Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:31, курсовая работа
Задачи:
- дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.
- дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Кировской области).
- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.
- разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.
Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса 6
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 6
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм 12
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм 16
2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства 24
2.1 Оценка развития малого и среднего предпринимательства (на примере региона – Кировской области) 24
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кировской области. 32
2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков 35
2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России. 52
3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Титан» и рекомендации по его стратегическому развитию. 65
Заключение 69
Практическая часть 74
Литература 78
Наибольший пик активности
продаж приходится на конец осени
– зиму – начало весны. Неудачи,
которые встречаются у фирмы,
можно объяснить некоторой
В целом, экономическая ситуация в стране начинает медленно, но верно налаживаться.
- Курс иностранной валюты. Часть иностранных фирм (поставщиков продукции на наш рынок) работает с евро, а часть – с долларом. Постоянное повышение курса этих валют по отношению к российскому рублю приводит к удорожанию компьютерной продукции и оргтехники в рублевом эквиваленте и увеличению цены продукции. Поэтому повышение курса евро и доллара сказывается негативным образом на деятельности предприятия и заставляет его искать наиболее подходящую цену, которая бы способствовала незначительному снижению спроса и сохранила бы прибыль на прежнем уровне.
- Налоговая ставка. В настоящее время снизилось налоговое бремя. Поэтому данный экономический фактор оказывает позитивное влияние на деятельность данной фирмы и дает возможность для дальнейшего развития и совершенствования технологий за счет использования освобожденной от налога прибыли. Изменение налоговых ставок ведет либо к положительному, либо к отрицательному влиянию на деятельность организации.
- Инфляция. Не смотря на снижение темпа инфляции, все же наблюдается небольшой рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию запасов компьютерной продукции, оргтехники, комплектующих и сырья, денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятие искать источник пополнения оборотных средств. Кроме этого увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на неё. Таким образом, инфляция может представить серьезную угрозу для достижения целей организации.
Изменение тарифов на сырье, транспорт, энергию, повышение арендной платы – все это заставляет повышать цены на всю продукцию.
2) Рыночный фактор
Спрос на компьютерную продукцию,
комплектующие и оргтехнику возрастает
с каждым годом, поэтому это
весьма перспективное направление
коммерческой деятельности. Огромное
количество фирм предлагают подобную
продукцию, приоритетом при выборе
той или иной фирмы или магазина
становится не только ценовой фактор,
так как цены на продукцию этого
сектора практически везде
3) Политический фактор
Внутренний рынок и
деятельность организации постоянно
находятся под влиянием политических
событий и решений, и руководство
организации должно следить за принимаемыми
решениями и законами не только федерального
правительства, но и местных органов
власти, на территории которых функционирует
каждый отдельный филиал. Приход к
власти нового человека влечет за собой
изменения. Хорошо, если они будут
положительными для данной организации.
А вот если будут ужесточены меры
к производственным организациям, то
это повлечет за собой повышение
цен и, как следствие, снижение спроса
на продукцию. Это уже будет отрицательное
изменение. В целом, влияние политического
фактора в данный момент на «Титан»
невелико. Однако можно отметить, что
изменение валютного курса
4) Социальный фактор
ООО «Титан» существует на
рынке уже 11 лет, и есть хорошие
результаты: положительные отклики
от покупателей, к тому же появились
постоянные покупатели, которые отмечают
высокопрофессиональную работку продавцов-
5) Технологический фактор
Этот фактор имеет достаточно
большое значение для развития фирмы.
Анализ технологической внешней
среды показывает постоянное совершенствование
технологий производства и разработки
абсолютно новых различных
6) Природный фактор
Изменение климата мало чем повлияет на спрос данного товара. А к примеру, землетрясение или другие природные катаклизмы снизят уровень сбыта.
7) Правовой фактор.
Организация отслеживает изменения в законодательстве и действует в соответствии с нормами, установленными им. В целом, правовая ситуация не оказывает сильного влияния на работу фирмы.
Произведем PEST – анализ макросреды ООО «Титан».
Таблица - PEST – анализ макросреды предприятия ООО «Титан»
Факторы внешней среды |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Возможности |
- |
- |
- |
Благоприятная демографическая ситуация |
0,03 |
4 |
0,12 |
Выход на новые рынки |
0,10 |
4 |
0,40 |
Развитие розничной сети |
0,05 |
4 |
0,20 |
Экономическая стабильность |
0,05 |
1 |
0,05 |
Неблагоприятные погодные условия |
0,04 |
3 |
0,12 |
Господдержка малого бизнеса |
0,20 |
5 |
0,10 |
Угрозы |
- |
- |
- |
Риск возникновения стихийных явлений |
0,01 |
1 |
0,01 |
Усиление госрегулирования |
0,15 |
4 |
0,60 |
Снижение активности потребителей |
0,10 |
4 |
0,40 |
Изменение налогообложения |
0,10 |
4 |
0,40 |
Рост конкуренции |
0,05 |
4 |
0,20 |
Появление новых технологий |
0,12 |
3 |
0,36 |
Итого |
1 |
- |
2,97 |
Оценка 2,97 показывает, что реакция предприятия на факторы внешней среды находится на среднем уровне.
Особо следует отметить возможность использования господдержки.
В качестве угроз особую значимость имеет усиление госрегулирования, снижение активности потребителей, рост конкуренции.
3.2 Анализ конкурентной среды предприятия
В нашем регионе функционирует
большое число компьютерных фирм.
Можно сказать, что кировский
компьютерный рынок сейчас напоминает
рынок совершенной конкуренции.
Многие крупные фирмы закрыли
свои филиалы именно по этой причине.
Но с другой стороны это дает реальный
шанс организации «Титан» завоевать
большую долю рынка и выжить часть
конкурентов с рынка. Поэтому
организация стремится к
Конкуренция жесткая. Все фирмы предлагают потребителю практически идентичный товар, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания, месте расположения конкурентов, уровне цен, предлагаемом выборе, продукции в наличии и т.д. то есть попытаться превратить их «минусы» в свои «плюсы». Например, данная организация находится на первом этаже многоэтажного здания, а многие компьютерные фирмы располагаются в подвальных помещениях, удобное месторасположение - находится в центре города, вблизи остановки.
Организации следует обращать особое внимание на следующие направления: качество обслуживания, дополнительные услуги (сервис-центр), наличие товара, престижность.
Ориентируется на потребителей
со средним и высоким уровнем
дохода. Небольшое снижение или увеличение
доходов потребителей не приведет к
существенному изменению
Появление новых конкурентов на сегодняшний день не предвидится, так как рынок города и района достаточно насыщен.
3.3 Метод SPACE для ООО «Титан»
Используется для оценки наиболее выгодного стратегического положения организации, привлекательности сферы ее бизнеса, способности конкурировать на рынках.
Оцениваются четыре группы факторов. Каждый фактор оценивается экспертно по шкале от 0 до 6.
Таблица - Факторы стабильности обстановки (ES).
Технологические изменения |
мало |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
много |
* |
|||||||||
Темпы инфляции |
низкие |
* |
высокие | ||||||
Изменчивость спроса |
малая |
* |
большая | ||||||
Диапазон цен конкурирующих продуктов |
малый |
* |
большой | ||||||
Препятствия для доступа на рынок |
мало |
* |
много | ||||||
Давление конкурентов |
слабое |
* |
сильное | ||||||
Ценовая эластичность спроса |
негибкая |
* |
гибкая |
Таблица - Факторы промышленного потенциала (IS).
Потенциал роста |
малый |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
большой |
* |
|||||||||
Потенциал прибыли |
малый |
* |
большой | ||||||
Финансовая стабильность |
низкая |
* |
высокая | ||||||
Уровень технологии |
простая |
* |
сложная | ||||||
Степень использования ресурсов |
неэффективное |
* |
эффективная | ||||||
Капиталоинтенсивность |
большая |
* |
сильное | ||||||
Легкость доступа на рынок |
Легко |
* |
гибкая | ||||||
Производительность, задействование производственных мощностей |
низкая |
* |
|
высокая |
Таблица - Факторы конкурентных преимуществ (CA).
Доля рынка |
Большая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
небольшая |
* |
|||||||||
Качество продукции |
Высокое |
* |
низкое | ||||||
Жизненный цикл продукта |
начальный |
* |
конечный | ||||||
Цикл замены продукта |
фиксированный |
* |
сменяемый | ||||||
Лояльность покупателей |
Сильная |
* |
слабая | ||||||
Использование мощностей конкурентами |
Сильное |
* |
слабое | ||||||
Вертикальная интеграция |
Высокая |
* |
низкая |
Таблица - Факторы финансового потенциала (FS).
Прибыль на вложения |
Низкая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
высокая |
* |
|||||||||
Финансовая зависимость |
несбалансированная |
* |
сбалансированная | ||||||
Ликвидность |
несбалансированная |
* |
сбалансированная | ||||||
Необходимый / имеющийся капитал |
Большой |
* |
малый | ||||||
Поток средств |
Слабый |
* |
сильный | ||||||
Легкость ухода с рынка |
Малая |
* |
большая | ||||||
Риск предприятия |
Большой |
* |
малый |
Оценим значение каждого фактора. Для этого необходимо вычислить среднее значение факторов внутри каждой из групп:
ESср. = 15/7 = 2,14; ISср. = 22/8 = 2,75; CAср. = 14/7 = 2; FSср. = 19/7 = 2,71.
Отложим полученные значения на оси координат
Максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте FS - IS , организация находится в агрессивном стратегическом состоянии.
Механизмы направлены на расширение производства и продаж; ценовую войну с конкурентами; освоение новых секторов рынка.
3.4 Анализ внутренней среды ООО «Титан»
Проводится оценка сильных и слабых сторон организации. Для успешного планирования необходимо как полное представление о существенных внешних проблемах, так и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
Для исследования выделяются пять внутренних факторов:
1)Маркетинг
Направление деятельности ООО «Титан» - розничная продажа компьютерной и оргтехники, а также компьютерных комплектующих, оказание услуг по модернизации ПК, ремонту и обслуживанию компьютеров, ремонту и продаже сотовых телефонов.
Информация о работе Стратегия развития для малого и среднего бизнеса