Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение сущности стратегического менеджмента и конкурентоспособности организации, а так же проведение стратегического анализа ОАО «Строймеханизация».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность конкурентоспособности;
- рассмотреть различные конкурентные стратегии;

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….2
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности………………………………4
1.2 Конкурентные стратегии предприятия………………………………………9
2. Стратегический анализ и разработка стратегического направления развития ОАО «Строймеханизация»…………...………………………………24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «СМ»……………………………………….…………………………………......24
2.2 Анализ макросреды………………………………………………………….28
2.3 Анализ микросреды…………………………………………………....….…31
2.4 Анализ внутренней среды…………………………………………………...32
2.5 Анализ миссии и видения ОАО «СМ»……………………...……………...34
2.6 Разработка стратегических направлений развития ОАО «»СМ» на основе метода СВОТ………………………………………………………….………….36
2.7 Разработка функциональных стратегий организации……………………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

царский.docx

— 253.46 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва»

Международная высшая школа бизнеса

Кафедра международного кадрового и проектного управления

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

По дисциплине стратегический менеджмент

На тему: «Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. БМШ-02 Дмитриев И.А.

Дата _________

Подпись ___________

 

Проверил к.э.н., доцент

Соколова Е.Л.

Оценка ________

Дата ___________

Подпись _________

 

   

 

 

Красноярск 2014

 

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….2

1.1 Понятие и сущность  конкурентоспособности………………………………4

1.2 Конкурентные стратегии предприятия………………………………………9

2. Стратегический анализ  и разработка стратегического направления развития ОАО «Строймеханизация»…………...………………………………24

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «СМ»……………………………………….…………………………………......24

2.2 Анализ макросреды………………………………………………………….28

2.3 Анализ микросреды…………………………………………………....….…31

2.4 Анализ внутренней среды…………………………………………………...32

2.5 Анализ миссии и видения ОАО «СМ»……………………...……………...34

2.6 Разработка стратегических направлений развития ОАО «»СМ» на основе метода СВОТ………………………………………………………….………….36

2.7 Разработка функциональных стратегий организации……………………..38

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Решающий фактор коммерческого успеха фирмы на конкурентном рынке - его стратегия и конкурентоспособность.

В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Нормальное функционирование предприятий различных сфер деятельности в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственной стратегии развития. Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное соотношение между затратами и результатами, изыскивать новые формы приложения капитала, обновлять и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка, находить более эффективные способы ее доведения до конкретных потребителей, проводить обоснованную товарную политику, применять принципиально новые методы управления и т.д. Иначе говоря, предприятие должно быть конкурентоспособным и экономически устойчивым.

Цель данной работы – определение сущности стратегического менеджмента и конкурентоспособности организации, а так же проведение стратегического анализа ОАО «Строймеханизация».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность конкурентоспособности;

- рассмотреть различные конкурентные стратегии;

- дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «СМ»;

- провести стратегический анализ среды организации;

- осуществить формирование видения, миссии и целей организации;

- разработать основные стратегические направления действий;

- сформировать корпоративную/деловую и функциональную стратегию.

Теоретические основы исследований разновидностей, форм, методов конкурентной борьбы предприятий (организаций), оценка их конкурентоспособности и конкурентных преимуществ заложили зарубежные исследователи – Ф. Котлер, Э. Чемберлин, Р. Уотермен, М. Портер, И. Ансофф и другие исследователи. Существенный вклад в исследование конкурентоспособности и конкурентных преимуществ внесли отечественные ученые Г.Л. Азоев, О.В. Аристов, В.М. Баутин, Е.В. Будрина, А.А. Бачурина, С.М. Аболонина, Т.П. Данько, В.Т. Денисов, П.С. Завьялов, О.И. Клименко, М.Г. Миронов, Е.А. Михайлова, Н.А. Нагапетьянц, Д.Т. Новиков, И.В. Раздольская, Е.В. Попов, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и др.

Объект исследования – деятельность организации ОАО «СМ».

Предмет исследования - объективные экономические процессы и факторы внутренней среды, определяющие уровень конкурентоспособности организации, а также методические основы оценки конкурентоспособности организации и формирования стратегии их развития.   
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ

1.1 Понятие и сущность  конкурентоспособности

 

Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г. Л. Азоевым, А. Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.

На наш взгляд, для определения понятия «конкурентоспособность» следует рассмотреть следующие вопросы:

- какие составляющие экономической  системы имеют свойство конкурентоспособности;

- каковы признаки, присущие  конкурентоспособности как экономической  категории;

- какие задачи необходимо  решить в процессе анализа  конкурентоспособности экономических  объектов;

- какие методы целесообразно  использовать при оценке конкурентоспособности  экономических объектов.

Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится. [5].

В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.

Конкурентоспособность – сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (таблица 1.1).

Наиболее изучена конкурентоспособность товаров. При этом в большинстве работ это понятие, в первую очередь, связывается с качеством товара. Одной из первых работ в данном направлении является монография М. Г. Долинской и И. А. Соловьева, где авторы дают следующее определение конкурентоспособности товара: это «характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение». В работе выделяются следующие признаки конкурентоспособности:

Тождество свойств качества и конкурентоспособности товара, т. е. последняя определяется сопоставлением его параметров с показателями товаров-аналогов и требованиями потребителей.

Различие свойств качества и конкурентоспособности товара, выражающееся в том, что при определении конкурентоспособности должны учитываться только те факторы, которые представляют интерес для потребителя и удовлетворяют его конкретную потребность.

Развитие категории качества, позволяющее производить оценку конкурентоспособности неоднородных товаров. [9].

И. А. Спиридонов подчеркивает, что понятие конкурентоспособности товара шире понятия качества и соответствия техническим параметрам, которые лишь являются одними из главных составляющих конкурентоспособности.

Таблица 1.1 – Характеристика уровней конкурентоспособности

 

 

Уровень конкурентоспособности

Объект или субъект конкурентоспособности

Некоторые факторы конкурентоспособности

Товарный

Товары (работы, услуги)

Качество продукции, соответствие нормам и стандартам

Цена

Соответствие потребительскому спросу

Микроуровень

Товаропроизводитель (организация, фирма)

Сравнительная конкурентоспособность продукции

Эффективность производственной деятельности

Финансовые показатели деятельности

Эффективность организации и сбыта на рынке и его доля

Мезоуровень

Объединение предприятий, отрасли

Внутренняя структура отрасли

Влияние внешней среды

Конкурентоспособность отдельных элементов

Взаимодействие между элементами системы

Макроуровень

Народные хозяйство в целом, страновая конкурентоспособность, конкурентоспособность регионов

Инвестиционный климат

Научно-технический уровень

Конкурентоспособность промышленности и отраслей народохозяйственного комплекса в целом


 

 

 

Ряд других авторов, наоборот, не считают качество подчиненной категорией по отношению к конкурентоспособности и рассматривают ее как комплексный показатель качества любого экономического объекта в рыночной среде, характеризующий потенциал данного объекта. Однако, по нашему мнению, данная точка зрения довольно спорная, так как в экономической науке качество рассматривается как набор характеристик, обуславливающих способность товара удовлетворять потребности.

При анализе понятия «конкурентоспособность товара» рассматриваются, помимо качества, такие характеристики, как цена товара и условия ее реализации. Отечественными авторами широко используется подход к определению конкурентоспособности, основанный на сравнении качественных и стоимостных характеристик. Так, в работе В. Д. Андрианова под конкурентоспособностью товара понимается «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынке».

Таким образом, конкурентоспособность товара определяется совокупностью его характеристик, которые учитываются потребителем, и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами.

Конкурентоспособность на микро- (предприятия, организации) и мезоуровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.

Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования. Данная точка зрения разделяется как зарубежными, так и отечественными авторами.

Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий – производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается «текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения». Во многих работах конкурентоспособность предприятия – это «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка».[1].

Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют и предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги.

Вопросы, касающиеся конкурентоспособности отрасли и объединений предприятий, проработаны недостаточно. Наиболее подробный анализ конкурентоспособности отрасли и факторов, ее определяющих, проведен профессором Гарвардского университета М. Портером. По его мнению, она определяется наличием у отрасли конкурентных преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки. [11].

На следующем макроуровне конкурентоспособность рассматривается применительно к регионам и странам. Конкурентоспособность региона зависит от того, насколько эффективно в нем используются имеющиеся ресурсы, и может быть выражена в таком понятии, как валовой региональный продукт. Так, Селезнев А. З. в это понятие вкладывает положение региона на внешнем и внутреннем рынке, обусловленное экономическими, политическими, социальными и другими факторами.

Наконец, можно рассматривать конкурентоспособность страны в целом, при этом единого подхода в данном направлении не выработано. С одной стороны, подчеркивается его важность, т. к. конкурентоспособность представляет собой «концентрированное выражение экономических, научно- технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей страны», с другой стороны, выражается сомнение в связи с использованием данного термина по отношению к странам. Так, М. Портер считает, что единственно разумной концепцией на национальном уровне является изучение производительности, и подчеркивает внимание на том, что необходимо «фокусировать внимание не на экономике в целом, а на определенных отраслях и сегментах отрасли».

Исходя из представленного ниже анализа определений понятия «конкурентоспособность», были выявлены признаки, раскрывающие сущность данной категории:

1. Конкурентоспособность  проявляется на рынке.

2. Понятие «конкурентоспособность»  обладает свойством универсальности  и распространяется как на  объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна в целом).

3. Конкурентоспособность  обладает многоуровневостью (микро-, мезо- и макроуровень, на каждом  из которых используется свой  набор характеристик для определения  конкурентоспособности).

4. Конкурентоспособность  объектов и субъектов хозяйствования  находится в динамичном и неустойчивом  состоянии в связи с постоянно  меняющейся конкурентной средой.

5. Конкурентоспособность  величина относительная, где базой  для сравнения выступают аналогичные  показатели конкурентов.

6. Конкурентоспособность  продукции и предприятия являются  взаимосвязанными понятиями, так  как предприятие является опосредованным  носителем конкурентоспособности  через свои товары и услуги, вместе с тем конкурентоспособность  предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при  определении конкурентоспособности  продукции.

 

1.2 Конкурентные стратегии  предприятия

Как считает один из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления М. Портер, существует пять основных подходов к выработке конкурентной стратегии. Конкурентная стратегия компании состоит из деловых подходов и инициатив, которые она использует для привлечения потребителей, сопротивления конкурентному давлению и укреплению рыночных позиций.

Информация о работе Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации