Стратегические цели предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………3
1. Цель, как важнейшая характеристика менеджмента предприятия ……………...3

1. 1 Понятие, функции целей в системе управления предприятием ………………...5

1.2 Классификация и иерархия целей ……………………………………………… 6

1.3 Требования к целям ……………………………………………………………….10

2. Формирование стратегических целей предприятия …………………………..12

2.1 Разработка стратегии предприятия ………………………………………………12

2.2 Определение стратегических целей ……………………………………………. 15

3. Стратегические цели предприятия ………………………………………………...16

3.1 Характеристика деятельности ВКП «Сигнал-Пак» ……………………………16

3.2 Выбор базовой стратегии деятельности предприятия …………………………16

Заключение ………………………………………………………………………………29

Список использованных источников ………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегические цели в системе целей предприятия.doc

— 681.50 Кб (Скачать файл)

Самая известная  и распространенная — применение так называемых SMART-критериев, которым  должны соответствовать цели.

Specific — конкретная. Поставленная цель не должна  быть абстрактной. 

Measurable — измеримая.  Поддается ли поставленная цель  измерению? Можно ли проследить  изменения по ходу ее достижения, снять первоначальное и конечное  состояния? 

Attainable — достижимая. В отличии от миссии, цель обязана быть достижимой. Хватит ли на самом деле сил для достижения поставленной цели?

Realistic — реальная. Имеется ли у вашей организации  потенциально достаточное количество  ресурсов и возможностей для  реализации цели?

Time bound — привязанная  во времени. Обязательная характеристика  цели, за какой промежуток вы  собираетесь ее достичь?7 

При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджмент тем не менее должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Так как покупатели (еще один субъект влияния на организацию) играют в настоящее время ключевую роль для выживания организации, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта.

Цели организации, как и любой системы, формируются под воздействием многих факторов (см. Приложение Б), из которого следует, что цели могут быть различными по времени достижения и ориентации; по субъектам целеполагания и направленности в пространстве; объективными, как свойства любой системы, и субъективными, как образ, к которому стремится организация.

Естественно, что при установлении целей очень трудно свести воедино разнонаправленные интересы субъектов влияния. Собственники ожидают, что организация обеспечит высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов. Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую заработную плату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна предоставлять продукт по подходящей цене, соответствующего качества, с хорошим обслуживанием и другими гарантиями. Все это должны учитывать менеджеры и составлять цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния.8

Основные стадии процесса постановки целей:

Диагностика. Чтобы  определить готовность организации  и сотрудников к постановке целей, необходимо ответить на множество вопросов. В достаточной ли степени структурировано управление в организации? Четко ли разграничены обязанности и сферы ответственности? Какой стиль управления преобладает в компании? Мотивированы ли и компетентны ли сотрудники? Под силу ли подчиненным сложные задачи? И т.д.

Подготовка  персонала к постановке целей  посредством интенсифицирования горизонтальной и вертикальной коммуникации (общение  между руководителем и подчиненными, между сотрудниками, от взаимодействия которых зависит достижение результата); разработка программ обучения, направленных на развитие необходимых компетенций; четкое планирование.

Выбор критериев, которые должны служить ориентирами  для достижения цели.

Промежуточная проверка. Регулярная оценка уже достигнутых результатов, на основании которых можно корректировать сформулированные цели.

Окончательная проверка результатов, полученных при  достижении поставленных целей.9

Таким  образом, цели организации зачастую определяют как направления, по которым должна осуществляться ее деятельность. Цели в организации задают и определяют все другие ее параметры. Главная задача менеджеров - обеспечить равновесие между разнонаправленными целями и интересами собственников (акционеров), работников, кредиторов, между стратегическими и текущими, внешними и внутренними целями организации.

 

2.  Формирование  стратегических  целей   предприятия 

2.1  Разработка стратегии предприятия

 

Формирование  стратегии на предприятии зависит  от конкретной ситуации, в которой  данное предприятие находится. В стратегии должны быть тесно увязаны цели и идеи их достижения.

Формирование  стратегии конкретного предприятия  представляет уникальный и индивидуальный процесс, который зависит от многочисленных факторов.

Разработка  стратегии – процесс длительный и трудоемкий. Различные предприятия по- разному решают эту проблему. Так сложные и крупные предприятия разрабатывают стратегии более подробно и детально, а предприятия малого бизнеса ограничиваются основными принципами стратегического планирования.

Процесс разработки стратегии предприятия состоит  из нескольких этапов (см. таблицу 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 –  Основные этапы и методы формирования  стратегии предприятия

 

На предварительном  этапе анализируется личный потенциал  руководителей предприятия и их заинтересованность в разработке стратегии. Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Стержнем стратегического  управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных  конкретных предпринимательских, организационных  и трудовых стратегий.

В деловой жизни  под стратегией понимается общая  концепция того, как достигаются  цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая  концепция  включает в себя несколько элементов. Прежде всего к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели.

Другой элемент  стратегии — политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Третьим элементом  стратегии являются планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, призванная решать задачи распределения ресурсов. Так, ресурсы можно направлять в первую очередь на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем или выделять пропорционально потребностям, или предоставлять

всем подразделениям поровну, если они будут близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности.

Стратегия - это  заранее спланированная реакция  организации на изменение внешней  среды, линия ее поведения, выбранная  для достижения желаемого результата.10

Для формулирования генеральной цели организации основополагающим является наличие у руководства организации видения, т. е. представления о том, чем организация является в настоящем, какой она должна стать в будущем, к чему нужно стремиться, какую пользу она должна приносить обществу.

Видение - это  идеальное представление, желаемый образ организации, комплексное  осмысление событий и стратегической ситуации будущего. Оно мотивирует коллектив сотрудников на достижение желаемого образа организации.

Стратегическое  видение концентрируется на будущих аспектах бизнеса фирмы:

• Какой фирма  стремится стать?

• Какие потребности  потребителей фирма собирается обслуживать?

Миссия фокусируется на текущей предпринимательской  деятельности организации и определяет направления развития компании. Нередко в миссии не формулируются конкретные количественные значения важнейших показателей, определяющих конкурентоспособность организации. Она представляет собой констатацию стратегического видения руководства относительно конкурентной позиции организации и характеризует положение и взаимодействие организации с внешней средой. Миссия определяет общее направление развития организации. Стратегические установки ориентированы вовнутрь организации, они нацелены на мобилизацию персонала для достижения целей и задач. По сравнению с миссией формулировки целей более конкретны и имеют количественные оценки.

Определяющим  для процесса целеполагания на предприятии  является миссия предприятия как  наиболее общая характеристика, которая  в общем случае поглощает в  себя цели его развития. Схематично   это представлено на рисунке 3:

Формулирование  целей (собственно целеполагание) есть процесс логический, где можно  только систематизировать процедуру, но не формализовать ее, а тем  более, не определять ее однозначно. Это  искусство, определяемое опытом и интуицией высшего руководства. Поэтому невозможно дать рецепты «на все случаи жизни» в области формирования целей развития, можно лишь попытаться предложить принципиальные подходы к процессу целеполагания, обратив внимание на аспекты, которые являются характерными для предприятий любой организационно-правовой формы и сфер деятельности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3

2.2   Определение стратегических целей

 

Понять и  согласовать общие задачи, стоящие  перед компанией, — необходимый  шаг в построении стратегически ориентированной организации. Выяснить, как влияет выполнение тех или иных задач на достижение цели и как связаны между собой задачи, — не менее важно, чем понять общие цели деятельности компании.

Стратегические  цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обновление материально-производственной базы и т.п.

Очевидно, что  применительно к отдельным видам бизнеса в отдельные периоды можно достичь одновременно лишь ограниченное количество целей. Именно поэтому выбор основных целей является фундаментальной стратегической проблемой. Чем больше целей одновременно компания ставит перед собой, тем сложнее добиться сбалансированности между целями (а значит и стыковки интересов между различными подразделениями, отвечающими за их реализацию).

Следует также  иметь в виду, что в различные  периоды у компании чаще всего  разные цели. Например, если фирма нуждается в привлечении инвестиций, то на первый план выходят такие цели как максимизация рентабельности активов и собственного капитала. Это связано с тем, что потенциальных инвесторов интересуют, в первую очередь, именно эти показатели. Если компания стремится сохранить свои позиции на рынке, то ее целью будет обеспечение темпов роста продаж, по крайней мере, не ниже темпов роста рынка в целом. Для новой фирмы темпы роста продаж и масштабов самой компании чаще всего являются самой важной целью, для того чтобы закрепиться на рынке.

 Если цель  компании минимизировать риск  занятия данной деятельностью,  то на первый план выходят  показатели финансовой устойчивости. Если компания ставит цель  усилить свои позиции на рынке,  то в качестве индикаторов  оценки ее достижения будут выступать объем продаж,  количество клиентов, широта ассортимента, размер заказа и т.д.

В качестве одной  из целей компании может выступать и снижение затрат, в том числе и в ситуации, когда фирма стремится повысить собственную капитализацию. Целью компании может быть и повышение рентабельности  продаж, так как последняя является одним из факторов увеличения ее ценности.

Примеры формулировок стратегических целей организаций  приведены в таблице  2 Приложения В.

 

3.  Стратегические цели предприятия

3.1  Характеристика деятельности ВКП «Сигнал-Пак» 

 

В  данной курсовой работе  будем  путем анализа, выбора формулировать  стратегические цели  для предприятия ООО ВКП  «Сигнал-Пак» расположенного по адресу: 620050, г. Екатеринбург, ул. Дружининская, 5.

Внедренческое конструкторское предприятие «СИГНАЛ - ПАК» создано в 1994 году на базе существующего  с 1991 года ВКП «Сигнал-Автоматика»  и работает с ним под единой торговой маркой.

         Неоспоримое конкурентное преимущество  компании «Сигнал-Пак» —  это умение создавать такое оборудование, чтобы любое предприятие — и крупное, и среднее, и мелкое — имело возможность укомплектовать свое производство в рамках существующего бюджета и при этом достичь максимальной результативности.

         Говоря об оборудовании от «Сигнал-Пак», необходимо отметить, что оно разработано с учетом потребностей, пожеланий и возможности заказчиков. Сейчас в компании работает около двухсот человек. Специалисты компании проводят тщательную работу — всестороннюю диагностику потребностей клиентов, возможности их предприятий, консалтинг, разработку, изготовление и поставку оптимального варианта техники для каждого делового партнера. И, конечно, конструкторы и технологи постоянно работают над усовершенствованием существующих моделей и новыми перспективными проектами.

Информация о работе Стратегические цели предприятия