Стратегия развития для малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.
- дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Кировской области).
- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.
- разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса 6
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 6
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм 12
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм 16
2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства 24
2.1 Оценка развития малого и среднего предпринимательства (на примере региона – Кировской области) 24
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кировской области. 32
2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков 35
2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России. 52
3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Титан» и рекомендации по его стратегическому развитию. 65
Заключение 69
Практическая часть 74
Литература 78

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Стратегический менеджмент.docx

— 225.57 Кб (Скачать файл)

- разработка информационного  интерактивного портала в сети  Интернет, посвященного туризму в Кировской области;

- предоставление субсидий  субъектам малого предпринимательства  на оплату услуг по проведению  сертификации туристских услуг  на условиях и в порядке,  которые установлены нормативными правовыми актами области;

- предоставление иных  видов субсидий субъектам малого  предпринимательства сферы туризма  на условиях и в порядке,  которые установлены нормативными правовыми актами области;

- предоставление муниципальным  образованиям области субсидий  на развитие малого предпринимательства в сфере туризма;

- организация и проведение  семинаров, совещаний, форумов, "круглых  столов", конференций, тренингов,  лекций, мероприятий по обмену  опытом и иных мероприятий  для руководителей и специалистов  субъектов малого предпринимательства сферы туризма;

- организация подготовки, переподготовки и  повышения  квалификации руководителей и  специалистов субъектов малого  предпринимательства сферы туризма.

Мероприятие 4 - государственная  поддержка и развитие малого и  среднего предпринимательства в  сфере торговли Кировской области:

- стимулирование развития  субъектов предпринимательской деятельности сферы торговли;

- повышение экономической  доступности товаров для населения;

- разработка и внедрение  программ переподготовки и повышения  квалификации кадров для сферы торговли;

- повышение уровня правовой защищенности потребителей.

В ходе реализации Программы  возможны ее изменения (корректировка), вызванные внешними факторами, влияющими  на реализацию Программы.

 

Таблица 4 - Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия, способствующие их нейтрализации

Негативный фактор

Способы минимизации рисков

Изменение федерального

законодательства в области  государственной поддержки

и развития малого и среднего предпринимательства

Проведение регулярного  мониторинга

планируемых изменений в  федеральном

законодательстве и своевременная  корректировка нормативных правовых актов Кировской области

Недостаточность получаемой информации (от Территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по Кировской области, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) о состоянии  и проблемах сектора малого предпринимательства 

Привлечение органов местного самоуправления, общественных объединений  предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  для проведения мониторинга состояния  малого предпринимательства на территории Кировской области

Недостаточное финансирование (секвестирование) мероприятий Программы  за счет средств областного бюджета

1.Определение приоритетов  для первоочередного финансирования.

2.Привлечение средств  федерального бюджета и внебюджетных  источников на поддержку малого  и среднего предпринимательства

Потеря актуальности мероприятий  Программы

1. Осуществление регулярных  консультаций с субъектами малого  и среднего предпринимательства,  общественными объединениями предпринимателей  и организациями инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства  по вопросам эффективности реализуемых  программных мероприятий.

2. Реализация в случае  необходимости новых мероприятий  по поддержке субъектов малого  и среднего предпринимательства  за счет перераспределения средств  внутри разделов Программы

Недоверие субъектов малого и среднего предпринимательства  к доступности мероприятий Программы

1. Осуществление активного  сотрудничества со средствами  массовой информации в целях  информирования субъектов малого  предпринимательства о видах  государственной поддержки, порядке,  условиях и сроках ее предоставления.

2.Создание прозрачных  процедур предоставления государственной  поддержки субъектам малого и  среднего предпринимательства за  счет привлечения общественных  объединений предпринимателей к  процессу принятия решений о  предоставлении поддержки.

3 Консультационно-информационная  поддержка мероприятий Программы  за счет  привлечения общественных  объединений предпринимателей и  организаций инфраструктуры поддержки   малого предпринимательства

Несоответствие (в сторону  уменьшения) фактически достигнутых  показателей эффективности реализации Программы запланированным.

Форс-мажорные обстоятельства

1.Проведение ежеквартального  мониторинга эффективности реализации  мероприятий Программы.

2.Анализ причин отклонения  фактически достигнутых показателей  эффективности реализации Программы  от запланированных.

3.Оперативная разработка  и реализация комплекса мер,  направленных на повышение эффективности  реализации мероприятий Программы


 

 

2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России.

 

Развитие малого и среднего бизнеса предопределяется спецификой поведения современного российского  предпринимателя.

В связи с чем, необходима программа реформирования малого и  среднего предпринимательства, которая  включает:

1. Совершенствование стратегии  и тактики взаимодействия представителей  малых и средних предприятий  и всех ветвей власти.

Всем ветвям власти совместно  с предпринимателями необходимо выработать настоящую национальную доктрину развития предпринимательства, в которой основным ядром должен стать малый бизнес. Необходимо разрабатывать  не столько текущие программы, сколько  создавать долгосрочную стратегию, определяющую приоритеты направлений  развития малого и среднего бизнеса  на ближайшие 12 лет. После этого уже  можно продвигаться от общего и долгосрочного  к частному, краткосрочному. Влияние  малого и среднего бизнеса на законотворческий процесс, на процесс принятия решений  Правительством и Президентом России практически не ощутимо, что объясняется  отсутствием реальных инструментов для своевременного, непрерывного и  эффективного влияния малого бизнеса  на власть.

На фоне успешных действий отраслевых, аграрных, военно-промышленных и прочих лобби по обеспечению  принятия нужных им решений, малый бизнес, по сути дела, не может выразить свои интересы. Это не может быть признано нормальным, так как даже иностранные  компании через различные организационные  структуры, как зарубежные, так и  российские имеют возможность лоббировать (пробивать), в хорошем смысле этого  слова, принятие тех или иных законов  и других правовых актов, тем самым  обеспечивая себе более выгодные конкурентные условия.

Существует четыре основных направления, реализация которых позволит исправить ситуацию.

Во-первых, создание институтов гражданского общества – это самоорганизация  предпринимателей на общероссийском уровне, поскольку сегодня их многочисленные общественные организации, как в  центре, так и на местах, еще достаточно разрозненны, зачастую бюрократизированы, имеют собственные, вполне понятные, коммерческие интересы и очень часто  даже вступают между собой в здоровую, а иногда и в нездоровую конкуренцию. Поэтому необходима самоорганизация предпринимателей на федеральном уровне. И, прежде всего, создание политической партии малого предпринимательства. Это настоятельное требование сегодняшнего дня, предъявляемое малому бизнесу, – идти во власть. При этом необходимо использовать и существующую ситуацию, и существующие блоки и движения.

Данное направление в  самоорганизации малого предпринимательства  весьма актуально и вполне реализуемо, поскольку практически все политические блоки на 20-30 % опираются на финансы  малого бизнеса, на интеллект малого бизнеса, на конкретных представителей малого бизнеса. Следовательно, эти 20-30 % необходимо привлечь к созданию партии предпринимателей. Предприниматели  должны понимать, что если они сами не пойдут во власть, в Государственную  Думу, в законодательные органы субъектов  Федерации, местного самоуправления, а  будут проводить съезды и конференции  по нескольку раз в год, от этого  мало что изменится. Только когда  бизнесмен, знающий все сложности  и тяготы своего дела, садится в  то кресло, которое позволяет принимать  решения, он в состоянии реально  решить эти проблемы так, как он считает  нужным. В связи с этим, в среде  малых предпринимателей должна возникнуть и оформиться в соответствии с  действующим законодательством  партия, способная побороться за соразмерную  долю депутатских мандатов, как в  Государственной Думе, так и в  других законодательных органах.

Во-вторых, вести переговоры с исполнительной властью, а не устраивать забастовки и митинговать, дожидаясь  инициативы от власти. В целях самоорганизации  следует инициировать создание комиссий, советов, комитетов при Президенте, при главах администраций, мэрах  и так далее.

В-третьих, пора перестать  активной части малого предпринимательства  жить от съезда к съезду, необходимо переходить к более последовательной, постоянной работе: проводить, как минимум, раз или два в год специальные  конференции представителей малого предпринимательства для рассмотрения конкретных вопросов, конкретных законопроектов, конкретных программ. Для этого необходимо создать некий постоянно действующий исполнительный комитет при партии представителей малого и среднего предпринимательства.

В-четвертых необходима продуманная  политика пропаганды добросовестного  предпринимательства и рекламирования социально ответственного бизнеса  конкретных предпринимателей, меценатов. Если эти четыре негативные причины  удастся совместными усилиями устранить, то напряженность во взаимоотношениях власти и предпринимателей можно  будет, если и не снять полностью, то, по крайней мере, значительно  ослабить.

2. Совершенствование законодательства  в области поддержки малого  и среднего бизнеса. Налоговое  законодательство, по мнению подавляющего  большинства предпринимателей, сегодня  настроено враждебно по отношению  к предпринимателю. Практика показывает, что законодатели субъектов Федерации  не смогли профессионально воспользоваться  правами, данными им федеральным  законом. Устанавливаемые на местах  ставки налога зачастую не  просчитаны и приводят фактически  к параличу предпринимательской  деятельности. Дело не в том,  хорош или плох федеральный  закон, а в том, как его  применяют субъекты Федерации,  создающие на его базе свои  законы.

Есть целый комплекс проблем, связанных с финансовым законодательством. Это, прежде всего, уточнение законодательства о лизинге и его приведение в соответствие с Гражданским  кодексом, законы о кредитных союзах, о франчайзинге. Безусловно, необходимо кардинальное изменение системы  бухгалтерского учета.

Но главное – это  введение специального раздела в  Налоговый кодекс Российской Федерации, который касался бы налогообложения  малого и среднего бизнеса. Вместе с  тем, целесообразно изменить существующую в настоящее время практику направления  отдельными регионами в адрес  правительства и министерств  общих фраз о необходимости смягчения  налогового пресса, заменив их конкретными предложениями, содержащими подготовленные тексты статей соответствующих законов.

Другая, не менее важная проблема состоит в совершенствовании  законодательства, обеспечивающего  эффективную санацию данного  сектора экономики. Это связано  с объективной нестабильностью  структуры предпринимательского сектора. Ежегодно в промышленно развитых странах возникает и прекращает свою деятельность большое количество субъектов малого и среднего бизнеса. Существует закономерность, в соответствии с которой в промышленно - развитых странах из вновь организуемых малых  предприятий действующими остаются: через год – 50%; через 3 года –  около 8%; через 5 лет – не более 3%. Примерно такая же тенденция существует и в России.

Другая проблема связана  с нормативным обеспечением формирования и развития малых инновационных  фирм. Для решения этой проблемы следует нормативно закрепить следующие  вопросы:

- разделение полномочий  и прав собственности, в том  числе на сам продукт научной  разработки. Иными словами, какие  структуры будут претендовать  на ожидаемые результаты (финансовые  поступления в виде заказов  на услуги, прикладные разработки, образцы новой продукции и  т. д.);

- необходимость участия  федеральных средств в виде  безвозмездного финансирования  не только фундаментальных исследований, но и подготовительных разработок, стартового финансирования самостоятельных  субъектов инновационной деятельности (через систему типа бизнес-инкубаторов  или технопарков);

- возможность участия  региональных государственных структур  в поддержке соответствующего  малого предпринимательства через  организацию льготных условий  текущего консультирования, использования  муниципального имущества и оплату  коммунальных услуг; предоставление  гарантий для коммерческого и  некоммерческого (включая государственное)  кредитования. Кроме того, поддержка  соответствующей деятельности для  региональных структур становится воплощением определенного курса на развитие социально-культурной среды региона;

- вовлечение отраслей  реального сектора в процесс  инновационного обновления с  учетом возможностей отечественной  инновационной сферы, а также  создание организационно-экономического  климата благоприятствования для  высокорискового кредитования;

- собственная готовность  отдельных индивидов или творческих  коллективов встать на путь  предпринимательской деятельности  на свой страх и риск становится  той формой самореализации, которая  цементирует социально-культурную  среду.

3. Совершенствование механизмов, обеспечивающих малым и средним  предпринимательским структурам  доступ к финансовым ресурсам.

Здесь существует несколько  проблем: во-первых, это отсутствие свободных доступных бюджетных  средств, постоянный дефицит консолидированного бюджета и отсутствие дешевых  кредитных ресурсов. В России нет  «дешевых» свободных денег, кроме  бюджетных, да и тех не хватает  на решение всех социально-экономических  проблем. В этой ситуации руководителям  субъектов Федерации ни в коем случае нельзя увязывать свою позицию  по отношению к малому и среднему бизнесу с проблемой выделения  средств на развитие малого бизнеса  из федерального бюджета. В конечном итоге малый бизнес функционирует  и развивается в конкретном регионе, пополняя его налоговую базу. Во-вторых, поскольку практика прямого бюджетного финансирования уже не применяется, поэтому сегодня бюджетные ресурсы  должны использоваться не на поддержку  и дотации конкретных проектов или  конкретных предпринимателей, создавая тем самым огромное поле деятельности для коррупции, а на создание информационной, консалтинговой и прочей инфраструктуры малого и среднего бизнеса, либо должны направляться в гарантийные фонды. Такая практика существует в ряде регионов. В-третьих, необходимо искать новые нетрадиционные источники  финансирования, используя, прежде всего, лизинговые операции. Существуют еще два источника получения финансовых средств – это государственные заказы и международные финансовые ресурсы.

Российское законодательство предусматривает, что 15% государственного заказа должно распределяться между  малыми предприятиями. На практике эта  норма практически нигде не выполняется, более того, даже сами конкурсные лоты устанавливаются в таких размерах, что малому предпринимателю подобные объемы не по силам. Поэтому, очевидно, требуются усилия Правительства  России, соответствующих министерств  и отраслевых органов управления по нормализации этой ситуации.

Информация о работе Стратегия развития для малого и среднего бизнеса