Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:12, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.
Введение ……………………………………………………………………………………3
1. Цель, как важнейшая характеристика менеджмента предприятия ……………...3
1. 1 Понятие, функции целей в системе управления предприятием ………………...5
1.2 Классификация и иерархия целей ……………………………………………… 6
1.3 Требования к целям ……………………………………………………………….10
2. Формирование стратегических целей предприятия …………………………..12
2.1 Разработка стратегии предприятия ………………………………………………12
2.2 Определение стратегических целей ……………………………………………. 15
3. Стратегические цели предприятия ………………………………………………...16
3.1 Характеристика деятельности ВКП «Сигнал-Пак» ……………………………16
3.2 Выбор базовой стратегии деятельности предприятия …………………………16
Заключение ………………………………………………………………………………29
Список использованных источников ………………………………………………….31
Предложение: «Снизить стоимость закупок ресурса "Алюминий"»
Оценка предложения: Снижение закупочных цен на ресурс «алюминий» призвано увеличить значение показатели рентабельности реализации (доля прибыли в выручке) и, по мнению руководства предприятия, возможно за счет соответствующих переговоров с поставщиками и поиска альтернативных поставщиков. Однако такая деятельность относится к числу «рутинных» задач службы снабжения. Выполнение этой цели необходимо для поддержания нормальной деятельности предприятия. Такого рода базовые требования, как правило, не должны зависеть от используемой ВКП «Сигнал-Пак» стратегии. В результате дискуссий было решено все цели, связанные с работой службы снабжения, объединить в рамках формулировки «Улучшить работу отдела маркетинга и продаж».
Предложение: «Охват прибыльных сегментов»
Оценка предложения: «Охват прибыльных сегментов» - это цель, которая всегда будет правильной. Последовательная оптимизация процессов служит достижению этой цели. Однако руководство компании решило, что в ближайшее время стратегическое значение этой цели придавать вряд ли стоит (может быть, за исключением процессов, связанных с разработкой новых вариантов продуктов, или процесса обработки заказа).
Этап 5. Определение стратегических целей, индикаторов и целевых значений индикаторов по перспективе «Инфраструктура \ Сотрудники» (Какие инфраструктура и сотрудники нам необходимы для достижения целей по перспективе «Бизнес-процессы»?)
Предложение: «Набрать больше сотрудников в отдел маркетинга и продаж».
Оценка предложения: В пользу
постановки такой цели свои аргументы
приводил руководитель отдела маркетинга:
«Большее число сотрудников в отделе маркетинга
и продаж увеличит наш потенциал продаж,
что имеет большое в конкурентной борьбе».
Вообще говоря, увеличение числа сотрудников
является так называемым «структурным»
мероприятием, а не стратегической целью.
Такое мероприятие может рассматриваться
как одно из средств достижения цели «Увеличить
продажи существующим клиентам».
Предложение:
«Разработать долгосрочную
программу карьерного роста»
Оценка предложения:
«Разработать долгосрочную программу
карьерного роста» - это одна из самых
общих целей, которые предприятия могут
использовать в рамках Balanced Scorecard. Повышение
квалификации и карьера относятся к самым
общим целям большинства предприятий.
Именно поэтому при постановке такой цели
следует подумать о том, как именно она
вписывается в стратегию. Карьеру каких
именно сотрудников предприятия следует
разработать? Руководство ВКП «Сигнал-Пак»
собирается уделить особое внимание, прежде
всего, компетенциям своих маркетологов
и сотрудников, занимающихся продажами
и разработками.
Предложение: «Согласовывать цели с сотрудниками»
Оценка предложения: Согласование целей с сотрудниками
ВКП «Сигнал-Пак» следует рассматривать,
скорее, как мероприятие, необходимой
для достижения стратегически важной
цели «Повысить удовлетворенность сотрудников».
Предложение:
«Повысить удовлетворенность
сотрудников предприятия»
Оценка предложения: Удовлетворенность сотрудников,
работающих на предприятии, в настоящий
момент оценивается руководством как
«достаточно высокая». Однако если анализировать
ситуацию в отдельных подразделениях,
но по косвенным признакам можно отметить
определенные проблемы в отделе сбыта,
в отделе подготовки производства, в бухгалтерии,
на некоторых участках производства.
Предложение: «Реализовать
на практике идею непрерывного совершенствования
(continuous improvement)»
Оценка предложения: Руководство
ВКП «Сигнал-Пак» считает, что совершенствование
компетенций персонала должно быть непрерывным
и последовательным (как при езде на велосипеде
- крутить педали нужно постоянно). Одно
из самых важных требований к сотрудникам,
работающим в компании - готовность к изменениям,
стремление к постоянному повышению квалификации
и социальных компетенций (работа в команде,
коммуникабельность, гибкость, креативность).
Достижению этой цели будет способствовать,
в частности, реализация новых идей (проектов)
- как внутри отдельных подразделений,
так и межфункциональных (внедрение системы
менеджмента качества ISO 9000, повышение
степени автоматизации системы управленческого
учета и др.).
Предложение: «Сохранить приверженность принципам
командной работы и демократизма менеджмента»
Оценка предложения: Система
менеджмента ВКП «Сигнал-Пак» базируется
на принципах командной работы (коллегиальное
решение проблем, реализация межфункциональных
проектов, построение процессно-ориентированной
организации, создание кружков качества)
и демократизма менеджмента (обсуждение
целей с подчиненными, выпуск внутрифирменной
газеты, «плоская» организационная структура).
Эти принципы рассматриваются как принципиальные
(базовые).
Предложение: «Удержать
технологов»
Оценка предложения: Цель была
предложена директором по производству,
озабоченным возможностью ухода двух
ключевых специалистов (технологов) на
предприятия, предлагающие этим сотрудникам
более выгодные условия. Аналогичные
проблемы имеют место быть и в других функциональных
подразделениях. Было принято решение
сформировать перечень ключевых специалистов
и разработать мероприятия по их «удержанию»
в ВКП «Сигнал-Пак».
В таблице 4 Приложения Д даны «Показатели измерения стратегических целей» по перспективе «Инфраструктура \ Сотрудники»
Этап 6. Построение причинно-следственной цепочки стратегических целей
После определения стратегических целей по каждой перспективе, разработки показателей по каждой цели и присвоения показателям целевых значений выстраивается причинно-следственная цепочка целей предприятия и создается «стратегическая карта».
Итак, на нижнем уровне системы целей располагаются цели перспективы «Инфраструктура \ Сотрудники», служащие средством реализации целей перспектив «Бизнес-процессы», «Рынок \ Клиенты» и «Финансы \ Экономика» (см. Приложение Е).
Этап 7. Разработка мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей, определение бюджетов, сроков и ответственных за реализацию мероприятий.
Разработка системы Balanced Scorecard завершается разработкой мероприятий, реализация которых необходима для достижения поставленных стратегических целей. Для разработанных мероприятий, как правило, определяется бюджет, сроки выполнения и ответственное лицо. Тем самым модель Balanced Scorecard прокладывает «мостик» из стратегического планирования в планирование оперативное. Информацию этапа 7 удобно представлять в виде следующей таблицы:
Стратегическая цель |
Индикаторы |
Целевое значение |
Мероприятия |
Ответственный |
Бюджет |
Сроки |
Дополнительные возможности
Рисунок 5 - Схема «каскадирования» в функциональных структурах
Внедренческое конструкторское предприятие «СИГНАЛ - ПАК» построено по функциональному принципу, следовательно, Scorecard'ы разрабатываются для отдельных структурных подразделений - снабжение, производство, маркетинг \ сбыт (см. рис. 9).
Таблица 3 - Примерный вариант системы Balanced Scorecard для сферы <Снабжение>
Финансы \ Экономика
|
Рынок \ Клиенты
|
Бизнес-процессы
|
Инфраструктура \ Сотрудники
|
Таблица 4 - Примерный вариант системы Balanced Scorecard для сферы «Производство»
Финансы \ Экономика
|
Рынок \ Клиенты
|
Бизнес-процессы
|
Инфраструктура \ Сотрудники
|
Таблица 5 - Примерный вариант системы Balanced Scorecard для сферы «Маркетинг \ Сбыт»
Финансы \ Экономика
|
Рынок \ Клиенты
|
Бизнес-процессы
|
Инфраструктура \ Сотрудники
|
В ходе каскадирования
выстраивается комплексная
Таким образом, можно обобщить, что для успешного внедрения системы Balanced Scorecard рекомендуется следовать следующим основным правилам:
Заключение
Итак, в заключение работы хотелось бы отметить следующее. Всякая организация функционирует как целостный организм или система.
Как показывают многочисленные исследования и мировой опыт ведения бизнеса, успех компании на 90% — это результат правильно выбранной стратегии, и только на 10% он обязан тактическому преимуществу на рынке.
Наличие стратегии и стратегических целей для ключевых сфер предприятия — это пульт управления, позволяющий эффективно руководить всей компанией. Без этих целей менеджеры не имеют твердой опоры в принятии решений и, как правило, имеют разные представле ния о направлении развития с собственниками компании.