Стили руководства. Существует ли наилучший?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ существующих классификаций стилей руководства и поиск наиболее оптимального стиля, или их сочетаний для эффективной деятельности руководителя.
Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:
Выявление сущности управления и руководства.
Определение критериев оценки эффективности деятельности руководителя.
Изучение теорий стилей руководства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РУКОВОДСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.1. Сущность управления и руководства 5
1.2. Основные показатели эффективности руководства 9
1.3. Стиль как составная часть эффективного руководства 13

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
2.1. Исследование существующих стилей руководства 18
2.2. Особенности национального стиля руководства 26
2.3. Сравнительная эффективность стилей руководства 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЯ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Вложенные файлы: 1 файл

стиль руков.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Факультет государственной  службы и управления

Кафедра управления, политологии и социологии

 

 

 

 

СТИЛИ РУКОВОДСТВА. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАИЛУЧШИЙ?

(Курсовая работа  по дисциплине «Теория управления»)

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ  3

 

ГЛАВА 1. РУКОВОДСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

1.1. Сущность управления и руководства  5

1.2. Основные показатели эффективности  руководства     9

1.3. Стиль как составная часть эффективного руководства   13

 

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

2.1.  Исследование существующих стилей руководства    18

2.2.  Особенности национального  стиля руководства    26

2.3.  Сравнительная эффективность  стилей руководства    33

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             38

БИБЛИОГРАФИЯ             41

ПРИЛОЖЕНИЯ   44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования заключается в том, что индивидуальный стиль руководства, свойственный каждому руководителю, оказывает определяющее влияние на успешность деятельности организации, темпы ее роста, прибыльности. Талантливый руководитель, способный правильно выбрать стиль руководства, может преобразовать даже отстающий коллектив, пробуждая творческий потенциал и энергию сотрудников. Возможен и обратный вариант: применение неподходящего стиля и другие ошибки руководителя могут стать причиной разрушения эффективной работы коллектива.

В современных  условиях руководителю необходимо подготавливать и реализовывать огромное количество ключевых для организации решений  в сжатые сроки. Способ поведения  руководителя при этом является стилем его управления. Знание возможного многообразия способов управления, ясное и вместе с тем гибкое понимание проблем способствуют успешной деятельности руководителя.

Степень разработанности  проблемы. С давних времен вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей, тем не менее, систематическое и направленное их изучение началось только со времен              Ф. Тейлора. За это время учеными разных стран было проведено много исследований. И поскольку полного согласия по поводу того, какой стиль руководства является наиболее эффективным, до сих пор не достигнуто, существует объективная необходимость продолжать теоретическую разработку данной проблемы.

Целью работы является анализ существующих классификаций стилей руководства и поиск наиболее оптимального стиля, или их сочетаний для эффективной деятельности руководителя.

Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:

  1. Выявление сущности управления и руководства.
  2. Определение критериев оценки эффективности деятельности руководителя.
  3. Изучение теорий стилей руководства.
  4. Изучение особенностей национального стиля руководства.
  5. Проведение сравнительного анализа теорий стилей руководства, их применения руководителями известных корпораций.

Объектом исследования являются действия, предпринимаемые руководителями для достижения целей организации.

Предметом исследования выступают теория и практика стилей руководства.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую основу работы составили труды М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури,               Х. Виссема, А. П. Горбунова,  О. С.Виханского и А. И. Наумова,                             С. В. Попова, А. М. Омарова, Р. А. Кричевского, И. Н. Герчиковой,                        В. И. Кнорринг, Л. Якокка и других. Методологической базой исследования послужили общенаучные методы: анализ и синтез.

Теоретическая и  практическая значимость исследования заключается в определении стиля руководства как сложного социального явления, а также выявлении его влияния на эффективность деятельности организации в целом.

Структура работы предопределена целью и задачами исследования и включает: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, библиографию, приложения.

 

 

ГЛАВА 1. РУКОВОДСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

1.1. Сущность управления и руководства

 

В литературе имеется около двухсот определений понятию «управление». По большей части все они акцентируют внимание на том, что управление – это процесс воздействия субъекта на объект, но выражает эту мысль по-разному. Например, В.И. Кнорринг пишет: «Управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, которым может бать технологическая установка, коллектив или отдельная личность. Управление есть процесс, а система управления – механизм, который обеспечивает этот процесс».1

Другие авторы полагают, что под управлением  понимается система, обеспечивающая успешное целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Интересно  представление выдающегося итальянского политика Николо Макиавелли, который  считал, что «управлять, значит заставить исполнителя верить. Достижение такого эффекта в управлении является одной из важнейших задач любого руководителя».2

Обобщая все  эти определения, можно сказать, что управление представляет собой  целенаправленную деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды − общества, живой и неживой природы, техники.

Управленческая  деятельность представляет собой специфическую  разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

Субъектом  управленческой деятельности выступает физическое лицо, то есть, человек, через которого реализуются управленческие отношения.

Управленческая  деятельность основана на наличие у субъекта управленческой деятельности власти над объектом управленческой деятельности. Как правило, в управленческой литературе властью называется способность и возможность оказывать влияние на поведение других людей и их групп. Имеются и такие трактовки власти: право, которым человек обладает вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре, инструмент социального управления, оказывающий на поведение людей воздействие, которое приводит к изменению общественных отношений, связанных с осуществлением определенной цели.

Большинство ученых-социологов определяют власть как способность  одних индивидов контролировать действия других индивидов. Наличие  этой способности объясняется либо как следствие имеющихся у  властвующего субъекта возможностей, в том числе личностных, преодолевать сопротивление такому контролю (подход М. Вебера, М. Блау, К. Левина,               П. Лоренса и Дж. Лорша и др.), либо как следствие статуса и связанных с ним коллективных ожиданий (подход М. Крозье, Т. Парсонса и др.).3

Власть руководителя возникает в силу его возможности  изменить характер или интенсивность  проявления мотивов трудовой деятельности (оплата труда, карьерный рост, гарантия занятости и т.п.), то есть – возможности  влиять на поведение других лиц. Влияние – это, в свою очередь, результат изменения руководителем поведения работника в ходе взаимодействия с ним. Различие между этими понятиями состоит в следующем: власть – это рычаг воздействия на поведение человека, а влияние – итог действия рычага.

Следует различать  две разновидности власти: власть должности и власть личности. Власть должности – это должностные  полномочия, то есть власть, предоставляемая  как атрибут должности. На каждой же должности находится личность, личное влияние и авторитет которой определяются ее персональными качествами. Это – власть личности. Эффективный руководитель  обладает реальной властью, которая представляет собой совокупность власти должности и власти личности, ту или иную их комбинацию, пропорцию.4

Таким образом, управленческая власть представляет собой совокупность должностной и личностной власти управляющего субъекта, определенное ситуационное соотношение должностного и личностного авторитета.

Одной из форм управленческой власти выступает руководство.

Руководство – процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели. В современном понимании руководство следует охарактеризовать скорее как способность добиваться достижения поставленных целей и задач организации посредством влияния и мотивации людей, нежели как применением диктаторских методов.5

В менеджменте  понятие руководить означает быть способным  заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед  организацией.

Руководство представляет собой единый процесс, который может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя. Они направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Руководство непосредственно связано с оказанием влияние на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Руководители, развившие в себе умение влиять на других, приобрели набор различных качеств, которые можно использовать для регулирования человеческих отношений. Эти навыки повышают эффектность руководителя и способствуют признанию собственной ценности.

Готовность  персонала следовать приказам и распоряжениям руководителя, определяется следующими факторами:

    • степенью понимания смысла распоряжения;
    • совместимостью распоряжений с индивидуальными потребностями и интересами сотрудников;
    • интеллектуальными и физическими способностями подчиненных;
    • личными взаимоотношениями;
    • организаторским талантом руководителя;
    • качеством руководства;
    • мотивацией.

Одним из главных  элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия всего коллектива. Содержание целей  должно быть обусловлено объективно существующими материальными интересами, которые преследует организация. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их для достижения общей цели, либо подчинить их достижению общей цели, либо они не должны мешать достижению целей организации. На то, чтобы подчинить цели индивида целям группы руководитель должен применить всю свою энергию.

Для быстрого и  эффективного достижения цели менеджер должен координировать работу и мотивировать персонал для ее выполнения. Ключ к мотивации персонала следует подбирать так, чтобы выборочно использовать тот вид воздействия, который соответствует конкретным обстоятельствам, применим к конкретному сотруднику.

 

1.2. Основные показатели эффективности управления

 

Сущность работы руководителя состоит в её эффективности. Вне зависимости от рода его занятий  – бизнес или работа в учебном  заведении, в правительственном  учреждении или в профсоюзном  комитете, университете или банке, –  от него требуется правильное выполнение задач, причем выполнение качественно, а значит эффективно.

Очевидна объективная  сложность оценки профессионализма и успешной деятельности руководителя. Анализ зарубежных источников свидетельствует  о значительной вариативности списков качеств руководителей, которые называют профессионально важными. Подобное расхождение мнений отмечал еще в 1948 году Р. Стогдилл. В частности, в 100 проанализированных им источниках только 5% названных качеств руководителей совпадали в четырех и более случаях.6

Тем не менее, на основании прямых и косвенных  признаков можно выделять основные причинно-следственные отношения («факторы»), так или иначе определяющие успешность деятельности руководителя в конкретной управленческой структуре.

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от руководителя, от его способностей. Эффективность управления – в широком смысле − соотношение результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на управление или полных затрат организаций, предприятий; в узком смысле − соотношение результатов деятельности органов, подразделений, работников управления (количества принятых решений, расчетов и т.п.) и затрат на  их достижение.

Существует  три вида эффективности:

  • Экономическая – соотношение экономических результатов деятельности организаций, предприятий  и затрат на их достижение.
  • Социальная – соотношение социальных результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение.
  • Социально-экономическая – соотношение экономических и социальных результатов деятельности организации, предприятий и затрат на их достижение.7

Основным показателем  эффективности труда руководителя как организатора  являются результаты труда коллектива в целом и  каждого члена в отдельности. Они измеряются различными производственно- экономическими показателями, на которые сказывают влияние технические, экономические и организационные решения. При характеристике эффективности работы руководителя необходимо учитывать весь комплекс показателей жизнедеятельности коллектива, на который оказывает влияние руководитель. Эти показатели выражаются через социально-психологические факторы. Таким образом, результатом эффективности работы руководителя выступают производственно-экономические и социально-психологические показатели.

Информация о работе Стили руководства. Существует ли наилучший?