Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Приоритетная роль образования в развитии общества и страны отмечается во многих нормативных документах на самом высоком уровне. В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС…………6
Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении…………………………………………………………………6
Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования..................................................................................................10
Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………..22
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………..…32
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС.………35
2.1. Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения…………………………35
2.2. Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении……..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………......59

Вложенные файлы: 1 файл

диплом окончательный.docx

— 160.36 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС…………6

    1. Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении…………………………………………………………………6
    2. Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования..................................................................................................10
    3. Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………..22

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………..…32

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС.………35 

2.1. Технология оценки качества образовательных достижений  обучающегося общеобразовательного учреждения…………………………35

2.2. Методические рекомендации по организации внутреннего         мониторинга качества образования в образовательном учреждении……..48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………......59 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Приоритетная роль образования в развитии общества и  страны отмечается во многих нормативных документах на самом высоком уровне. В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего,  введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.

Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

 Решение этих проблем  требует целенаправленных усилий  по формированию общего системного  подхода к оценке качества  образования на всех уровнях  и, прежде всего, на уровне образовательного  учреждения. Осуществлению этой  важной задачи призван способствовать  данный проект, который рассматривает  модель оценки качества образования  как систему, включающую организацию  образовательного процесса, материально  – техническое и научно –  методическое обеспечение, управленческие  аспекты и систему мониторинга  качества образования в общеобразовательном  учреждении.

 

Объект исследования – система оценивания качества образования.

Предмет исследования – различные методические подходы к системе оценивания качества образования в начальной школе по ФГОС.

Цель исследования – разработка методических рекомендаций по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования состоит в том, что разработанные методические рекомендации будут способствовать качественной оценке образования.

Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие качества образования в общеобразовательном учреждении.

2. Выделить особенности организации модели внутришкольной системы оценки качества образования.

3. Изучить систему оценки  результатов освоения основной  образовательной программы начального  общего образования

4. Практически рассмотреть  технологию оценки качества образовательных  достижений  обучающегося общеобразовательного  учреждения

5. Разработать методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы предполагается использовать методы теоретического анализа (изучение и систематизация психолого-педагогической, методической и научной литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий, методических материалов; изучение и обобщение педагогического опыта).

 

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе проведенного исследования предложены методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

База исследований и эмпирическая выборка:

Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального образовательного бюджетного учреждения – ….

В апробации приняли участие: 25 учащихся 3 класса.

Из них 13 девочек и 12 мальчиков. Возраст участников: от 9 до 10 лет.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 25 источников. Общий объем работы составляет 60 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС

 

1.1. Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении

 

В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество – совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее  потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам [10, c. 24]. Таким образом, под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:

  • качества образовательной программы;
  • качества организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);
  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);
  • качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);
  • качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;
  • качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
  • качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
  • качества потенциала обучающихся;
  • качества знаний.

На рис. 1 рассмотрим показатели качества образования [3, c. 18].

 

Рисунок 1. Показатели качества образования.

Управление процессами в образовательном учреждении базируется на объективных законах, практике руководства и требованиях, предъявляемых к конкретной системе образования. Разрабатывая мониторинг качества образования целесообразно использовать как научный потенциал, так практические наработки образовательных учреждений.

В настоящее время в рамках модернизации образования активно продолжает разрабатываться система менеджмента качества образовательных услуг. Изучая литературные источники можно обнаружить различные трактовки понятия «качество образования».

Полонский В.М. качество образования истолковывает как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения [9, c. 20].

С точки зрения С.Е. Шишова качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности[19, c. 78].

На наш взгляд к данным определениям можно добавить здоровьесбережение детей при прогнозировании результатов педагогического процесса в рамках возрастных и индивидуальных показателей. Для решения и оценки комплекса задач педагогического процесса необходимо найти некоторые подходы к управлению качеством образования.

Третьяков П.И. определяет менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе образовательными процессами, т.е. искусство управления [12, c. 290].

Менеджмент в образовательном учреждении основывается, по мнению Поздняк Л.В., на следующих принципах: сочетания общественных и государственных начал, единоначалия и коллегиальности, гуманизации управления, научности, объективности и конкретности, оптимальности и эффективности и системности [22, c. 8].

Анализ литературных материалов показывает, что в исследовательской деятельности по мониторингу качества образования целесообразно использовать как научный потенциал, так практические наработки образовательных учреждений. Необходимо, однако, учитывать возможности самого образовательного учреждения, его готовность к данной деятельности и профессиональную компетентность кадрового состава. Такой системный подход позволяет профессионально организовать и провести мониторинг качества воспитательно-образовательного процесса, а так же совершенствовать свою квалификацию и педагогическую компетентность.

Мониторинг качества образования представляет собой комплексную систему долгосрочных наблюдений и изучений воспитательно-образовательного процесса с целью оценки деятельности и прогноза изменений, происходящих в целом в дошкольном образовательном учреждении, или отдельных его составляющих.

Важным моментом мониторинга качества является и предупреждение возможных критических ситуаций влекущих за собой негативные явления в работе педагогического коллектива, а так же нарушения физического и психического здоровья всех участников вовлеченных в процесс.

По мнению М.М. Поташника в образовательных учреждениях в основном обеспечивают и поддерживают требуемый уровень качества образования, а так же приводят его в соответствие с растущими требованиями внешних заказчиков [13, c. 34-35].

 

 

 

1.2. Организация  модели внутришкольной системы  оценки качества образования

 

Модель организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения  является частью системы обеспечения образовательной политики Департамента образования г. Якутска в вопросах контроля и управления качеством образования в школах. Политика повышения привлекательности школы в сочетании с более качественным управлением своими ресурсами является важной для руководства каждого образовательного учреждения, впрочем, как и для всей системы образования округа. Основой этой проблематики является реструктуризация всего бюджетного сектора в Российской Федерации создающего условия для усиления хозяйственной ответственности руководителей школ за работу своих учреждений и стимулирует определенную конкурентную борьбу между школами. Этому во многом способствуют и демографические изменения, связанные с колебанием численности учащихся в привычных ареалах школ и изменение их образовательных интересов. К последним, можно отнести перенос своего образования в сетевые и дистантные формы, частичная внутриокружная миграция школьников (в пределах плеча географической доступности и транспортной сети) и использование различных форм заочного обучения. В этих условиях актуализируется  новая миссия школ -  создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников. Такая задача, естественно, выполнима только при высоком качестве самого процесса образования [20, c. 471].

Для описания организации системы внутришкольного мониторинга и контроля качества обучения  предлагается использовать следующие понятия, являющиеся общепринятыми в системах мониторинговых оценок качества обучения и эффективности деятельности образовательных учреждений:

Информация о работе Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения