Стратегия развития для малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.
- дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Кировской области).
- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.
- разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса 6
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 6
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм 12
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм 16
2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства 24
2.1 Оценка развития малого и среднего предпринимательства (на примере региона – Кировской области) 24
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кировской области. 32
2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков 35
2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России. 52
3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Титан» и рекомендации по его стратегическому развитию. 65
Заключение 69
Практическая часть 74
Литература 78

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Стратегический менеджмент.docx

— 225.57 Кб (Скачать файл)

На данное время  фирма  занимает ограниченную долю рынка.  Для того, чтобы обеспечить прибыльность, фирма большое значение придает качеству продукции, ее ассортименту, уровню обслуживания.

Ассортимент очень разнообразен и постоянно расширяется.

Фирма огромное внимание уделяет  предпродажному обслуживанию клиентов, предоставляя им возможность консультации со специалистами. Поэтому к выбору и обучению персонала фирма подходит со всей ответственностью и постоянно  проводит аттестацию и повышение  квалификации своих сотрудников. Эффективное  обслуживание помогает продать больше товаров, создает и сохраняет  лояльность клиентов и предпочтительное отношение именно к этой фирме.

Потребителями фирмы являются:

- фирмы, которые приобретают  товар для собственного пользования;

- розничные потребители.

Основой рекламной компании является реклама в бесплатных газетах, распространение листовок, брошюр. Наружной рекламы нет, так как  по статистике покупатели с недоверием относятся к наружным щитам малоизвестных  марок и фирм.

2) Производство

Важным для развития фирмы  является непрерывный анализ управления операциями - производство.

Уровень цен по сравнению  с конкурентами мало чем отличается. Так как условия данного сектора  рынка, в котором работает фирма  «Титан», приближены к условиям совершенной  конкуренции, то изменение цены скорее всего не повлияет на прибыльность в целом. Фирма может понизить цены в случае захвата рынка. В  этом случае подобные меры помогут  выбить более мелкие фирмы и занять лидирующие позиции.

3)Финансовые ресурсы

Анализ коммерческой деятельности фирмы «Титан» с момента существования  показывает незначительный рост  показателей, к слабым сторонам можно отнести  достаточно крупные транспортные расходы.

4)Человеческие ресурсы

Фирма имеет достаточно налаженную систему подбора кадров в соответствии с разработанными требованиями к  сотрудникам, которые весьма высоки, так как фирме необходим опытный  высококвалифицированный персонал. Если человек полностью удовлетворит всем требованиям, то фирма платит достойную  заработную плату и создает условия, чтобы удержать работника. В фирме  используется система премирования, составляются график работы, проводится обучение и аттестация. Фирма использует также практику неформальных отношений  в коллективе, к примеру совместно  отмечают дни рождения, походом в  кафе, ресторан по праздничным событиям, то есть создается благоприятный  климат для работы, что, несомненно, повышает производительность труда сотрудников.

5) Культура организации

Организация имеет потенциал  к дальнейшему развитию. Имеет  специально разработанную систему  норм и правил поведения людей  в организации. Единственным правилом при работе является соблюдение трудовой дисциплины, своевременное выполнение заданий и доброжелательное отношение  к каждому клиенту. За счет чего и  создается имидж предприятия. На сегодняшний день организация ассоциируется  у потребителей с престижной профессиональной компанией, предлагающей качество и  умелое консультирование.

 

SWOT-анализ организации  ООО»Титан»

 

Выявив и оценив слабые и сильные стороны по сравнению  с конкурентами, определив возможности  и угрозы со стороны внешней среды, организация должна провести SWOT-анализ, который объединяет в себе два  последних этапа (“S” – strength –  сила, “W” – weakness - слабость, “O”  – opportunity – возможность, “T” – threat – угроза).

На основе информации о  внешней и внутренней среде необходимо выделить самое главное, на что нужно  обратить внимание в первую очередь.

Таблица - Сильные и слабые стороны организации ООО «Титан», возможности и угрозы внешней среды

Сильные стороны.

Возможности.

1. Хорошо изученный рынок  потребности потребителей

2.Положительное впечатление  покупателей о фирме.

3.Достаточно высокая культура  обслуживания.

4.Система скидок, акций.

5.Благоприятный климат  в коллективе.

1.Способность обслужить  дополнительные группы клиентов  и увеличить долю рынка

2.Ослабление позиций фирм-конкурентов

3.Возможность быстрого  развития в связи с постоянным  спросом на рынке

4.Положительные отклики  и хорошие отношения с клиентами.

Слабые стороны.

Угрозы.

1.Недостаток финансовых  ресурсов, недостаточная прибыль.

2.Недостаточная оснащенность  предприятия

3.Отсутствие отдела маркетинга.

4.Отсутствие отдела стратегического  развития.

1.Выход на рынок более  сильных конкурентов

2.Появление трудностей  при заключении договоров с  поставщиками и потребителями.

3.Неблагоприятное изменение  курсов иностранных валют


 

Далее устанавливаются связи  между ними путем рассмотрения всех возможных комбинаций и выделения  тех, которые должны быть учтены в  разработке стратегии организации

Таблица - SWOT-анализ организации ООО «Титан»

 

Возможности.

Угрозы.

1.Способность обслужить  дополнительные группы клиентов  и увеличить долю рынка

2.Ослабление позиций фирм-конкурентов

3.Возможность быстрого  развития в связи с постоянным  спросом на рынке

4.Положительные отклики  и хорошие отношения с клиентами.

1. Выход на рынок более  сильных конкурентов

2. Появление трудностей  при заключении договоров с  поставщиками и потребителями.

3.Неблагоприятное изменение  курсов иностранных валют;

Сильные стороны.

   

1. Хорошо изученный рынок  потребности потребителей

2.Положительное впечатление,  покупателей о фирме.

3.Достаточно высокая культура  обслуживания.

4.Система скидок, акций.

5.Благоприятный климат  в коллективе.

1-1; 1-2; 1-3;1-4

2-1; 2-2; 2-3;2-4

3-1; 3-2; 3-3; 3-4

4-1; 4-2; 4-3; 4-4

5-1; 5-2; 5-3; 5-4

1-1; 1-2; 1-3

2-1; 2-2; 2-3

3-1; 3-2; 3-3

4-1; 4-2; 4-3

5-1; 5-2; 5-3

Слабые стороны.

   

1.Недостаток финансовых  ресурсов, недостаточная прибыль.

2.Недостаточная оснащенность  предприятия

3.Отсутствие отдела маркетинга.

4.Отсутствие отдела стратегического  развития.

1-1; 1-2; 1-3;1-4

2-1; 2-2; 2-3; 2-4

3-1; 3-2; 3-3;3-4

4-1; 4-2; 4-3; 4-4

1-1; 1-2; 1-3

2-1; 2-2; 2-3

3-1; 3-2; 3-3

4-1; 4-2; 4-3


Оценим возможности и  угрозы с помощью метода позиционирования и составим окончательный список угроз и возможностей сильных  и слабых сторон, которые должны быть учтены при разработке стратегии 

Таблица - Влияние возможностей на организацию ООО «Титан».

Вероятность использования  возможности

Влияние

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

ВС

ВУ

Способность обслужить дополнительные группы клиентов и увеличить долю рынка.

ВМ

Возможность быстрого развития в связи с постоянным спросом  на рынке

Средняя

СС

Выход на новый рынок.

СУ

Появление

технологических

новинок.

СМ

Расширение ассортимента услуг продукции.

Низкая 

НС

НУ

НМ


 

Таблица - Влияние угроз  на организацию ООО «Титан».

Вероятность реализации угрозы

Возможные последствия

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая

ВР

ВК

Выход на рынок более сильных  конкурентов

ВТ

.

ВЛ

Средняя

СР

СК

Неблагоприятное изменение  курсов иностранных валют

СТ

Появление трудностей при  заключении договоров с поставщиками и потребителями.

СЛ

Низкая

НР

НК

НТ

НЛ


 

Составим список угроз  и возможностей сильных и слабых сторон, которые должны быть учтены при разработке стратегии.

Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СР необходимо обязательно  использовать, это:

- увеличение темпов роста  рынка;

- способность обслужить  дополнительные группы клиентов  и увеличить долю рынка.

Угрозы, попавшие на поля ВР, ВК и СР требуют обязательного  устранения, это:

- возникновение трудностей  при заключении договоров с  поставщиками и потребителями.

- выход на рынок более  сильных конкурентов

Приведя внутренние силы и  слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство  готово к выбору стратегической альтернативы.

 

3.5 Формирование стратегии  развития ООО"Титан". Виды и выбор стратегии

 

В мировой практике известно четыре вида стратегий:

1. Стратегия ограниченного  роста - стратегия применяется,  когда производство и реализация  продукции налажены, предприятие  получает стабильную прибыль  и нет причин рисковать. Наиболее  привлекательная для фирм с  хорошим портфелем заказов.

2. Стратегия роста - рекомендуется  для развивающихся фирм, пытающихся  предложить на рынке новые  товары и услуги. Выделяют стратегии  интенсивного, интеграционного и  диверсификационного роста.

3. Стратегия сокращения - заключается в сокращении или  переориентации компании, не выживающей  в сложившихся условиях рынка.  Осуществление данного вида стратегии  может выражаться в ликвидации  предприятия.

4. Сочетание различных  видов стратегии - обычно этим  способом пользуются крупные  фирмы.

Для российского рынка характерны следующие три вида стратегии, которые учитывают особенности российской экономики и которых компания может придерживаться при любых условиях внешней среды:

1.Оборонительная стратегия  или стратегия выживания. Руководители  фирмы пытаются максимально использовать  ресурсы и внешние факторы  для сохранения тематики фирмы,  основных сотрудников. Относительно  ресурсов – модернизация производства, совершенствование планирования, обновление  ассортимента, подключение внешних  факторов и т.д.

2.Агрессивная рыночная  стратегия или стратегия роста. Руководство предпринимает значительные усилия для поиска новых путей развития, разработки планово-экономического прорыва и риска. При этом используются новые достижения в технологиях, подбирается высококвалифицированный персонал и т.д.

3.Стратегия ухода с  рынка или стратегия сокращения.

На базе диагностических  этапов и полученной информации, зная стратегии, руководство предприятия  может перейти к выбору стратегии. Для этого используется расчетная вспомогательная таблица.

Таблица  - Оценка привлекательности  отрасли

Параметры отрасли

Относительный вес

Оценка привлекательности

Результат

1. Рост

0,2

4

0,2*4=0,8

2. Технологическая стабильность

0,5

2

0,5*2=1

3. Прибыльность

0,2

2

0,2*2=0,4

4. Размер

0,1

4

0,1*4=0,4

Оценка привлекательности  отрасли

0,8+1+0,4+0,4=2,6


Таблица  - Оценка конкурентной позиции СЕБ в отрасли

Ключевые факторы успеха

Относительный вес

Оценка конкурентной силы

Результат

1.Исследовательский потенциал  (ноу-хау)

0,3

4

0,3*4=1,2

2.Издержки производства

0,2

2

0,2*2=0,4

3.Качество продукции

0,2

3

0,2*3=0,6

4.Доля рынка

0,3

1

0,3*1=0,3

Оценка конкурентной позиции

1,2+0,4+0,6+0,3=2,6

Информация о работе Стратегия развития для малого и среднего бизнеса