Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является развёрнутый анализ системы стратегического планирования деятельности ОАО «Коммаш». В данной работе выделяются следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования деятельности предприятия;
- рассмотрение краткой характеристики ОАО «Коммаш», включая: развитие предприятия, организационно-правовую форму, а также анализ основных технико-экономических показателей и анализ стратегического планирования ОАО «Коммаш»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию планирования деятельности ОАО «Коммаш».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность принципы и способы планирования
1.2 Современные концепции планирования
1.3 Стратегическое планирование предприятия
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «КОММАШ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей
2.3 Анализ стратегического планирования ОАО «КОММАШ»
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КОМММАШ»
3.1 Основные мероприятия по улучшению стратегического планирования
3.2 Выбор приоритетного направления стратегического планирования на предприятии на основе метода анализа иерархий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

22222. Стратегическое планирование деятельности предприятия.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

- промежуточный  контроль качества продукции.

Таким образом, разработанная выше программа, позволяет  добиться поставленных на начальном  этапе стратегического планирования целей предприятия.

Согласно вышепредставленной характеристики завода «Коммаш» и на основе полученных результатов анализа  хозяйственной деятельности предприятия, можно сделать вывод о том, что завод имеет прочные позиции  на рынке, как отечественного, так  и зарубежного производства. Выпускаемая им продукция пользуется большим спросов и в нашей стране, и в странах дальнего зарубежья, так как товары имеют высокое качество и приемлемую для потребителя цену. Кроме того производство постоянно модернизируется и разрабатываются новые виды продукции. Однако, анализ финансового состояния ОАО «Коммаш » показал, что предприятие имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Так, согласно рассчитанным показателям, можно заметить, что завод имеет достаточное количество собственных оборотных средств, чтобы обеспечить необходимую финансовую устойчивость организации, но оно не располагает такими денежными средствами, чтобы расплатиться по своим краткосрочным и долгосрочным обязательствам.

Анализ стратегического  планирования ОАО «Коммаш» показал, что предприятие способно реализовывать свои цели для успешной деятельности и продвижения товаров, как на рынки отечественного производства, так и на рынки зарубежных стран, а так как спрос на производимые заводом машины увеличивается, то можно говорить об успешной деятельности предприятия. Но, существуют и негативные черты в реализации планов предприятия. К ним можно отнести конкуренцию, увеличение себестоимости продукции, а также нестабильную политическую ситуацию в некоторых зарубежных странах (примером может служить война в Ираке, когда был получен запрет на торговлю с данной страной). Однако ОАО «Коммаш» борется с данными проблемами, находит компромиссные решения и продолжает эффективно функционировать на рынке.

3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КОММАШ»

3.1 Основные  рекомендации по улучшению стратегического планирования

Первое предложение  связано с организацией долгосрочного  планирования и оценки новой техники  и применения более совершенных методов финансирования ее внедрения.

Сущность этого  предложения заключается в том, чтобы разрабатывать долгосрочные планы на 5-10 и даже 15 лет, а учет и контроль новой техники осуществлять не в течение одного года, как  в настоящее время, а в течение не менее трех - пяти лет ее эксплуатации.

В новом эксперименте делается уклон на осуществление  технического перевооружения за счет собственных средств, для чего изменяется порядок формирования фонда развития производства и единого фонда  развития науки и техники. Предложено формировать последнее по нормативы в процентах от объема реализации и суммы прибыли. Поэтому и предлагается разрабатывать долгосрочные планы технического развития предприятий на 5-10 и 15 лет с разбивкой по годам с обоснованным формированием размера фондов финансирования исходя не из объема реализации и суммы прибыли, а на основе потребностей каждого предприятия и объединения в новой технике и имеющихся возможностей удовлетворения этих потребностей. Это означает, что сначала необходим обоснованный расчет размера потребностей в новой технике по годам и на перспективу исходя из сроков службы установленного оборудования, состояния морального и физического износа его и перспектив расширения завода. Необходимо также изменить сроки учета и статистической отчетности по новой технике.

Для контроля за состоянием освоения новой техники  в течение пяти лет предлагается учитывать, кроме объема продукции, себестоимости и прибыли еще  и стоимость основных производственных фондов, численность персонала, производительность труда, рентабельность производства. Это обусловлено необходимостью обеспечения сравнимости проекта и введенного в эксплуатацию объекта. Дело в том, что новые производства после реконструкции, расширения и технического перевооружения вводятся в эксплуатацию не сразу целиком, а по отдельным частям, называемым пусковыми очередями и комплексами. Чтобы обеспечить сравнимость, надо учитывать стоимость введенных фондов в сравнении с проектом. Кроме того, нередко проекты пересматриваются, сметная стоимость строительства объекта фактически намного превышается. В этих условиях возникает потребность в обеспечении контроля за стоимостью вводимых производственных фондов и сравнении ее величины со стоимостью фондов, предусмотренной в проекте.

Второе предложение обусловлено необходимостью внедрения в хозяйственную практику системы учета и планирования фактических результатов и эффективности всех направлений и видов внедряемой техники.

Сущность этого  предложения заключается в перестройке  системы планирования, учета и соответственно статистической отчетности с условного, нереального, ожидаемого эффекта и промежуточных результатов только от внедрения научно-технических мероприятий, учет и оценку реального, фактического эффекта и конечные результаты, получаемые от всех направлений технического развития предприятий, после внедрения всей техники в производство.

Чтобы создать  экономические условия для получения  высокой фактической эффективности  от всех затрат на техническое развитие на базе внедрения прогрессивной техники, необходимо предусматривать в планах, учитывать, оценивать и стимулировать фактический, реальный прирост показателей, и в первую очередь объема продукции и прибыли, полученных за счет внедрения всей новой техники по указанным выше направлениям ее внедрения.

Главная цель внедрения  новой техники и вообще технического развития предприятия - увеличение выпуска  продукции, удовлетворяющей определенные общественные потребности, с меньшими затратами, что в конечном счете  необходимо для улучшения благосостояния народа на основе повышения эффективности общественного производства. Все остальные, хотя и очень важные результаты внедрения новой техники, являются промежуточными. Поэтому вся система планирования и оценки технического развития предприятий должна быть сориентирована на снижение себестоимости продукции или рост прибыли и увеличение нужной народному хозяйству высококачественной продукции.

Третье предложение  предлагает создание на предприятии  служб, занятых внедрением новой  техники и обеспечивающих высокие темпы и эффективность затрат на техническое развитие.

Сущность данного  предложения заключается в том, чтобы работники завода, занятые  внедрением новой техники, были объединены в специальные службы, главной  обязанностью которых было бы ускорение  научно-технического прогресса, т. е. обеспечение высоких объемов и темпов внедрения самой прогрессивной техники и повышение ее эффективности. Эти службы должны быть свободны от решения задач текущего производства, т. е. организации выпуска продукции, ремонта оборудования, обеспечения сырьем, контроля за ходом производственного процесса и т. д.

В обязанности  специалистов по техническому развитию должны входить выявление прогрессивных  достижений науки и техники, выявление  потребностей в новой технике  на длительную перспективу и путей и возможностей их удовлетворения, разработка долгосрочных и годовых планов, формирование размера фондов финансирования и источников их покрытия по годам, оформление заказов на изготовление новой техники и ее приемка, организация внедрения, подготовка отчетов, определение фактической эффективности всех затрат на техническое развитие, организация премирования. Указанная служба должна иметь соответствующие права и нести полную ответственность за ускорение научно-технического прогресса и за эффективность всех затрат на новую технику.

Четвёртое предложение  по совершенствованию и перестройке  планирования и оценки новой техники  связано с сокращением плановой и отчетной информации об отдельных  мероприятиях по новой технике, с  соответственным освобождением специалистов от подготовки огромного количества форм плана и статистической отчетности, сводок, таблиц и сосредоточением их внимания на инженерных работах по организации внедрения новой техники в производство. Вместо значительного количества показателей и форм плана и статистической отчетности по каждому из огромного количества разрозненных, мелких мероприятий новой техники целесообразно планировать и учитывать только затраты и конечные результаты в виде прироста объема реализации и суммы прибыли по всей новой технике и основным ее направлениям. Все остальные промежуточные результаты и частные показатели должны быть предметом внутризаводского планирования и учета, так как действенный контроль сверху за миллионами мероприятий, внедряемых в производство, невозможен. Нужен контроль за конечными результатами внедрения всей новой техники. Вместо нескольких десятков форм плана и статистической отчетности целесообразно внедрить одну и единую форму для планирования и отчетности. Особое внимание должно быть уделено обеспечению достоверности данных.

Пятое предложение  связано с разработкой единого  комплексного плана и сводного отчета о техническом развитии предприятия. Сущность этого предложения заключается  в переходе от выборочного и изолированного планирования и статистической отчетности разрозненных научно-технических мероприятий, как это делается в настоящее время, к комплексному планированию, учету и оценке всей внедряемой на предприятии техники и всех весьма значительных затрат, связанных с научно-техническим прогрессом.

Внедрение в  практику указанных мероприятий, так  же как и перестройка и совершенствование  планирования, оценки и стимулирования технического развития предприятий, позволит сократить сроки и затраты  ввода и освоения новых объектов и тем самым ускорить внедрение новой техники в производство, повысить эффективность затрат на техническое развитие и эффективность производства по предприятию в целом.

3.2 Выбор  приоритетного стратегического  планирования на предприятии  на основе метода анализа иерархий

Для внедрения  в практику указанных мероприятий  и тем самым ускорить внедрение  новой техники в производство необходимо реализовать одну из альтернатив.

А1 - долгосрочное планирование и оценка новой техники;

А2 - внедрения  в практику системы учета и  планирования фактических результатов;

А3 - создание служб  по внедрению новой техники;

1- разработка  иерархической структуры принятия  решения.

Данная структура  представлена на рисунке 1.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1- Иерархическая  структура принятия решения

 

2- Оценка вероятного  развития внешней среды.

Рассмотрим наиболее вероятные сочетания факторов внешней  среды влияющих на деятельность предприятия.

1 - общехозяйственный  рост и быстрая динамика изменения  внешней среды;

2 - общехозяйственный  спад и быстрая динамика изменения внешней среды;

3 - общехозяйственный  рост и медленная динамика  изменения внешней среды;

4 - общехозяйственный  спад и медленная динамика  изменения внешней среды.

Вероятность сценариев  определяется с помощью метода предпочтения. Полученные данные в матричной форме представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Сравнение  сценариев

 

Сценарий

1

2

3

4

 

1

1

3

3

5

 

2

1/3

1

1/3

5

 

3

1/3

3

1

5

 

4

1/5

1/3

1/5

1

 

Вероятность

0,553

0,136

0,238

0,073

 
           

По оценке экспертов  наиболее вероятным считается сценарий 1, то есть дальнейший рост и быстрая динамика изменения внешней среды. Наименее вероятным является сценарий 4, то есть спад и медленная динамика изменения внешней среды, так как он не соответствует современным тенденциям развития экономики.

Оценим важность отдельных подцелей в зависимости  от сценария (таблица 5).

2 - Оценка важностей  подцелей.

Для расчета  общих весов указывается значимость цели по каждому сценарию

с вероятностью данного сценария. Оценка важностей  отдельных подцелей представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Оценка важности отдельных подцелей в зависимости  от сценария

 

Подцели 

Сценарий 

 
 

1

2

3

Общ.вес

 
 

РД

СС 

УВ

РД

СС 

УВ

РД

СС

УВ

РД

СС

УВ

   

Расшир. доли рынка

1

3

1/3

1

5

5

1

3

3

1

5

5

0,426

 

Сниж. себестоимости  продукции

1/3

1

1/5

1/5

1

5

1/3

1

1/3

1/5

1

0,134

 

Увеличение продукции

3

5

1

1/5

1/5

1

1/3

3

1

1/5

1/5

1

0, 440

 

Локал. Веса по

сценариям

0,233

0,113

0,655

0,726

0,173

0,101

0,612

0,150

0,238

0,726

0,172

0,102

   
                             

Рассчитаем общий  вес подцелей:

Wфп = 0,233*0,553+0,16*0,726+0,238*0,612+0,073*0,726=0,426

Wрп = 0,553*0,113+0,136*0,173+0,238*0,150+0,073*0,172=0,134

Wцп = 0,553*0655+0,136*0,101+0238*0,238+0,73*0,102=0,440

Оценка подцелей на различных сценариях показала, что в зависимости от минимизации они имеют разную значимость. В условиях экономического роста наибольшее значение имеет увеличение продукции. А в условиях экономического спада необходимо наибольшее внимание уделить снижению себестоимости и расширению доли рынка.

3 - выбор оптимального  решения в зависимости от подцели  и сценария развития внешней  среды. Данные приоритеты подцелей  для сценариев представлены в  таблице 6.

Информация о работе Стратегическое планирование