Стратегический менеджмент в театре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – стратегический менеджмент в театре.
Задачи исследования:
• Значение стратегического менеджмента в современном управлении.
• Этапы стратегического управления.
• Проблемы управления маркетингом в театре.
• Маркетинговая среда театра: проблемы формирования и развития.
• Сущность и значение персонал-стратегии.
• Мотивация персонала как фактор стратегического управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Концепция стратегического менеджмента в управлении театром
1.1.Значение стратегического менеджмента в современном управлении…7
1.2.Этапы стратегического управления……………………………………. 14
Глава 2. Маркетинговый подход в стратегическом управлении
2.1.Проблемы управления маркетингом в театре………………………… 30
2.2.Маркетинговая среда театра: проблемы формирования и развития… 41
Глава 3. Стратегическое управление персоналом
3.1.Сущность и развитие персонал-стратегии……………………………. 53
3.2.Мотивация персонала как фактор стратегического управления……. 63
Заключение………………………………………………………………… 75
Список литературы……………………………………………………….. 78

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Стратегический менеджмент в театре.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Продюсерский факультет

Кафедра менеджмента сценических искусств

 

 

 

 

Дипломная работа

на тему

Стратегический менеджмент в театре

 

 

 

                                                 Студентки V курса

                                                                           заочного отделения

                                            Бусыгиной Т.П.

                                          Руководитель:

Профессор кафедры менеджмента

                                                                 сценических искусств РАТИ

                                        Суслова И.М.

 

 

 

 

 

 

Москва

2007 
Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Концепция стратегического менеджмента в управлении театром

          1.1.Значение стратегического менеджмента в современном управлении…7

     1.2.Этапы стратегического управления……………………………………. 14

 

Глава 2. Маркетинговый подход в стратегическом управлении

          2.1.Проблемы управления маркетингом в театре………………………… 30

     2.2.Маркетинговая среда театра: проблемы формирования и развития… 41

 

Глава 3. Стратегическое управление персоналом

          3.1.Сущность и развитие персонал-стратегии……………………………. 53

          3.2.Мотивация персонала как фактор стратегического управления……. 63

 

Заключение………………………………………………………………… 75

 

Список литературы……………………………………………………….. 78

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Стратегическое управление, которому посвящено данное исследование, является важнейшей составляющей жизнедеятельности любой организации.

Современный этап театрального дела России имеет ряд особенностей, которые обозначили необходимость качественно новых подходов к проблемам совершенствования управления отечественными театрами. Вступление мирового сообщества в информационную эру, политические и экономические реформации российской действительности предопределили резкий скачок в повышении темпов развития и сложности внешней среды театров. В связи с этим сегодня требуется намного большее разнообразие управленческих систем, их потенциальная гибкость, способность быстро приспосабливаться как к внешним, так и внутренним изменениям.

Особое значение в связи с динамизмом и неопределенностью внешней среды театра приобретает изучение и внедрение стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент – тип управления, который в высокой степени отвечает современным особенностям развития театральной организации, поскольку позволяет достаточно точно определить стратегические позиции в динамично изменяющихся условиях на основе исследований по согласованию внешних и внутренних факторов.

      В нашей стране  подавляющее большинство театров является бюджетными учреждениями и относится к некоммерческому сектору. Все они должны быть заинтересованы в том, чтобы реакция общества на результаты их деятельности была максимально позитивной, потому что только в этом случае оправдано финансирование театров из государственного бюджета, и только тогда театры могут рассчитывать и на  внебюджетные поступления.

Сегодня театры конкурируют на рынке развлечений не только с другими театрами, но и с кинотеатрами, клубами, футбольными и хоккейными матчами, ресторанами, телевидением и другими видами проведения досуга, для которых у многих людей стало больше времени и возможностей.

Кардинальные трансформации в различных сферах современного общества обозначают принципиальные изменения характера деятельности театров: расширяется круг их социального партнерства, меняется роль в обществе, появляются новые формы их взаимодействия с социумом. Театры все больше ориентируются на участие в общесоциальных, культурных и экономических процессах.

Огромное влияние на все сферы российской действительности оказала рыночная экономика, с приходом которой учреждения культуры оказались в принципиально новых условиях деятельности. Снижение уровня государственного финансирования, нестабильность формирующегося спонсорства и благотворительности, непредсказуемость поведения аудитории, в том числе из-за развития коммерческого сектора досуга, вызвали целый комплекс проблем. Потенциальная аудитория расширилась, а ее реальные потребности в сфере организации досуга резко изменились. В настоящее время, именно рынок «свободного времени» является предметом жесткой конкурентной борьбы различных учреждений культуры.

В результате всех преобразований возникает противоречие между исторически сложившимися требованиями к театру  и требованиями современности. В поисках новых социальных ролей театры все больше обращаются к переосмыслению своей деятельности.

Опыт работников театра обогащается благодаря поиску новых путей и способов удовлетворения все возрастающих потребностей населения, необходимостью все настойчивее отыскивать и осваивать инновационные подходы и новые технологии деятельности.

При этом основной целью деятельности театра было и остается достижение социального эффекта. Театр не может существовать и развиваться, не достигая социального эффекта своей деятельности.

Сложность состоит в том, что все театры находятся в большей зависимости  от общественности, больше подвержены общественному влиянию и политическому давлению, чем обычные коммерческие организации.

Театр несет ответственность перед обществом за удовлетворение целого ряда социальных потребностей граждан, предлагая им при этом не реальные товары, а услуги, причем, неосязаемые.

Вместе с тем, реализация в жизнь тех социальных услуг, которые театр предоставляет по роду своей профессиональной деятельности, не исключает достижения экономического эффекта от их коммерческой  составляющей. Характерной особенностью театров является то, что они сочетают неприбыльный и коммерческий характер деятельности.

Театры, по сути являющиеся некоммерческими организациями, вынуждены осваивать современную экономическую реальность, использовать ее специфические технологии – управленческие, маркетинговые, коммуникационные.

 

Разработанность темы. Опыт видных исследователей, таких как И.Ансофф, О.С.Виханский, А.И.Наумов, Ф. Котлер,  Чарльз Д. Шив, Александр У. Хайэм, Л.Фаэй , Р.Рэнеделл, С.Ленгли, и др. убедительно доказывает, что продукт, который производит организация, наиболее эффективно будет реализован, при условии  применения определенной стратегии поведения этой организации. Такая концепция применима не только для коммерческой, но и для некоммерческой сферы деятельности, к которой относится театр,

Цель исследования – стратегический менеджмент в театре.

 

Задачи исследования:

  • Значение стратегического менеджмента в современном управлении.
  • Этапы стратегического управления.
  • Проблемы управления маркетингом в театре.
  • Маркетинговая среда театра: проблемы формирования и развития.
  • Сущность и значение персонал-стратегии.
  • Мотивация персонала как фактор стратегического управления.

         Объектом исследования является система стратегического управления в театрах.

Предметом исследования являются факторы и закономерности формирования комплексного подхода к стратегическому управлению  в российских театрах.

Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретико-организационных основ стратегического менеджмента в сфере театра.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты позволяют руководителям театров формировать систему стратегического управления театром на научной основе.

Структура работы. В исследовании концепция стратегического управления театром представлена в трех ключевых сферах: разработка и осуществление стратегии развития; проектная деятельность; маркетинговые стратегии и персонал-стратегия.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 50 наименований. Работа изложена на 81 странице, в тексте диплома 2 таблицы.

 

 

Глава 1. Концепция стратегического менеджмента в управлении       театром.

 

Желая строить,

Мы место выберем и план начертим;

Когда же форма зданья нам ясна,

     Прикинем  мы расходы на постройку,

     И  если выше наших средств они,

     Нам остается план наш сократить

     Иль  от постройки вовсе отказаться.

                                       У. Шекспир

 

    1. Значение стратегического менеджмента в современном управлении

 

Как известно, ни один театр не может обойтись без грамотной организации. В.И. Немирович-Данченко говорил, театр - «это, во-первых, искусство само по себе, а, во-вторых, организация его. Люди искусства и люди, организующие его»1.

Развитие современного театра и его процветание зависят  не только от того, насколько он внимателен к запросам своего сегодняшнего зрителя, но в большей степени от прозорливости его руководства, от того, какой фундамент творческого будущего закладывается уже сегодня. Такой основой можно назвать управление театром, при котором приоритетными направлениями являются постоянный мониторинг и высокая скорость реагирования на изменения ситуации во внешней среде, а человеческий ресурс признается наиважнейшим фактором успеха.  Все это позволяет театру выживать и достигать поставленных целей.

 К  сожалению, даже крупные театры, владеющие «брендом», устойчивой репутацией,  включающие в репертуар ультрасовременные постановки не застрахованы от потери интереса публики. В условиях постоянного ускорения жизни общества, в условиях ежедневно появляющихся новых предложений на рынке развлечений, более консервативному, по сравнению с ними, театру все труднее выживать.  Именно поэтому в  современном мире особое значение  в управлении сферой сценических искусств приобретает стратегический менеджмент.

Термины «стратегическое управление» и «стратегическое планирование» широко вошли в практику западного менеджмента в 1960-е годы, когда большое значение приобрела проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде. При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым последовало возрождение этих методов в 90-е годы.

В нашей стране долгосрочное планирование прочно вошло в актив управленческой практики советского прошлого. Это с одной стороны. А с другой, методы стратегического планирования, применяемые в постоянно изменяющейся внешней среде, были известны отечественным руководителям в гораздо меньшей степени. В последнее десятилетие ХХ века технологии стратегического менеджмента начали завоевывать Россию.

Эволюция систем управления, как реакция на усложнение управленческих задач, показана в Таблице 1, составленной по данным И.Ансоффа. Из таблицы видно, что сменявшие друг друга системы были ориентированы на растущий уровень нестабильности и все меньшую предсказуемость будущего. И. Ансоффом предложена следующая классификация этих систем:

  1. Бюджетирование – управление организацией на основе контроля (постфактум), при котором реакция организации на изменения появляется после свершения событий. Это – реактивная адаптация, она требует много времени на осознание неизбежности изменений и действует с опозданием. В условиях большой нестабильности внешней среды она неприемлема.
  2. Долгосрочное планирование – управление организацией на основе экстраполяции, когда будущее развитие можно предсказать, основываясь на тенденциях прошлого.
  3. Стратегическое планирование – управление организацией на основе предвидения изменений внешней среды в условиях, когда темп изменений ускорился, но  не настолько, чтобы нельзя было предусмотреть тенденции будущих изменений и определить стратегию реагирования на них.
  4. Стратегический менеджмент - управление организацией на основе принятия гибких экстренных решений, которое складывается в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно заранее предусмотреть.2

 

 

 Таблица 1. Сравнительные характеристики  систем управления.

Параметры

Бюджетирование

Долгосрочное

 планирование

Стратегическое

планирование

Стратегический

менеджмент

Допущения

Прошлое

повторяется

Тенденции сохраняются – экстраполяция.

Новые явления (тенденции) предсказуемы.

Новые явления частично предсказуемы.

Тип

изменений

Медленнее реакции организации

Сравним с реакцией организации.

Сравним с реакцией организации.

Быстрее реакции организации.

Процесс

циклический

циклический

циклический

Реальное время.

Основа

управления

Контроль отклонений. Комплексное управление.

Предвидение роста, основ и возможностей.

Предвидение стратегических изменений.

Учет развития внешней среды.

Акцент в

управлении

Стабильность, реактивность.

Предвидение.

Исследование

Творчество.

Период

С 1900 г.

С1960-х гг.

С1970-х гг.

С1990-х гг.

Информация о работе Стратегический менеджмент в театре