Стратегическое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы: получить представление о стратегическом управлении и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления современной организацией.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Дать определение понятию стратегическое управление.
2.Рассмотреть основные принципы стратегического управления.
3. Охарактеризовать классификацию стратегий предприятия.
4. Раскрыть методику принятия стратегических управленческих решений.
5.Провести анализ внутренней и внешней среды организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
1.Общая характеристика стратегического управления.
1.1 Понятие стратегии…………………………………………………………….5
1.2Сущность стратегичесого управления……………………………………….6
1.3 Этапы процесса стратегического управления……………………………..11
1.4.Миссия и цели предприятия……………………………………………… ..14
1.5 Основные принципы стратегического управления………………………..16
2. Стратегическое управление в системе менеджмента
2.1 Классификация стратегий предприятия……………………………………19
2.2 Методика принятия управленческих решений………………………… .. .25
3.Анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды.
3.1 Анализ внешней среды……………………………………………………...27
3.2Анализ внутренней среды……………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….32
Практическая часть……………………………………………………………...34
Приложение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менед2.docx

— 147.56 Кб (Скачать файл)

Макросреда включает общие  факторы, которые не касаются прямо  краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения. Стратегическими факторами  макросреды считаются такие направления  ее развития, которые, во-первых, имеют  высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность  влияния на функционирование предприятия.

Поскольку число возможных  факторов макросреды достаточно велико, то, чтобы не увязнуть в анализе, необходимо ограничится теми сферами, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия. Считается, что полезно рассмотреть  четыре узловых напрвления, анализ которых  получил название PEST- анализ 9(табл.3 приложение).

Изменения макросреды влияют на стратегические позиции предприятия  на рынке, воздействуя на элементы микросреды. Поэтому целью анализа макросреды является отслеживание(мониторинг) и  анализ тенденций, неподконтрольных предприятию, которые могут повлиять на потенциальную  эффективность его стратегии. Для анализа и прогноза развития макросреды используются разнообразные методы: прогнозирование отдельных тенденций и событий, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ, широко используются экспертные методы.

Методы реагирования на изменения  внешней среды:

В практической деятельности используются различные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Наиболее распространенными среди  них являются следующие подходы:

  • «борьба с огнем», или реактивный стиль управления. Этот подход, предполагающий принятие управленческих мер после свершения изменений, по-прежнему распространен на многих российских предприятиях;
  • Расширение сфер деятельности, или диверсификация производства и капитала как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды;
  • Совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости. В этом случае предприятие может создавать центры прибыли, стратегические единицы бизнеса и другие гибкие структуры, ориентированные на достижение конечных результатов;
  • Стратегическое управление.

В любом случае предприятие  должно организовывать сбор стратегической информации о внешней среде, который  чаще всего построен на неформальной и индивидуальной основе. Источниками  такой информации могут быть специальные  органы (торгово-промышленная палата, общество потребителей, государственные  и муниципальные органы), поставщики и посредники, покупатели, обслуживающие  организации(банки, рекламные, аудиторские  фирмы). Важным источником информации о внешней  среде являются сами специалисты и работники предприятия.

 

 

 

 

 

 

3.2Анализ внутренней среды

Внутренняя среда организации- это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспеченьем эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как  бы полностью пронизывается организационной  структурой, которая так же, как  вышеперечисленные срезы должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды  организации.

Организационная культура может  способствовать тому, что организация  выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная  культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться  даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относиться к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

Информацию об организационной  структуре можно получить  из различных публикаций, в которых  организация представляет себя. Для  организаций с сильной организационной  культурой характерно подчеркивание  важности людей, работающих в ней. Такие  организации в публикациях о  себе уделяют большое внимание разъяснению  своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время  для организаций со слабой организационной  культурой характерно стремление в  публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

Представление об организационной  культуре дает наблюдение того, как  сотрудники трудятся на своих рабочих  местах, как они коммуницируют  друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание  организационной культуры может  быть улучшено, если ознакомиться с  тем, как построена система карьеры  в организации и какие критерии служат для продвижения работников. В случае, если в организации работники  продвигаются быстро и по результатам  индивидуальных достижений, можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.

Пониманию организационной  культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписанные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои  и т.п., насколько об этом осведомлены  все сотрудники организации и  насколько серьезно они относятся  ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся  к правилам, ритуалам и организационным  символам, то можно предположить с  высокой степенью соответствия действительности, что организация обладает сильной  организационной культурой.

 

Заключение

 

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Стратегическое управление на предприятии" можно сделать  ряд выводов:

Основными особенностями  стратегического управления являются:

Миссия стратегического  управления направлена на выживание  организации в долгосрочной перспективе  посредством установления динамичного  баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в  деятельности организации лиц.

Объектом концентрации внимания стратегического управления является взгляд вовне организации, поиск  новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация  к изменениям в окружении.

Стратегическое управление ориентировано на долгосрочную перспективу.

Основой построения системы  управления являются люди, системы  информационного обеспечения, рынок.

Персонал организации  является ее основой, представляет ее главную ценность и источник ее благополучия (при оперативном управлении - взгляд на работников как на ресурс организации, стратегическом управлении - как на исполнителей отдельных работ и  функций).

Критерием эффективности  стратегического управления является своевременность и точность реакции  организации на новые запросы  рынка и изменения в зависимости  от изменения окружения.

Принципы стратегического  управления организацией еще раз  доказывают необходимость полномасштабного использования технологии выработки, принятия и реализации управленческих решений при принятии стратегических решений в организации. При этом на вооружение должны быть взяты в  первую очередь те технологии и методы, которые позволяют сделать процесс  принятия стратегических решений более  гибким, более полно и адекватно  учитывающим те реальные ситуации, в которых приходится функционировать  организации.

Только эффективный процесс  выработки, принятия и реализации стратегических управленческих решений может обеспечить и выживаемость, и эффективное  функционирование организации.

Возможности стратегического  управления не безграничны. Существует ряд ограничений на использование  стратегического управления, которые  указывают на то, что и этот тип  управления, равно как и все  другие, не универсален.

Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает и не может дать точной и детальной  картины будущего.

Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. Стратегическое управление - это скорее определенная философия или идеология бизнеса  и менеджмента.

-третьих, требуются огромные  усилия и большие затраты времени  и ресурсов для того, чтобы  в организации начал осуществляться  процесс стратегического управления. Необходимо создание служб, осуществляющих  отслеживание окружения и включение  организации в среду.

В-четвертых, резко усиливаются  негативные последствия ошибок стратегического  предвидения.

В-пятых, при осуществлении  стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. Этого совершенно не достаточно, так как стратегический план не обеспечивает его обязательного  успешного выполнения. На самом деле важнейшей составляющей стратегического  управления является реализация стратегического  плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной  культуры, позволяющей реализовать  стратегию, создание систем мотивирования  и организации труда, создание определенной гибкости в организации и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Актуальность темы курсовой работы

 

Стратегическое управление организацией для российской экономики  — новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась  в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход  от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации  и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную  самостоятельность.

До перехода на рыночную экономику в определенных организациях и предприятиях применялись современные  по тому времени системы целевого управления (комплексные системы  управления качеством продукции  и др.), в рамках которых осуществлялось оперативное управление различными видами и областями деятельности. Оно дополнялось стратегическим управлением развития производства со стороны отраслевых министерств. Однако, став самостоятельными, хозяйствующие  субъекты оказались вне стратегического  управления.

Стратегическое управление — это подсистема менеджмента  организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу  стратегии организации.

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем  самым создать возможность своевременной  ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в  ее внешней среде: на рынках товаров  и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

Формирование стратегии  – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального  характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех  пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

Оказаться без стратегического  управления — значит, подвергнуть  риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Практика показывает, что  те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно  и получают прибыль значительно  выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная  стратегия. Иными словами, кто лучше  планирует свою стратегию, тот быстрее  достигает успеха.

Информация о работе Стратегическое управление