Стратегическое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Особенность стратегического управления состоит в том, что в нем очень мало рутинных процедур и очень много творчества, т.е. очень велика роль искусства. Поэтому теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного результата.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Характеристика стратегического управления…………………………….4
Сущность стратегического управления……………………………..4
Основные принципы стратегического управления…………………8
Типы стратегий развития бизнеса…………………………………...11
Стратегическое управление на предприятии ООО «Хлебопродукт»……18
Общая характеристика ООО «Хлебопродукт»……………………..18
Анализ стратегического управления на ООО «Хлебопродукт»…19
Рекомендации и предложения по стратегическому управлению ООО «Хлебопродукт»…………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………26
Список используемой литературы………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая теория менеджмента - копия.docx

— 81.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Теория менеджмента

на тему: «Стратегическое управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2014 г.

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Характеристика стратегического управления…………………………….4
    1. Сущность стратегического управления……………………………..4
    2. Основные принципы стратегического управления…………………8
    3. Типы стратегий развития бизнеса…………………………………...11
  2. Стратегическое управление на предприятии ООО «Хлебопродукт»……18
    1. Общая характеристика ООО «Хлебопродукт»……………………..18
    2. Анализ стратегического управления на ООО «Хлебопродукт»…19
  3. Рекомендации и предложения по стратегическому управлению ООО «Хлебопродукт»…………………………………………………………….23

Заключение…………………………………………………………………………26

Список используемой литературы………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интерес к  вопросам управления бизнесом  есть и будет высоким. И связано это не только с тем, что менеджмент играет очень важную  роль  в  бизнесе,  но  также  и  с  тем,  что  менеджмент  как  практическая  деятельность постоянно  развивается,  обретая  иногда  такие  формы,  которые  в  корне противоположны тому, что прежде считалось образцом правильного управления.

Причина  такого  явления  коренится  в  том,  что  менеджмент  должен  обеспечить  фирме преимущество перед конкурентами. А это значит, что руководство всегда должно искать новые, оригинальные  ходы  в  управлении.

Особенность стратегического управления состоит в том, что в нем очень мало рутинных процедур  и  очень  много  творчества,  т.е.  очень  велика  роль  искусства.  Поэтому  теория стратегического  управления  формируется  на  основе  обобщения  практики  успешного  решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного результата.

Целью данной курсовой работы является изучение комплекса маркетинга и определение роли каждого из его элементов.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

- определить  сущность стратегического управления, его основные принципы;

- выявить типы  стратегий развития бизнеса;

- провести анализ  стратегического управления на  предприятии ООО «Хлебопродукт».

 

 

 

 

 

    1. Характеристика стратегического управления
      1. Сущность стратегического управления

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей  идеей,  отражающей  сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно  указать  на  несколько  конструктивных  определений,  которые  были  предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали  его  как  «процесс  определения  и  (установления)  связи  организации  с  ее  окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений  с  окружением  посредством  распределения  ресурсов,  позволяющего  эффективно  и результативно  действовать  организации  и  ее  подразделениям».  По  Хиггенсу,  «стратегическое управление—это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением». Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты  и  особенности  стратегического  управления  или  же  на  его  отличия  от  «обычного» управления.

С формальной точки зрения, стратегическое управление – это обоснование   и   выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих  достижение  намеченных  целей.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Практика же показывает, что в действиях организаций стратегия, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению в рыночной борьбе.

Стратегическое  управление  можно  рассматривать  как  динамическую  совокупность  пяти  взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один  из  другого.  Однако  существует  устойчивая  обратная  связь  и  соответственно  обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность  структуры  стратегического  управления.  Схематически  структура  стратегического управления изображена на рис.1.1.


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Структура стратегического управления

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:

•макроокружения;

•непосредственного окружения;

•внутренней среды организации.

Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ   макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной  составляющих  общества,  научно-технического  и  технологического  развития общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ  внутренней среды раскрывает  те  возможности,  тот потенциал,  на который может рассчитывать  фирма  в  конкурентной  борьбе  в  процессе  достижения  своих  целей.  Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

• кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы;

• организация управления;

• производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;

• финансы фирмы;

• маркетинг;

• организационная культура.

Определение  миссии  и  целей  организации,  рассматриваемое  как  один  из  процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов. Первый подпроцесс состоит в формировании  миссии фирмы,  которая  в  концентрированной  форме  выражает  смысл  существования  фирмы,  ее предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом.  Далее  идет  подпроцесс  определения  долгосрочных  целей.  И  завершается  эта  часть стратегического управления подпроцессом  установления краткосрочных целей. Формирование миссии  и  установление  целей  фирмы  приводят  к  тому,  что  становится  ясным,  для  чего функционирует фирма и к чему она стремится.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии — это  принятие  решения  по  поводу  того,  что  делать  с  отдельным  бизнесом  или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации и какое место занимать на рынке.

Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии — это проведение  стратегических  изменений  в  организации,  переводящих  ее  в  такое  состояние,  в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым  в  стратегическом  управлении.  Данный  процесс  обеспечивает  устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

 

 

      1. Основные принципы стратегического управления

Любая гениальная стратегическая идея, исходящая от руководителя, должна быть профессионально проработана, преобразована в стратегическое решение и только тогда стать руководством к действию его реализации менеджерами и персоналом организации.

В этой связи заслуживают внимания основные принципы стратегического управления.

Первый — принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии. Для разработки стратегического решения недостаточно одних лишь пожеланий и субъективного предвидения. Необходим анализ предшествующей деятельности организации, общей ситуации в области ее деятельности и динамики их изменения. Необходим также прогноз, а возможно, и разработка сценариев развития организации в ближайшей и более отдаленной перспективе.

Выверенные, хорошо обоснованные стратегии могут быть разработаны лишь на базе тщательного анализа с выявлением основных факторов, определяющих развитие организации, и наиболее вероятных тенденций их изменения на базе установления основных сил и механизмов, способных оказать на них существенное влияние.

Второй — принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации. Развитие организации определяется как внешними, так и внутренними факторами. Стратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью, что, в свою очередь, приведет к ошибочным решениям. А ведь стратегические решения должны быть выверенными и эффективными в силу их особой важности, в силу того, что за ними стоят направления развития и последующие результаты деятельности не только отдельно взятого человека, но и организации в целом, от чего зависят судьбы многих работников.

Об отсутствии в организации стратегического управления можно судить и по тому, что, планируя свою деятельность на долгосрочную перспективу, организация предполагает неизменными условия ее функционирования в течение всего периода планирования.

Осуществляя такое планирование «на века» и основываясь лишь на принципе экстраполяции, т. е. при прогнозировании будущего на основе лишь тех тенденций и статистических данных, которые характеризуют деятельность в настоящее время и в прошлом, организация обрекает себя на высокую вероятность стратегической ошибки.

Третий — принцип соответствия стратегии и тактики управления организацией. Обсуждение соотношения стратегии и тактики организации, их роли в обеспечении ее успешной деятельности приводит к однозначному выводу: необходимы и выверенная стратегия, и эффективная тактика. При этом успешность возможна лишь при условии, что тактика организации соответствует ее стратегии, а формирование стратегии учитывает реальные возможности решения тактических задач.

Четвертый — принцип приоритетности человеческого фактора. Разрабатывая стратегию развития, необходимо понимать, что ни стратегия, ни тактика организации не могут быть реализованы, если они не будут восприняты в качестве руководства к действию ее персоналом, и в первую очередь — ее менеджерами, которым делегировано право принятия управленческих решений на вверенном им участке.

Информация о работе Стратегическое управление