований следующим:

  • она имеет дело с небольшими объектами (организацией, группами и т.д.)
  • в ней  не могут использоваться статистические методы (закон больших чисел, теория вероятности и т.д.).
  • массовые опросы не применимы, это социология малых групп.

Информация о работе Социологическая диагностика в системе управления.