Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение сущности стратегического менеджмента и конкурентоспособности организации, а так же проведение стратегического анализа ОАО «Строймеханизация».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность конкурентоспособности;
- рассмотреть различные конкурентные стратегии;

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….2
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности………………………………4
1.2 Конкурентные стратегии предприятия………………………………………9
2. Стратегический анализ и разработка стратегического направления развития ОАО «Строймеханизация»…………...………………………………24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «СМ»……………………………………….…………………………………......24
2.2 Анализ макросреды………………………………………………………….28
2.3 Анализ микросреды…………………………………………………....….…31
2.4 Анализ внутренней среды…………………………………………………...32
2.5 Анализ миссии и видения ОАО «СМ»……………………...……………...34
2.6 Разработка стратегических направлений развития ОАО «»СМ» на основе метода СВОТ………………………………………………………….………….36
2.7 Разработка функциональных стратегий организации……………………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

царский.docx

— 253.46 Кб (Скачать файл)

И в завершение следует отметить, что руководство прибегает к стратегии "сбора урожая", когда собирается продать или ликвидировать данный бизнес.

Ответственные исполнители этой стратегии допускают, что компания может возместить большую часть своих капиталовложений из бизнеса за счет продажи его на ранних стадиях кризиса, а не за счет "сбор урожая" с последующей его продажей или за счет других целенаправленных действий. Чем раньше будет осуществлена продажа, тем меньше потенциальный покупатель может знать о надвигающемся сползании отрасли к кризису и тем больше шансов найти такого покупателя внутри страны или за рубежом, который обеспечит возмещение всех активов.

В некоторых ситуациях предпочтительнее отказаться от данного бизнеса еще до начала спада или на стадии наивысшего его развития, как это произошло с ацетиленовым бизнесом в DuPont. Рано или поздно всем станет ясно, что в отрасли происходит спад, и потенциальные покупатели бизнеса, которые могли бы возместить активы, займут жесткую позицию на переговорах. В то же время существует риск для компании, которая осуществляет продажу, что ее прогнозы насчет спада не оправдаются, как это и произошло с RCA, когда там неправильно оценили будущее электронных ламп. 

2. Стратегический анализ  и разработка стратегического направления развития ОАО «Строймеханизация»

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика ОАО «Строймеханизация»

Полное фирменное наименование Общества: Открытое Акционерное Общество «Строймеханизация». Юридический адрес Общества:  г.Красноярск, ул. Вавилова 11, Телефон: (391) 213-28-34 / (391) 213-28-25. e-mail: sm@smkrsk.ru Cайт: www.smkrsk.ru

Организационно-правовая форма – открытое акционерное общество. Открытое акционерное общество «Строймеханизация» (далее Общество) является юридическим лицом - коммерческой организацией, уставной капитал которого составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Общество действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об акционерных обществах», иного действующего законодательства, Устава.

Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в суде, арбитражном суде. Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание  на его место нахождения. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации Организационно-правовая форма ОАО была выбрана в силу ряда причин, среди которых:

- характер основной деятельности;

- состав и численность  персонала (более 800 специалистов);

- объем и номенклатура (ассортимент) выпускаемой продукции.

 

Основные виды деятельности организации:

Подготовительные работы на строительной площадке

Производство земляных работ

Строительство свайных фундаментов

Подъемно-транспортные работы (монтаж зданий и сооружений)

Услуги строительно-дорожной и грузоподъемной техники

Перевозка грузов

Укладка наружных сетей, асфальта

Добыча, переработка и доставка ПГС

Строительство автомобильных дорог

Благоустройство территорий

Изготовление и ремонт нестандартного оборудывания

Ремонт и наладка строительной техники, гидравлической аппаратуры

Услуги ж/д тупика

Продажа объектов строительства

Аренда помещений

Подготовка квалифицированных рабочих

Структура организации:

  1. Организационная структура управления в ОАО «СМ» является линейно-функциональной  и представляет собой иерархичность управления, четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов. Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция.

Такая организационная структура образовалась в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, то есть каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Элементы структуры являются носителями определенных управленческих полномочий. Полномочия - это совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельного принятия решений, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Подразделения и работники предприятия, выполняющие определённую функцию управления, образуют производственную, техническую и экономическую и другие  подсистемы.

Например: Генеральному директору подчиняются главный бухгалтер, HR-диреткор, заместитель по финансовым вопросам и т.д. Им в свою очередь подчиняются управляющие отделов, которыми они руководят.

  1. Организационная структура управления ОАО «СМ» является штабной так как, в ее составе  на уровне высших руководителей образованы специальные службы (штабы), осуществляющие разработку управленческих решений в сфере компетенции соответствующего руководителя.

Например: Юридический отдел; Производственный отдел.

  1. Организационная структура ОАО «СМ» является дивизионной по продукту и по территории, так как она представляет собой разделение управления отдельными продуктами и отдельными функциями,а также разделение управлений механизации (УМ) по территориальному признаку.

Например: Строительный участок, Управление Механизации-2 («нулевой цикл»); Управление Механизации-4 («нулевой цикл»); Управление Механизации - 3 (Башенные краны).

Автор считает что данная структура позволяет организации активно развиваться, производить качественно и своевременно, позволяет ориентироваться на конечный результат. Так же данная структура уменьшает сложность в управлении, а руководитель может сосредоточиться на вопросах долгосрочного развития. 

2.2 Анализ макросреды

СТЕП-анализ (PEST):

СТЕП-анализ проводится по основным направлениям воздействия внешней среды, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Выделяют 4 блока факторов: социально-культурные, технологические, экономические и политико-правовые.

Рассмотрим факторы воздействия внешней среды применительно к ОАО «Строймеханизация»:

Таблица 8. Факторы СТЕП(PEST)-анализа предприятия

Социально-культурные

Технологические

-увеличение числа жителей города

-изменения  в общих тенденциях развития  строительного рынка (переход на высотное строительство)

-потребность в  постоянном обновлении парка техники ;

- возможность для расширения ассортимента предоставляемых товаров и услуг;

Экономические

Политико-правовые

-экономическая стагнация

-проведение  Универсиады 2019

-ужесточение фискальной политики

-прохождение  норм ростехнадзора


 

 

Далее рассмотрим составление профиля среды организации, который позволяет оценить значимость вышеперечисленных факторов PEST-анализа.

Таблица 9. Профиль характеристик организационной среды

Факторы среды

Важность для отрасли

Влияние на организацию

Направленность влияния

Степень важности

А

Б

В

Г

Д = Б*В*Г

увеличение числа жителей города

3

2

+

6

изменения в общих тенденциях развития строительного рынка (переход на высотное строительство)

3

3

+

9

потребность в  постоянном обновлении парка техники

2

3

-

-6

возможность для расширения ассортимента предоставляемых товаров и услуг

2

3

+

6

экономическая стагнация

3

2

-

-6

проведение Универсиады 2019

3

2

+

6

ужесточение фискальной политики

2

3

-

-6

прохождение норм ростехнадзора

1

2

-

-2


                             Таблица10. Формирование возможностей и угроз

Ключевой фактор

Характер воздействия фактора на организацию

Возможная реакция организации

Формулировка возможности

Формулировка угрозы

изменения в общих тенденциях развития строительного рынка (переход на высотное строительство)

Переход в более маржинальный сегмент строительства.

 

Дополнительная закупка спец. Техники, способной осуществлять строительство зданий свыше 50 метров.

потребность в  постоянном обновлении парка техники

 

Устаревание и износ имеющегося парка техники и оборудования.

Внедрение(покупка) нового оборудования по мере необходимости; контроль рынка конкурентов

возможность для расширения ассортимента предоставляемых товаров и услуг

Оказание дополнительных услуг, расширение клиентской базы; возможность осуществления полного цикла строительных работ

 

Постоянный анализ строительного рынка; сотрудничество с партнерами, поиск новых ниш.

проведение Универсиады 2019

Новые мегапроекты строительства.

 

 Участие в тендерах на участие в строительстве объектов, приуроченных к Играм.

экономическая стагнация

 

Снижение платежеспособного спроса.

Повышение производительности, заморозка части производства, диферсификация.


 

Исходя из данных таблиц можно сделать вывод о том ,что перед компанией имеются угрозы со стороны внешней среды, но также перед ней имеются и ряд благоприятных возможностей. Если фирма сможет ими воспользоваться, то это даст импульс для выхода на качественно новый уровень развития компании.

 

2.3 Анализ микросреды

Анализ 5 сил портера. 

Рисунок 3.

Угроза появления новых конкурентов:

Требуются существенные капиталовложения для открытия бизнеса. Также, существует экономия масштаба. Плюс к этому, брэнд ОАО «СМ» зарекомендовал себя как надежный подрядчик и партнер.

Воздействие покупателей:

В связи с развитием региона, на рынке существует большое количество покупателей, совершающих большой объем покупок. Стоимость перехода к конкурентам высока, так как присутствует программа лояльности для постоянных партнеров.

 

Воздействие поставщиков:

Поставщиков достаточно много, а долгосрочные отношения с ними делают ОАО «СМ» важными для сотрудничества  обеих сторон. Также, сегодня ОАО «СМ» всерьез рассматривает возможность самим выпускать стройматериалы и бетонные изделия, с целью полностью уйти из зависимости от поставщиков, а также получать дополнительную прибыль от их продажи.

 

Угроза продуктов-заменителей:

Конечно , сегодня появляются новые технологии строительства, которые могут вытеснить традиционные методы, но в ближайшее время такой вариант развития событий стремится к нулю. Несмотря на это, угроза продуктов-заменителей существует.

 

Уровень конкурентной борьбы:

Число конкурентов на рынке Красноярска минимально. Но и затраты очень велики, в связи с постоянным ростом цен ГСМ и т.д. Барьеры входа в бизнес велики. Стоимость переключения на конкурента средняя благодаря программе лояльности. Разнообразие продуктов велико. Уровень конкурентной борьбы в данной отрасли низок.

Данная отрасль является привлекательной для ОАО «СМ», так как ни одна из 5 сил Портера не высока.

Компания осуществляет свои услуги по территории всего Красноярского края. Прямых конкурентов на данном рынке ОАО «СМ» не имеет. Существуют небольшие фирмы, занимающиеся сходными видами деятельности, однако они занимают лишь небольшую долю рынка.

Картирование стратегических групп:

Картирование стратегических групп позволяет определить ближайших конкурентов компании. Список конкурентов ОАО «СМ»*:

  • 1. ООО «Гидроспецфундаментстрой»
  • 2. ООО «МонолитСтрой»
  • 3. ЗАО «Культбытсрой»
  • 4 .ООО «КарьерКомплект»
  • 5. ООО «СтройГрупп»

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Карта конкурентов ОАО «СМ»

    Качество обслуживания


 

высокое

 

 

среднее

 

низкое

  очень узкий        узкий    средний    широкий Ассортимент оказания услуг

 

Таким образом, наиболее близкими конкурентами ОАО «СМ» являются «МонолитСтрой» и «Культбытсрой»

Для более детального изучения основных конкурентов ОАО «СМ» составим сравнительный анализ конкурентов.

Таблица 11.Сравнительный анализ конкурентов

Параметры сравнения

Вес

“СМ”

“МонолитСтрой

“Культбытсрой”

балл

взвешенный рейтинг

балл

взвешенный рейтинг

балл

взвешенный рейтинг

1. Ассортимент оказания услуг

0,3

7

2,1

9

2,7

7

2,1

2. Качество работ

0,3

9

2,7

7

2,1

6

1,8

3. Выполнение в срок

0,2

9

1,8

8

1,6

6

1,2

4. Использование современных технологий

0,2

7

1,4

8

1,6

6

1,2

Сумма

1

32

8

32

8

79

6,3

Информация о работе Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации