Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Приоритетная роль образования в развитии общества и страны отмечается во многих нормативных документах на самом высоком уровне. В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС…………6 Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении…………………………………………………………………6 Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования..................................................................................................10 Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………..22 ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………..…32 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС.………35 2.1. Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения…………………………35 2.2. Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении……..48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………......59
• Обобщенная цель – желаемый
конечный результат или условие, выраженные
в измеряемых понятиях, которые могут
быть достигнуты при обеспечении требуемой
эффективности одного или нескольких
процессов.
• Цель – критерий, по которому
измеряется степень достижения обобщенной
цели. Каждая обобщенная цель должна иметь
количественный показатель в виде цели.
• Стратегия – метод или
процедура достижения соответствующей
обобщенной цели и реализации количественной
цели.
• Показатель эффективности
стратегии – индикатор, встроенный
в стратегию, который позволяет измерять
прогресс в процессе реализации стратегии.
• Критический фактор успеха
– функция или операция, которая должна
быть выполнена правильно и в полном объеме.
• Ключевой индикатор – измерение,
которое при оценке выполняемого процесса
или отдельной операции предоставляет
данные, позволяющие судить о прогрессе
процесса или операции.
• Граничные условия – границы,
вне которых ключевой индикатор теряет
свойство адекватности [18, c. 13].
Развитие и организация системы
внутришкольного мониторинга и контроля
качества обучения в школе обусловлено
двумя главными факторами. Первый фактор
– технологический. Сама концепция мониторинга
(постоянное наблюдение) предполагает
создание системы которая постоянно осуществляет
контроль за образовательным пространством.
В отличие от большинства действующих
систем измерений (срезовые работы, плановые
проверки, аттестация школы, проверка
налоговыми органами, ревизионными структурами
и иными службами) система мониторинга:
А) Действует постоянно и осуществляет
масштабное наблюдение за образовательным
пространством. Масштабность задается
значениями множественности наблюдаемых
ключевых индикаторов, частотой и качеством
измерений, уровнем репрезентативности.
Б) Накапливает данные на уровне
класс – групп и конкретных ресурсов и
способна создавать прогностические модели
развития на базе исследования динамики
развивающихся процессов.
В) Ориентирована не столько
на сопоставление двух и более образовательных
учреждений, хотя имеет и такие возможности,
а на глубинный анализ эффективности конкретной
школы не в относительных (относительно
других образовательных учреждений) а
в абсолютных значениях, позволяющих оценить
вектор и значения динамики работы и развития.
Г) Работает с показателями
эффективности, которые в рамках подхода,
ориентированного на управление процессами,
позволяет измерять эффективность функционирования
этих процессов. В рамках подхода, ориентированного
на совершенствование процессов, показатели
эффективности позволяют количественно
измерить, насколько увеличивается эффективность
процессов после реализации предлагаемых
изменений.
Д) Оказывает влияние на ежедневное
принятие управленческих решений. При
подготовке решения показатели эффективности
позволяют сравнивать альтернативы.
Е) Оказывает влияние на совершенствование
процессов в образовательном учреждении.
Показатели эффективности позволяют увидеть,
насколько улучшится эффективность делового
процесса в результате реализации предлагаемых
изменений.
Ж) Помогает идентификации и
устранению процессов у которых соотношение
«эффективность – затраты» является неудовлетворительным
[12, c. 156].
Система мониторинга предполагает
следующие метрики эффективности процессов.
1. Соответствие стандартам
Показатели соответствия стандартам
устанавливают соответствие качества
и процессов соответствующим нормам. Эти
показатели позволяют измерить степень
соответствия продукта, услуги потребностям
заказчика (потребителя); количество претензий;
приверженность процедурам; результаты
тестирования; эффективность бюджета;
согласованность с законодательными и
нормативными актами; а также характеристики,
связанные с безопасностью, защищенностью
и влиянием на здоровье.
Стандарт включает:
а) требования и условия;
б) аудиторию стандарта;
в) область применения.
Показатели на соответствие
стандартам затрагивают все категории
участников процессов образовательного
учреждения: заказчиков (потребителей);
руководство; распорядителей ресурсов.
2. Соответствие целям
Показатели, характеризующие
соответствие процессов целям образовательного
учреждения, фокусируются на взаимодействии
участников процесса, а также на том, в
какой степени это взаимодействие позволяет
обеспечить достижение целей. Эти показатели
позволяют измерять такие факторы, как
насколько хорошо продукт или услуга удовлетворяет
заказчика (потребителя). Настройка на
заказчика (потребителя), гибкость и чувствительность
– примеры показателей, ориентированных
на измерение соответствия процесса целям
заказчиков (потребителей) [1, c. 19].
Показатели, характеризующие
соответствие процессов целям образовательного
учреждения, также позволяют измерять
соответствие целям других участников
процесса.
Одной из существенных причин
востребованности системы внутришкольного
мониторинга является переход к широкому
использованию индивидуальных учебных
программ. Индивидуализация учебного
процесса обуславливает рост объектов
управления. Если раньше объектом управления
был класс, то индивидуализация и дифференциация
делают объектом управления ученика, а
следовательно и количество актуальной
информации возрастает многократно. Все
это ставит проблему технологии измерений
качества образования в старшей школе
и критериев дифференциации педагогического
персонала. При этом высокая субъективность
оценки педагогического труда внешними
экспертами, а также невозможность четко
формализовать результаты образовательной
деятельности (на уровне стандартов) и
несопоставимость трудозатрат и технологической
сложности в методиках индивидуального
и массового образования, а также методика
преподавания ставит эту проблему в особое
положение.
При том, что именно дифференциация
является не только серьезным инструментом
формирования заработной платы учителя,
особенно в части внебюджетных доплат,
но и оптимизирует действия руководства
по принятию решений на расстановку кадров,
а также по формированию стратегии
в вопросах повышения квалификации и переподготовки
кадров.
Оценивание в данной системе
отношений уже не является просто констатирующим
и проверочным, но и формирующим, определяющим
и предугадывающим, стимулирующим, мотивационным,
школьным и профессиональным ориентиром.
Оценивание перестает быть приложением
к учебно-воспитательному процессу, оно
постоянно прогрессирует, переходя в ранг
одного из важнейших факторов обучения,
способного влиять на сферы и условия
обучения и воспитания. Мониторинг, в особенности
мониторинг школьных результатов, приводит
к изменениям в системе целей, в содержании
и технологиях обучения, преобразовывает
интерактивный инструктивно-обучающий
процесс, основанный на соотношении взаимоотношений
учитель-ученик и ученик-ученик.
Вопрос мониторинга образовательного
процесса поднимается на различных уровнях
образовательного сообщества РФ, т.к. от
результатов его проведения во многом
зависит реформирование современной системы
образования в нашей стране.
Для администрации образовательного
учреждения всегда важно иметь оперативную,
точную и объективную информацию о текущем
состоянии учебного процесса. Это позволяет
своевременно осуществлять методическую
поддержку учителей, вносить требуемые
коррективы в учебно-воспитательный процесс
и, как следствие, приводит к повышению
качества образовательного и воспитательного
процесса в школе. Такую информацию на
школьном уровне могут предоставить регулярно
проводимые мониторинговые исследования,
которые являются необходимым инструментом
анализа различных сторон учебного процесса
[3, c. 24].
Надо отметить, что вопрос отслеживания
результатов образовательного процесса
поднимается в педагогике давно. Во многих
научных и педагогических исследованиях
мониторинг понимают как наблюдение за
состоянием педагогического процесса
(уровень ЗУН, организация учебно-воспитательного
процесса (далее – УВП), уровень преподавания
и т.д.) с целью его контроля, прогноза и
устойчивого функционирования. Мониторинг
может проводиться с использованием информационных
технологий, а также путем традиционного
сбора данных (анкет, опросов и т.д.). Информационный
мониторинг позволяет оперативно выявлять
очаги и характер изменений в системе
работы школы, прослеживает интенсивность
процессов и амплитуды сдвигов, изучает
взаимодействие систем УВП.
Мониторинг имеет несколько
функций.
Мотивационно-целевая функция
определяется как четкое выполнение работы
всеми членами педагогического коллектива
в соответствии с делегированными им обязанностями
и планом, сообразуясь с потребностями
в достижении собственных и коллективных
целей.
Информационно-аналитическая
функция определяется как функция управления,
направленная на изучение физического
состояния и обоснованности применения
совокупности способов, средств, воздействий
по достижению целей, на объективную оценку
результатов педагогического процесса
и выработку регулирующих механизмов
по переводу системы в новое качественное
состояние.
Планово-прогностическая функция
определяется как деятельность по оптимальному
выбору идеальных и реальных целей в разработке
программ их достижения.
Организационно-исполнительская
функция определяется как принадлежность
каждому циклу управления. Эта функция
несет в себе основной потенциал социального
преобразования школы, характеризует
школу как деятельность субъекта (объекта)
управления по формированию и регулированию
определенной структуры организованных
взаимодействий посредством совокупности
способов и средств, необходимых для эффективного
достижения целей. Организационные отношения
можно определить как связи между людьми,
установленные по поводу распределения
полномочий и закрепления за ними функций
их совместной деятельности.
Контрольно-диагностическая
функция определяется как одновременное
оперативное изучение и оценка, регулирование
и коррекция процесса или явления, будь
это на уровне личности ученика, деятельности
учителя или руководителя школы.
Регуллятивно-коррекционная
функция определяется как вид деятельности
по внесению корректив с помощью оперативных
способов, средств и воздействий в процессе
управления педагогической системой для
поддержания ее на запрограммированном
уровне [5, c. 83].
Основными целями создания
системы внутришкольного мониторинга
и контроля качества обучения являются:
• обеспечение устойчивого
развития системы образования в школе;
• создание Единой автоматизированной
системы мониторинга учебно-воспитательного
процесса школы;
• создание системы сопоставления
эталонных характеристик учащихся с затратой
ресурсов.
Ожидаемый результат:
• создание системы комплексного
мониторинга результатов и ресурсов
образовательных программ школы;
• выявление причин несоответствия
учащихся эталонным характеристикам;
• создание группы многообразных,
универсальных и просчитываемых индикаторов
мониторинга;
• формирование информации,
необходимой для принятия управленческого
решения;
• выявление зон риска и ограничений
при достижении эталонных характеристик;
• использование результатов
системного мониторинга как фактора влияния
на эффективность школы для изменений
образовательных, финансово-экономических
и организационно-правовых условий развития
школы;
• включение созданной системы
индикаторов в систему мониторинга эффективности
образовательного учреждения.
Школьная эффективность определяется
сочетанием школьных достижений определенной
школьной группы в определенное время
и в установленном пространстве (год, шк.
ступень; в классе; вне класса и т.д.)
Для создания эффективной школы
необходима система накопления информации
для выявления тенденций, принятия стратегических
и оперативных решений, создания системы
быстрого реагирования на изменения и
новые тенденции в системе образования.
Решение этих проблем позволит сохранить
конкурентные преимущества школы.
Первоочередной задачей первого
этапа формирования внутришкольной системы
мониторинга является создание качественного
измерителя знаний учащихся по предметам
в виде тестовых заданий по предметам.
Объектами первичного мониторингового
исследования лучше выбрать две ключевые
учебные дисциплины: русский язык и математика.
Лучше всего ориентировать систему мониторинга
на тестовые формы измерений в связи с
тем, что современная система образования
в школе переходит на данный вид контроля
как в рамках итоговой аттестации учащихся
в форме ЕГЭ, так и в рамках аккредитации
школы. Главное при выборе тестовой
формы работы - наличие одинаковых,
для всех испытуемых условий проведения
педагогического контроля (трудность,
состав, структура заданий) и правил
интерпретации результатов: ответственность,
справедливость.