Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:12, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.
Введение ……………………………………………………………………………………3
1. Цель, как важнейшая характеристика менеджмента предприятия ……………...3
1. 1 Понятие, функции целей в системе управления предприятием ………………...5
1.2 Классификация и иерархия целей ……………………………………………… 6
1.3 Требования к целям ……………………………………………………………….10
2. Формирование стратегических целей предприятия …………………………..12
2.1 Разработка стратегии предприятия ………………………………………………12
2.2 Определение стратегических целей ……………………………………………. 15
3. Стратегические цели предприятия ………………………………………………...16
3.1 Характеристика деятельности ВКП «Сигнал-Пак» ……………………………16
3.2 Выбор базовой стратегии деятельности предприятия …………………………16
Заключение ………………………………………………………………………………29
Список использованных источников ………………………………………………….31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………
1. Цель,
как важнейшая характеристика
менеджмента предприятия …………….
1. 1 Понятие,
функции целей в системе
1.2 Классификация и иерархия целей ……………………………………………… 6
1.3 Требования к целям ……………………………………………………………….10
2. Формирование стратегических целей предприятия …………………………..12
2.1 Разработка
стратегии предприятия ……………………
2.2 Определение стратегических целей ……………………………………………. 15
3.
Стратегические цели
3.1 Характеристика деятельности ВКП «Сигнал-Пак» ……………………………16
3.2 Выбор
базовой стратегии
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованных источников ………………………………………………….31
Приложения ………………………………………………………………………………
Введение
Правильно выбранная стратегия развития – половина успеха компании. Но только половина. Чтобы обеспечить успех на сто процентов, важно объединить свою команду вокруг стратегических целей. Цели компании разрабатываются в поддержку генеральной цели и соразмерны с ней. Для того чтобы сформировать весь комплекс целей организации и не пропустить среди них важные, желательно предварительно выделить стратегические хозяйственные подразделения и определить значимые функциональные целевые зоны организации.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать. Следовательно, в современном менеджменте без четкого определения цели, без их выявления, соотношения, средств достижения, оценки эффективности и путей достижения нельзя решать проблему эффективного управления предприятием. Естественно, стратегические цели каждого конкретного предприятия разнятся и зависят от многих факторов: организационной культуры, стадии развития предприятия, миссии , его общей стратегии, быстро меняющейся внешней среды бизнеса.
Цели и приоритеты не являются постоянными величинами, они время от времени пересматриваются в связи с изменением внутренних и внешних условий, при достижении целей или вследствие признания их ошибочности.
Применяются следующие критерии отбора задач, устанавливаемых после определения целей: согласованность, одобрение, реалистичность, гибкость, измеримость, привлекательность (обеспечивающая мотивированность деятельности).
Хотелось бы отметить, что, имея четко выстроенный стратегический план, механизмы реализации стратегии и желание его реализовать, успешная реализация стратегии — абсолютная реальность для любой компании. Применение концепции стратегического управления значительно повышает ее стоимость на рынке.
Объект исследования - Внедренческое конструкторское предприятие «Сигнал-пак», многофункциональное предприятие по разработке и производству промышленного фасовочного и упаковочного оборудования.
Предметом исследования в данной работе выступает роль стратегических целей в системе целей предприятия.
Цель данной работы – рассмотреть стратегические цели в системе целей предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия и функции целей в системе управления предприятием
2. Классификация и иерархия целей
3. Выяснить, какие требования и критерии предъявляются к установлению целей
4. Определить, какую
роль выполняют стратегические
цели в формировании
5. Разработать и проанализировать предложения по установлению стратегических целей для внедренческого конструкторского предприятия «Сигнал-Пак».
В последние годы появились десятки отечественных и переводных учебников, учебных и практических пособий, подробно освещающих теоретические аспекты стратегии организации.
Теоретико - методологическую базу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического менеджмента: О. С. Виханского, Ю.Н. Лапыгина, В.Н. Парахиной, Х. Виссема, В.Толкача и др.
Использовались публикации специализированных журналов «Управление компанией» и «Проблемы теории и практики управления», а также интернет – источники для правильного и объективного отражения состояния рассматриваемой темы.
1. Цель, как важнейшая характеристика менеджмента предприятия
1. 1 Понятие, функции целей в системе управления предприятием
Цели — это желаемые состояния или результаты функционирования системы, достижимые в пределах некоторого временного промежутка. Цели отражают существующие тенденции развития, например «максимальное удовлетворение интересов и потребностей населения муниципального образования».1
Одна из центральных
и ключевых задач менеджмента
предприятия – это выработка
цели. Цель определяет и регулирует
действия, служит эталоном, главным
критерием в деятельности предприятия
и подчиняет все стороны
В системе управления предприятием цели выполняют ряд важных функций.
Во – первых, цели отражают философию предприятия, концепцию его деятельности и развития. А поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете характер и особенности предприятия.
Во – вторых,
цели уменьшают неопределенность текущей
деятельности как предприятия, так
и отдельного человека, становясь
для них ориентирами в
В – третьих
, цели составляют основу критериев
для выделения проблем, принятия
решений, контроля и оценки результатов
деятельности, направленной на их реализацию,
а также материального и мораль
При формулировании цели необходимо делать акцент на ее актуальность и значимость.
Актуальность цели проверяется как можно чаще по мере изменения основных факторов и условий внешней и внутренней среды.
Следовательно, цели и их приоритеты не являются постоянными, они могут пересматриваться, уточняться, если цель считается достигнутой или оказалась невыполненной, или нереальной.2
1.2 Классификация и иерархия целей
Разнообразие целей столь велико, что необходимо их классифицировать по содержанию, направлениям и критериям.
Более подробная
классификация целей
Известный голландский консультант Х. Виссема — выделяет три типа стратегических целей:
корпоративные (цели организации в целом);
бизнес - цели (цели однородной группы конкретной деятельности);
функциональные (цели функциональной деятельности).
Таблица 1 – Классификация целей
Подобный подход
не учитывает оценку влияния целей
внешней среды и целей организа
В таблице 1 Приложения
А приведена матрица, позволяющая
выстраивать цели организации, определяемые
как совокупность целей субъектов
целеполагания субъектов
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели. Например, классификация целей по функциональным областям:
Рыночные цели (или внешние программные цели): в области маркетинга и Public Relations, например:
Объем продаж в натуральном и в стоимостном выражении.
Число клиентов.
Доля рынка.
Производственные цели (внутренние программные цели) являются следствием рыночных. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (за исключением организационных ресурсов):
Обеспечить определенный объем производства (объем производства = объем продаж - существующие запасы + планируемые запасы);
Построить цех (объем капитального строительства);
Разработать новую технологию (проведение НИР и ОКР);
Организационные цели — все, что касается управления, структуры и персонала организации:
Принять на работу трех маркетологов;
Довести средний уровень зарплаты сотрудников до уровня зарплаты у лидера на рынке;
Внедрить систему управления проектами.
Финансовые цели — увязывают между собой все цели в стоимостном выражении:
Чистый объем продаж (из «рыночных целей»);
Величина издержек (из «производственных» и «организационных» целей);
Валовая и чистая прибыль;
Рентабельность продаж и т.п.
Можно устанавливать цели и в другом порядке: от финансовых - к рыночным и производственным.
На взгляд автора, данная классификация отличается простотой понятийного аппарата. Кроме того, она обеспечивает связность целей, так как последние логически вытекают друг из друга (из рыночных - производственные, затем организационные и финансовые).
Решение об итоговой формулировке целей
организации принимается на уровне
интуиции в силу многофакторности этого
явления, но все сформулированные цели
затем так или иначе будут
использованы при детализации самой
стратегии организации.
В любой крупной организации, имеющей
несколько различных структурных подразделений
и несколько уровней управления, складывается иерархия
целей, представляющая
собой декомпозицию целей более высокого
уровня в цели более низкого уровня. Специфика
иерархического построения целей в организации
обусловлена тем, что:
Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, «подчинены» им и определяют деятельность организации в ближайшей перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно посредством достижения краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.
Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.5
Большую популярность приобрели методы
построения целевой модели в виде деревовидного
графа ( дерево целей ), вершиной которого
становится генеральная цель, а ветвями
– подцели, решения которых обеспечивают
достижение целей. ( см. рис. 1). Дерево
целей описывает упорядоченную иерархию
в следующей последовательности:
Рисунок 1 – Дерево целей
На рисунке 2 схематично для примера изображена «Иерархия целей программы лояльности клиентов» : Ключевая цель состоит в увеличении прибыли компании, ее доходов и доли на рынке. Среди других важных целей — возможность удерживать клиентов и привлекать новых, накапливать обширную базу данных о них и оказывать информационную поддержку, создавать возможность обмена информацией между организацией и ее клиентами.6
Рисунок 2 - Иерархия целей программы лояльности клиентов
1.3 Требования к целям
Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации.
Накопленный в бизнесе большой опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.