Стратегия развития для малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.
- дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Кировской области).
- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.
- разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса 6
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 6
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм 12
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм 16
2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства 24
2.1 Оценка развития малого и среднего предпринимательства (на примере региона – Кировской области) 24
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кировской области. 32
2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков 35
2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России. 52
3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Титан» и рекомендации по его стратегическому развитию. 65
Заключение 69
Практическая часть 74
Литература 78

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Стратегический менеджмент.docx

— 225.57 Кб (Скачать файл)

 

В 2011 году продолжились тенденции  роста основных показателей хозяйственной  деятельности малых предприятий. По оценочным данным:

1. Оборот малых предприятий (в том числе микропредприятий) составил 144013 млн. рублей и увеличился к уровню 2010 года на 17%; средних – 25198 млн. рублей

2. Отгрузка товаров собственного  производства составила 45,7 млрд. рублей и увеличилась к уровню 2010 года на 18%.

3. Выручка от реализации  товаров, продукции, работ, услуг  составила 151 млрд. рублей и увеличилась  к уровню 2010 года на 16,1%.

4. Среднемесячная заработная  плата в расчете на одного  постоянного работника составила  10,6 тысяч рублей и увеличилась  к уровню 2010 года на 1,2%.

5. Инвестиции в основной  капитал составили 5 млрд. рублей  и увеличились к уровню 2010 года  на 72%.

6. Налоговые поступления  от субъектов малого предпринимательства  в консолидированный областной  бюджет составили порядка 3940 млн.  рублей и выросли по сравнению  с 2010 годом на 27%.

Сравнительный анализ уровня развития малого предпринимательства  Кировской области с другими  регионами Приволжского федерального округа:

Комплексный анализ состояния  малого предпринимательства в субъектах  Российской Федерации ежеквартально  проводится Национальным институтом системных  исследований проблем предпринимательства (НИСИПП, г. Москва). Ввиду отсутствия на 1.01.2012 полных статистических данных за рассматриваемый временной период (1 полугодие 2011 года) при анализе  не учитывается деятельность микропредприятий, индивидуальных предпринимателей и  КФХ. Для учета инфляции показатели объемов оборота и инвестиций в основной капитал корректировались на региональные индексы потребительских  цен.

1. Количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения (рисунок 2).

В 1 полугодии 2011 года количество малых предприятий в Кировской  области в расчете на 100 тыс. жителей  достигло 194,6 ед. (снижение на 8,6 ед. к  аналогичному периоду 2010 года). Данный показатель по Приволжскому федеральному округу составляет 158,3 ед. (увеличение на 0,8 ед. к аналогичному периоду 2010 года), по Российской Федерации – 161,8 ед. (увеличение на 7 ед. к аналогичному периоду 2010 года).

 

Рисунок 2 - Количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения

 

2. Доля занятых на малых  предприятиях в общей среднесписочной  численности занятых в регионе (рисунок 3).

По итогам 1 полугодия 2011 года удельный вес работников малых  предприятий (без учета внешних  совместителей и работающих по договорам  гражданско-правового характера) в  общей среднесписочной численности  занятых в Кировской области по сравнению с 1 полугодием 2010 года увеличился на 1,08 п.п. и составил 18,3%, в Приволжском федеральном округе - 13% (увеличение на 0,23 п.п. к 1 полугодию 2010 года), в Российской Федерации - 12,5% (увеличение на 0,52 п.п. к 1 полугодию 2010 года).

 

 

Рисунок 3 - Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в регионе

 

3. Оборот малых предприятий  на душу населения, руб. (рисунок 4).

В 1 полугодии 2011 года объем  оборота малых предприятий в  Кировской области в расчете  на душу населения составил 33426,4 рубля  или 91,6% от среднего по России (увеличение на 14% к аналогичному периоду 2010 года), в Приволжском федеральном округе – 33070 рублей или 88% от среднего по России (увеличение на 8,8% к аналогичному периоду 2010 года). Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации в расчете на душу населения составил 37583,4 рубля и увеличился на 10,2% к уровню января-июня 2010 года.

 

 

Рисунок 4 - Оборот малых предприятий на душу населения, руб.

 

4.Инвестиции в основной  капитал на малых предприятиях  в расчете на душу населения (рисунок 5).

В 1 полугодии 2011 года объем  инвестиций в основной капитал на малых предприятиях Кировской области  в расчете на душу населения составил 1512,1 рубля или 220,2% от среднего по России. В Приволжском федеральном округе – 826,1 рубля или 120,3 % от среднего по России. Общий объем инвестиций в  Российской Федерации в расчете  на душу населения составил 686,7 рублей и сократился на 6,1% к аналогичному периоду 2010 года.

 

Рисунок 5 - Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в расчете на душу населения

 

Анализ динамики показателей  регистрируемой безработицы в Кировской  области в январе – августе 2011 года, сравнение со значениями показателей  за соответствующий период 2010 года свидетельствуют о позитивных тенденциях развития ситуации на областном рынке  труда:

Наибольшее количество занятых  в экономике области по формам собственности занято на предприятиях частной формы собственности  и составляет 391 тыс. человек (61%) (рисунок 6)

 

 

Рисунок 6 - Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности в 2011 г. по Кировской области

 

По данным рейтингового агентства "Экперт РА", ранг инвестиционного  риска по сравнению с 2009-2010 годами уменьшился на 7 позиций. При составлении сводной таблицы инвестиционных рисков учитывались социально-экономические, финансовые, криминальные, экологические и управленческие составляющие.

По итогам 2011 года, Кировская  область обошла такие регионы, как  Нижегородская, Мурманская, Архангельская  области.

Согласно инвестиционному  рейтингу российских регионов, Кировская  область занимает 50 строчку, опередив такие регионы, как Нижегородская, Тюменская и Новосибирская области.

 

 

2.2 Проблемы развития малого  и среднего предпринимательства  в Кировской области

 

В регионе сохраняются определенные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства:

- требующая корректировки с учетом изменившейся экономической конъюнктуры действующая в Кировской области нормативно - правовая база, направленная на стимулирование развития малого предпринимательства;

- недостаточное развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей предоставление субъектам малого предпринимательства широкого спектра услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса, по принципу "одного окна". Под инфраструктурой поддержки малого предпринимательства Кировской области в рамках настоящей Программы понимается совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, созданных в целях поддержки субъектов малого предпринимательства или осуществляющих ее, а также участвующих в реализации настоящей Программы;

- сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов. Несмотря на увеличение в настоящее время на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствует широкому доступу к ним субъектов малого предпринимательства;

- низкий уровень деловой культуры и этики ведения бизнеса у значительной части предпринимательского сообщества, стремление в условиях экономического кризиса к сокращению издержек, в том числе за счет снижения размера заработной платы, перевода ее в "тень", увольнения части персонала, приводящий к росту негативного отношения к предпринимательству со стороны населения;

- невысокое качество предпринимательской среды. У субъектов малого предпринимательства недостает навыков эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний, необходимых для более эффективного развития. Предприниматели зачастую ограничены в доступе к деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах;

- низкая активность органов местного самоуправления по развитию малого предпринимательства на подведомственной территории. Преобладающее большинство муниципальных программ развития малого предпринимательства носит формальный характер, денежные средства на их реализацию выделяются по остаточному принципу, мероприятия программ являются бессистемными и не позволяют решать поставленные задачи. Поэтому ресурс малого бизнеса остается неиспользованным и не позволяет обеспечивать экономический рост депрессивных муниципальных образований Кировской области. Как следствие, развитие малого предпринимательства происходит неравномерно в отраслевом и территориальном разрезах;

- неразвитость малого инновационного предпринимательства. Инновационная деятельность в Кировской области характеризуется низким результирующим показателем инновационной активности при значительном научно-техническом потенциале. Данная проблема связана с отсутствием правового регулирования инновационных процессов, инновационной инфраструктуры, механизмов финансирования инновационных разработок, заказов на разработки от крупных промышленных предприятий, слабостью маркетинга инноваций;

- неоднородность по своей сути сектора малого предпринимательства: субъекты малого предпринимательства отличаются по срокам функционирования на рынке, отраслевой принадлежности, географической удаленности от рынков ресурсов и сбыта, имеющимся ресурсам, размерам бизнеса и другим параметрам. Различия в условиях хозяйствования обуславливают наличие специфических проблем, присущих отдельным категориям субъектов малого предпринимательства. Для их эффективного решения требуется формирование и реализация дифференцированной государственной политики, учитывающей неоднородность сектора малого предпринимательства.

«Агентство  стратегических и маркетинговых  решений» ГК «ПроБизнесКонсалтинг» при поддержке Кировского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ провело исследование «Проблемы малого и среднего предпринимательства Кировской области» среди предпринимателей.

Задачи исследования - составление общей характеристики малого и среднего бизнеса, выявление наиболее острых проблем и определение уровня взаимодействия бизнеса и власти в регионе. Респондентами выступили предприниматели с большим опытом ведения бизнеса (от 6 до 15 лет – 49%, от 15 до 30 лет – 32%), которые начинали свой бизнес «с нуля» (82%). При оценке успешности развития бизнеса в настоящее время большинство респондентов, а именно 49%, оценили успешность собственного бизнеса как среднюю. При оценке перспективности развития бизнеса на ближайшие 2-3 года 76 % предпринимателей уверены, что их бизнес будет расти и укреплять свои позиции на рынке. Это говорит о том, что в настоящее время большинство предпринимателей настроены позитивно и уверены в благоприятном развитии своего бизнеса.

При оценке общей ситуации в сфере малого и среднего бизнеса  в регионе подавляющее большинство  предпринимателей (57%) считают, что начать «с нуля» свой бизнес на сегодняшний  день достаточно сложно, а условия  ведения бизнеса в Кировской  области по основным параметрам значительно  хуже, чем в других российских регионах и в целом по стране – так  считает 61% опрошенных. Наиболее острой проблемой по мнению предпринимателей оказалась проблема «высоких административных барьеров». Также серьёзными проблемами в регионе остаются «недобросовестная конкуренция», «недостаток квалифицированных кадров», «коррупция на всех уровнях власти», «сложность с доступом к внешнему финансированию и сложности получения кредитов», а также «высокий уровень арендной платы». По мнению опрошенных, оказывать поддержку малому и среднему предпринимательству должны все уровни власти, однако в наибольшей степени создавать благоприятные условия для ведения бизнеса должны муниципальные органы. Но при этом предприниматели отмечают, что местные скорее мешают развитию бизнеса, нежели создают благоприятные условия. В наибольшей степени, как показало исследование, малый и средний бизнес нуждается со стороны местных органов власти в таких формах деятельности как «формирование эффективных законодательных условий деятельности бизнеса», «предоставление благоприятных условий для создания малого бизнеса «с нуля» и «поддержание благоприятной конкурентной среды».

Таким образом, можно сделать  вывод, что малое и среднее предпринимательство в Кировской области, не смотря на многочисленные проблемы, мешающие развитию предпринимательской деятельности с начала создания собственного бизнеса и в течение всего времени его существования в большей степени полагается только на собственные силы и средства, не рассчитывая на помощь органов власти. Однако, не смотря на существование множества проблем развития бизнеса в настоящее время, большинство предпринимателей верят в хорошие перспективы развития своего бизнеса.

 

2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков.

 

Поддержка малого предпринимательства  является одним их главных приоритетов  для Правительства Кировской  области. В целях стимулирования данного сектора экономики в  регионе реализуется областная  целевая программа «Поддержка и  развитие малого и среднего предпринимательства  в Кировской области», рассчитанная на 2010 - 2014 годы без подразделения на этапы.

Цель Программы - развитие ресурса предпринимательства для обеспечения максимально полного использования экономического и социального потенциала региона.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие  задачи:

Задача 1. Формирование благоприятной  правовой среды, стимулирующей развитие малого предпринимательства.

Для этого необходимо совершенствование  нормативно-правовой базы в сфере  поддержки и развития малого предпринимательства, необходимой для реализации Программы. Мероприятие включает в себя:

- разработка и реализация  нормативных правовых актов, устанавливающих  формы и виды государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства,  условия, порядок и сроки ее  предоставления, а также иные  параметры, необходимые для реализации мероприятий Программы;

- изучение передового опыта субъектов РФ и зарубежных стран по государственной поддержке малого предпринимательства и применение его в Кировской области;

- привлечение общественных  объединений предпринимателей и  организаций инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства к  разработке нормативных правовых  актов, направленных на поддержку  и развитие малого предпринимательства;

- оказание методической  помощи органам местного самоуправления  в разработке и реализации  местных нормативных правовых  актов, направленных на поддержку  и развитие малого предпринимательства;

Информация о работе Стратегия развития для малого и среднего бизнеса