Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:36, курсовая работа
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления.
Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы на основе анализа внешней среды с учётом способов, реализаций поставленных задач и обеспечения необходимыми ресурсами. Их основу составляет анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешней среде.
Стратегия диверсификации используется для того, чтобы фирма не стала чересчур зависимой от одной ассортиментной группы.
Таким образом, структура и виды стратегического планирования позволяет диагностировать систему управления туристским предприятием, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути развития стратегического планирования туристского предприятия [1].
1.3. Нормативное регулирование государственного стратегического планирования
Основной идеей проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании» является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны [17].
Система государственного стратегического планирования – это совокупность:
- взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации;
- элементов нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового и иного обеспечения процессов стратегического планирования;
- участников государственного стратегического планирования, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в указанной сфере.
В последнее время необходимость
формирования системы стратегического
планирования значительно повысилась
в силу того, что решения в оборонной,
социальной, технологической и
Возникла необходимость в наборе управленческих инструментов, которые позволяют:
- развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;
- балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности);
- четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;
- обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений [7].
Комплексная система государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации - это и есть упорядоченный набор таких инструментов.
Целями создания системы являются:
- определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию;
- концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных, кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;
- консолидация усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации [2].
Исходя из целей определяются
основные функции системы
- определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;
- определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;
- выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
- формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;
- определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;
- координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;
- осуществление стратегического контроля;
- научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития [14].
Предметом правового регулирования
законопроекта являются общественные
отношения в сфере
Участниками регулируемых данным законопроектом отношений являются Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации [23].
В законопроекте закреплены полномочия всех участников государственного стратегического планирования в процессе государственного стратегического планирования социально-экономического развития в Российской Федерации.
Предлагаемый законопроектом
подход к формированию системы государственного
стратегического планирования базируется
на опыте и достижениях
Последствиями принятия законопроекта станут:
- создание условий для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики;
- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей;
- увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов государственной власти;
- повышение исполнительской дисциплины в связи с введением обоснованных и объективных критериев оценки деятельности участников процесса государственного стратегического планирования.
Указ Президента РФ «Об
Основах стратегического
Проект ФЗ «О государственном стратегическом планировании», разработанный Минэкономразвития РФ определяет уже несколько иную систему документов:
1) Документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне: прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период; концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации; отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период; стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий; государственная программа вооружения Российской Федерации; схемы территориального планирования Российской Федерации; федеральные целевые программы; основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период; проекты по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период; сводный годовой отчет о результатах и ходе исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации [9].
2) Документы государственного
стратегического планирования, разрабатываемые
в субъектах Российской
3) Документы, разрабатываемые в процессе прогнозирования: прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период; прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период.
4) Документы, разрабатываемые
в процессе программно-
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормативное регулирование стратегического планирования в сфере туристской деятельности соответствует руководящим принципам международных стандартов [6].
2. Аналитические основы стратегического планирования в ООО «Загрантур-Сервис»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Туристская компания «Загрантур-Сервис» г. Белгород организована группой частных лиц. Форма собственности — Общество с Ограниченной Ответственностью. Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Загрантур-Сервис». Сокращенное наименование: ООО «Загрантур-Сервис».
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» организация внесена в Единый Реестр Туроператоров Российской Федерации под номером МВТ№ 002665. Является туроператором по международному и внутреннему туризму. Спектр деятельности; туризм, торговля, маркетинг. Специализация – туризм – поездки жителей региона за рубеж и РФ, санаторно-курортную деятельность в РФ и за рубежом.
Организационно-правовая форма организации имеет несколько особенностей: в ООО уставной капитал должен быть не менее 10 000 руб., уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников, при этом участниками ООО могут быть граждане и юридические лица, но общее число участников не должно быть более пятидесяти.
Главным документом ООО является устав общества, представленный в приложении 1, в котором указывается: краткое и полное наименование организации, цели и виды деятельности, срок, на который создается организация, назначение исполнительного директора.
Организационная структура
ООО «Загрантур-Сервис»
Преимуществами данной структуры являются: четкая система взаимных связей функций и подразделений; четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
отсутствие звеньев, занимающихся вопросами
стратегического планирования; в
работе руководителей практически
всех уровней оперативные проблемы
доминирует над стратегическими; тенденция
к волоките и перекладыванию ответственности
при решении проблем, требующих
участия нескольких подразделений;
малая гибкость и приспособляемость
к изменению ситуации; критерии эффективности
и качества работы подразделений
и организации в целом - разные;
тенденция к формализации оценки
эффективности и качества работы
подразделений приводит обычно к
возникновению атмосферы страха
и разобщенности; большое число
«этажей управления» между
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии