Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления.
Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы на основе анализа внешней среды с учётом способов, реализаций поставленных задач и обеспечения необходимыми ресурсами. Их основу составляет анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешней среде.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование курсовая работа.docx

— 74.34 Кб (Скачать файл)

Стратегия диверсификации используется для того, чтобы фирма не стала  чересчур зависимой от одной ассортиментной группы.

Таким образом, структура и виды стратегического планирования позволяет диагностировать систему управления туристским предприятием, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути развития стратегического планирования туристского предприятия [1].

 

 

1.3. Нормативное регулирование государственного стратегического планирования

 

Основной идеей проекта  федерального закона «О государственном  стратегическом планировании» является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной  системы государственного стратегического  планирования социально-экономического развития Российской Федерации, позволяющей  решать задачи повышения качества жизни  населения, роста российской экономики  и обеспечения безопасности страны [17].

Система государственного стратегического  планирования – это совокупность:

- взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации;

- элементов нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового и иного обеспечения процессов стратегического планирования;

- участников государственного стратегического планирования, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в указанной сфере.

В последнее время необходимость  формирования системы стратегического  планирования значительно повысилась в силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и экономической  сферах приобретают долгосрочный стратегический характер.

Возникла необходимость  в наборе управленческих инструментов, которые позволяют:

- развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;

- балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности);

- четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;

- обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений [7].

Комплексная система государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации - это  и есть упорядоченный набор таких  инструментов.

Целями создания системы  являются:

- определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию;

- концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных, кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;

- консолидация усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации [2].

Исходя из целей определяются основные функции системы государственного стратегического планирования:

- определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;

- определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;

- выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

- формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;

- определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;

- координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;

- осуществление стратегического контроля;

- научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития [14].

Предметом правового регулирования  законопроекта являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического  контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную  систему государственного стратегического  планирования.

Участниками регулируемых данным законопроектом отношений являются Президент Российской Федерации, Совет  Безопасности Российской Федерации, Счетная  палата Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации, федеральные  органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации [23].

В законопроекте закреплены полномочия всех участников государственного стратегического планирования в  процессе государственного стратегического  планирования социально-экономического развития в Российской Федерации.

Предлагаемый законопроектом подход к формированию системы государственного стратегического планирования базируется на опыте и достижениях отечественной  и мировой практики, включает в  себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые  в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом [12].

Последствиями принятия законопроекта  станут:

- создание условий для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики;

- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей;

- увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов государственной власти;

- повышение исполнительской дисциплины в связи с введением обоснованных и объективных критериев оценки деятельности участников процесса государственного стратегического планирования.

Указ Президента РФ «Об  Основах стратегического планирования в Российской Федерации» определяет следующую систему документов стратегического планирования: послания президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Стратегия национальной безопасности РФ, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии (комплексные программы) социально-экономического развития субъектов РФ [5].

Проект ФЗ «О государственном стратегическом планировании», разработанный Минэкономразвития РФ определяет уже несколько иную систему документов:

1) Документы государственного  стратегического планирования, разрабатываемые  на федеральном уровне: прогноз  научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период; концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;  долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации; отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период;  стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий; государственная программа вооружения Российской Федерации; схемы территориального планирования Российской Федерации; федеральные целевые программы;  основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период; проекты по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период; сводный годовой отчет о результатах и ходе исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации [9].  

2) Документы государственного  стратегического планирования, разрабатываемые  в субъектах Российской Федерации:  стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;  целевые программы, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;  схема территориального планирования субъекта Российской Федерации; прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период; программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;  годовой отчет о результатах и ходе исполнения программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период.

3) Документы, разрабатываемые  в процессе прогнозирования: прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;  прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период; прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период.

4) Документы, разрабатываемые  в процессе программно-целевого  планирования: концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации; отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период;  стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий; государственная программа вооружения Российской Федерации;  федеральные целевые программы; основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период; проекты по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период; сводный годовой отчет о результатах и ходе исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации;  стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;  программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период; годовой отчет о результатах и ходе исполнения программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период [12].

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что нормативное  регулирование стратегического  планирования в сфере туристской деятельности соответствует руководящим принципам международных стандартов [6].

 

 

 

 

 

2. Аналитические  основы стратегического планирования в ООО «Загрантур-Сервис»

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Туристская компания  «Загрантур-Сервис» г. Белгород организована группой частных лиц. Форма собственности — Общество  с Ограниченной Ответственностью.  Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Загрантур-Сервис».  Сокращенное наименование: ООО «Загрантур-Сервис».

 В соответствии  с  Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» организация внесена  в Единый Реестр Туроператоров Российской Федерации под номером  МВТ№ 002665. Является туроператором по международному и внутреннему туризму.  Спектр деятельности; туризм, торговля, маркетинг. Специализация – туризм – поездки жителей региона за рубеж и РФ, санаторно-курортную деятельность в   РФ и за рубежом.

Организационно-правовая форма  организации имеет несколько  особенностей: в ООО уставной капитал  должен быть не менее 10 000 руб., уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников, при этом участниками ООО могут быть граждане и юридические лица, но общее число участников не должно быть более пятидесяти.

Главным документом ООО является устав общества, представленный в  приложении 1, в котором указывается: краткое и полное наименование организации, цели и виды деятельности, срок, на который  создается организация, назначение исполнительного директора.

Организационная структура  ООО «Загрантур-Сервис» представлена в приложении 2, и является одной  из самых распространенных организационных  структур – линейно-функциональной.

Преимуществами данной структуры  являются: четкая система взаимных связей функций и подразделений; четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры: отсутствие звеньев, занимающихся вопросами  стратегического планирования; в  работе руководителей практически  всех уровней оперативные проблемы доминирует над стратегическими; тенденция  к волоките и перекладыванию ответственности  при решении проблем, требующих  участия нескольких подразделений; малая гибкость и приспособляемость  к изменению ситуации; критерии эффективности  и качества работы подразделений  и организации в целом - разные; тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к  возникновению атмосферы страха и разобщенности; большое число  «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии