Стратегические цели предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………3
1. Цель, как важнейшая характеристика менеджмента предприятия ……………...3

1. 1 Понятие, функции целей в системе управления предприятием ………………...5

1.2 Классификация и иерархия целей ……………………………………………… 6

1.3 Требования к целям ……………………………………………………………….10

2. Формирование стратегических целей предприятия …………………………..12

2.1 Разработка стратегии предприятия ………………………………………………12

2.2 Определение стратегических целей ……………………………………………. 15

3. Стратегические цели предприятия ………………………………………………...16

3.1 Характеристика деятельности ВКП «Сигнал-Пак» ……………………………16

3.2 Выбор базовой стратегии деятельности предприятия …………………………16

Заключение ………………………………………………………………………………29

Список использованных источников ………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегические цели в системе целей предприятия.doc

— 681.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение   ……………………………………………………………………………………3

1. Цель, как важнейшая характеристика  менеджмента предприятия ……………...3

 

1. 1  Понятие,  функции целей в системе управления  предприятием ………………...5

 

1.2  Классификация  и  иерархия  целей ……………………………………………… 6

 

1.3  Требования к целям  ……………………………………………………………….10

 

2.  Формирование  стратегических  целей  предприятия   …………………………..12

 

2.1  Разработка  стратегии предприятия ………………………………………………12

 

2.2   Определение стратегических  целей ……………………………………………. 15

 

3.  Стратегические цели предприятия  ………………………………………………...16

 

3.1  Характеристика  деятельности ВКП «Сигнал-Пак»  ……………………………16

 

3.2  Выбор  базовой стратегии деятельности  предприятия …………………………16

 

Заключение   ………………………………………………………………………………29

 

Список  использованных источников  ………………………………………………….31

 

Приложения   ………………………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правильно выбранная  стратегия развития – половина успеха компании. Но только половина. Чтобы  обеспечить успех на сто процентов, важно объединить свою команду вокруг стратегических целей.  Цели компании разрабатываются в поддержку генеральной цели и соразмерны  с ней. Для того чтобы сформировать весь комплекс целей организации и не пропустить среди них важные, желательно предварительно выделить стратегические хозяйственные подразделения и определить значимые функциональные целевые зоны организации.

Актуальность  выбранной темы  объясняется тем, что недостаточное внимание к  процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать. Следовательно, в современном менеджменте без четкого определения цели, без их выявления, соотношения, средств достижения, оценки эффективности и путей достижения нельзя решать проблему эффективного управления предприятием. Естественно, стратегические цели  каждого конкретного предприятия разнятся и зависят от многих факторов: организационной культуры, стадии развития предприятия, миссии , его общей стратегии, быстро меняющейся внешней среды бизнеса.

Цели и приоритеты не являются постоянными величинами, они время от времени пересматриваются в связи с изменением внутренних и внешних условий, при достижении целей или вследствие признания их ошибочности.

Применяются следующие  критерии отбора задач, устанавливаемых  после определения целей: согласованность, одобрение, реалистичность, гибкость, измеримость, привлекательность (обеспечивающая мотивированность деятельности).

Хотелось бы отметить, что, имея четко выстроенный стратегический план, механизмы реализации стратегии  и желание его реализовать, успешная реализация стратегии — абсолютная реальность для любой компании. Применение концепции стратегического управления значительно повышает ее стоимость на рынке.

Объект исследования - Внедренческое конструкторское  предприятие «Сигнал-пак», многофункциональное  предприятие  по  разработке  и  производству  промышленного  фасовочного  и упаковочного  оборудования. 

Предметом исследования в данной работе выступает роль стратегических целей в системе целей предприятия.

Цель данной работы – рассмотреть  стратегические  цели в системе целей предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия и функции целей в системе управления предприятием

2. Классификация  и  иерархия  целей

3. Выяснить, какие  требования и критерии  предъявляются  к   установлению  целей

4. Определить, какую  роль  выполняют  стратегические  цели в  формировании стратегии  организации

5. Разработать  и проанализировать  предложения  по  установлению  стратегических  целей для внедренческого  конструкторского  предприятия «Сигнал-Пак».

В последние годы появились десятки отечественных и переводных учебников, учебных и практических пособий, подробно освещающих теоретические аспекты стратегии организации.

Теоретико - методологическую базу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического  менеджмента:  О. С. Виханского,   Ю.Н. Лапыгина,  В.Н.  Парахиной,  Х. Виссема,  В.Толкача  и др.

Использовались  публикации  специализированных  журналов  «Управление компанией» и «Проблемы теории и практики управления»,    а  также   интернет – источники  для    правильного и объективного отражения состояния  рассматриваемой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Цель, как важнейшая характеристика  менеджмента предприятия

1. 1  Понятие, функции целей в системе управления предприятием

 

Цели — это желаемые состояния или результаты функционирования системы, достижимые в пределах некоторого временного промежутка. Цели отражают существующие тенденции развития, например «максимальное удовлетворение интересов и потребностей населения муниципального образования».1

Одна из центральных  и ключевых задач менеджмента  предприятия – это выработка  цели. Цель определяет и регулирует действия, служит эталоном, главным  критерием в деятельности предприятия  и подчиняет все стороны управляющего воздействия.

В системе управления предприятием цели выполняют ряд  важных функций.

Во – первых, цели отражают философию предприятия, концепцию его деятельности и  развития. А поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете характер и особенности предприятия.

Во – вторых, цели уменьшают неопределенность текущей  деятельности как предприятия, так  и отдельного человека, становясь  для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться и сконцентрироваться на достижении желаемых результатов.

В – третьих , цели составляют основу критериев  для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов  деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения наиболее отличившихся сотрудников.

При формулировании цели необходимо делать акцент на ее актуальность и значимость.

Актуальность  цели проверяется как можно чаще по мере изменения основных факторов и условий внешней и внутренней среды.

Следовательно, цели и их приоритеты не являются постоянными, они могут пересматриваться, уточняться, если цель считается достигнутой или оказалась невыполненной, или нереальной.2

 

 

 

 

 

1.2  Классификация и иерархия  целей

 

Разнообразие  целей столь велико, что необходимо их классифицировать по содержанию, направлениям и критериям.

Более подробная  классификация целей представлена в таблице 1.

Известный голландский  консультант Х. Виссема — выделяет три типа стратегических целей:

корпоративные (цели организации в целом);

бизнес - цели (цели однородной группы конкретной деятельности);

функциональные (цели функциональной деятельности).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 –  Классификация целей

 

Подобный подход не учитывает оценку влияния целей  внешней среды и целей организации как системы.3

В таблице 1 Приложения А  приведена матрица, позволяющая  выстраивать цели организации, определяемые как совокупность целей субъектов  целеполагания субъектов различного уровня и направленности. Критерии приоритетности целей приведены в нижней части матрицы, но,  приоритетное значение имеют внутренние цели, и в первую очередь целеполагание менеджеров и собственников. Векторы остальных целей учитываются, но не являются доминирующими. 4

В зависимости  от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели. Например, классификация целей по функциональным областям:

Рыночные цели (или внешние программные цели): в области маркетинга и Public Relations, например:

Объем продаж в натуральном и в стоимостном  выражении.

Число клиентов.

Доля  рынка.

Производственные цели (внутренние программные цели) являются следствием рыночных. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (за исключением организационных ресурсов):

Обеспечить  определенный объем производства (объем  производства = объем продаж - существующие запасы + планируемые запасы);

Построить цех (объем капитального строительства);

Разработать новую технологию (проведение НИР  и ОКР);

Организационные цели — все, что касается управления, структуры и персонала организации:

Принять на работу трех маркетологов;

Довести средний уровень зарплаты сотрудников  до уровня зарплаты у лидера на рынке;

Внедрить  систему управления проектами.

Финансовые цели — увязывают между собой все цели в стоимостном выражении:

Чистый  объем продаж (из «рыночных целей»);

Величина  издержек (из «производственных» и  «организационных» целей);

Валовая и чистая прибыль;

Рентабельность  продаж и т.п.

Можно устанавливать цели и в  другом порядке: от финансовых - к рыночным и производственным.

На взгляд  автора, данная классификация  отличается простотой понятийного  аппарата. Кроме того, она обеспечивает связность целей, так как последние  логически вытекают друг из друга (из рыночных - производственные, затем организационные и финансовые).

Решение об итоговой формулировке целей  организации принимается на уровне интуиции в силу многофакторности этого  явления, но все сформулированные цели затем так или иначе будут  использованы при детализации самой стратегии организации.  
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:

  • цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
  • цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, «подчинены» им и определяют деятельность организации в ближайшей перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно посредством достижения краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.

Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.5

Большую популярность приобрели методы построения целевой модели в виде деревовидного графа ( дерево целей ), вершиной которого становится генеральная цель, а ветвями – подцели, решения которых обеспечивают достижение целей. ( см.  рис. 1). Дерево целей описывает упорядоченную иерархию в следующей последовательности:                                           Общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Дерево целей

 

На рисунке 2   схематично для примера изображена «Иерархия целей программы лояльности клиентов» :  Ключевая цель состоит в увеличении прибыли компании, ее доходов и доли на рынке. Среди других важных целей — возможность удерживать клиентов и привлекать новых, накапливать обширную базу данных о них и оказывать информационную поддержку, создавать возможность обмена информацией между организацией и ее клиентами.6


 

Рисунок 2 - Иерархия целей программы лояльности клиентов

1.3  Требования к целям

 

Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации.

Накопленный в бизнесе большой опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

Информация о работе Стратегические цели предприятия