Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:36, курсовая работа
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления.
Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы на основе анализа внешней среды с учётом способов, реализаций поставленных задач и обеспечения необходимыми ресурсами. Их основу составляет анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешней среде.
– рассмотрены теоретические основы стратегического планирования и его особенности применения в туристской сфере;
– изучена сущность стратегического планирования;
– проанализировано современное состояние стратегического планирования в туристической компании ООО «Загрантур-Сервис»;
– на основе проведенного анализа были разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию стратегического планирования на рассматриваемом предприятии.
В качестве теоретической основы исследования послужили достижения отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента, маркетинга и экономики на предприятии.
Методологическая основа исследования базируется на системном и ситуационном подходе, применении методов анализа и синтеза, а так же использования теории принятия решений.
Структура данной работы определяется поставленными целями и задачами исследования. Она состоит из введения, 3 глав, выводов, списка использованных источников, приложений, 5 таблиц. Объем данной работы составляет 38 страниц.
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления.
Стратегическое планирование
заключается в определении
Стратегическое планирование ориентирует предприятие не на существующие условия, а на те, которым только ещё предстоит сложиться.
Стратегия – это генеральный курс действий, общая концепция деятельности организации.
Важная методологическая особенность стратегического планирования состоит в том, что оно предполагает отказ от планирования исключительно в разрезе функциональных и линейных структурных подразделений. Основным объектом стратегического планирования является сама по себе хозяйственная деятельность компании и ее дифференциация по отдельным стратегическим направлениям [14].
Процесс стратегического
планирования является инструментом,
с помощью которого обосновываются
управленческие решения в области
хозяйственной деятельности. Его
важнейшая задача обеспечить нововведения
и организационные изменения, необходимые
для жизнедеятельности
Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся:
1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, то есть, воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, то есть спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде [9].
3. Координация
и регулирование. Данная функция
предполагает согласование
4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения [12].
Таким образом, сущность стратегического планирования в сфере туризма строится на определении главных целей и включает в себя такие процессы, как распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование и организационные изменения. Эти процессы в дальнейшем помогают предприятию обеспечить нововведения и организационные изменения, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности предприятия.
1.2. Структура и виды стратегического планирования
Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого.
Процесс стратегического планирования включает:
1. Определение
миссии организации.
Этот процесс состоит в
2. Формулирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Цели обязательно должны быть тщательно сформулированы. При формулировании цели надо определить, какого вида цель ставится. Затем дать ей конкретную формулировку, максимально используя количественные показатели [24].
3. Анализ
и оценка внешней и внутренней
среды. Анализ среды обычно
считается исходным процессом
стратегического управления, так
как он обеспечивает как базу
для определения миссии и
4. Разработка
и анализ стратегических
5. Реализация
стратегии. Выполнение стратегического
плана является критическим
Успешной реализации
стратегии способствует
- цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими;
- необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
6. Оценка
и контроль стратегии. Оценка
и контроль реализации
Различают также несколько видов стратегического планирования:
идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет [3].
4. Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль над ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников.
Кроме того,
основными компонентами
Обычно руководители среднего
звена разрабатывают
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.
Процедура
– это постоянно действующий
план, включающий связанные между
собой действия, которые необходимо
предпринять для выполнения
Правила являются
постоянно действующими
На уровне компании можно выделить следующие основные стратегии:
1. Поглощения.
2. Слияния.
3. Открытия филиала в стране или за рубежом.
4. Приобретение акций других компаний.
5. Налаживание деловых контактов в различных сферах деятельности с другими компаниями [18].
6. Вертикальная интеграция - приобретение смежных компаний (например, поставщиков, дилеров).
Из этих общих стратегий
вытекают стратегии по
В этом случае осуществляется в соответствии с матрицей товарных рынков.
Выбор стратегии зависит
от степени насыщенности рынка и
возможности компании постоянно
обновлять производство. Две или
более стратегии могут
Стратегия проникновения
на рынок эффективна, когда рынок
растет или еще не насыщен. Фирма
расширить сбыт имеющихся товаров
на существующих рынках при помощи
интенсификации товародвижения, наступательного
продвижения и самых
Стратегия развития рынка эффективна, если: местная фирма стремится расширить свой рынок; в результате изменения стиля жизни и демографических факторов возникают новые сегменты на рынке; для хорошо известной продукции выявляются новые области применения.
Стратегия разработки товара эффективна, когда фирма имеет ряд успешных торговых марок и пользуется приверженностью потребителей.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии