Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Приоритетная роль образования в развитии общества и страны отмечается во многих нормативных документах на самом высоком уровне. В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС…………6
Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении…………………………………………………………………6
Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования..................................................................................................10
Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………..22
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………..…32
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС.………35
2.1. Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения…………………………35
2.2. Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении……..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………......59

Вложенные файлы: 1 файл

диплом окончательный.docx

— 160.36 Кб (Скачать файл)

Целями системы оценивания качества образования являются:

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОУ;
  • получение объективной информации о состоянии качества образования в ОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве при принятии решений, связанных с образованием;
  • обеспечение объективности и справедливости образования при приеме в образовательные учреждения.

В соответствии с поставленными целями были определены задачи:

  • формирование системы показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • оценка состояния и эффективности деятельности образовательного учреждения, областной и муниципальных образовательных систем;
  • оценка качества образовательных программ ОУ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
  • выявление факторов, влияющих на качество образовательного процесса и образовательных результатов;
  • разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования;
  • содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

В основу системы оценки качества образования ОУ положены принципы:

  • объективности, достоверности, полноты и системности информации об образовании;
  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
  • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
  • оптимизация количества показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
  • доступности информации о состоянии и качестве образования гимназистов для различных групп потребителей.

Цели и задачи образовательного процесса в ОУ

Основной образовательной целью школы является выявление и развитие одаренности ребенка, создание условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей субъектов образования.

К сожалению, еще и сегодня в психолого-педагогической литературе наблюдается разброс мнений относительно самого понятия «детская одаренность». Встречаются термины «генетически сохранные» дети, «продвинутые учащиеся» и т.п. Таким образом, выражение «одаренные дети» – в значительной мере условное.

Характеристика подходов к диагностике результатов образовательного процесса

Мониторинг образования – это система сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной системе или отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. (Майоров Н.А.)

Мониторинг образования выполняет следующие функции:

  • подготовительная
  • диагностическая,
  • коррекционная,
  • прогностическая.

Система оценки, контроля и учета знаний, сложившаяся в гимназии, дает информацию не только об эффективности творческого потенциала личности, которая предусматривает не только уроки, но и соблюдение определенных правил и условий работы в школе.

Для школы характерны все основные функции образовательного процесса: учебная, воспитательная, развивающая. Контроль и оценка нацелены на полноту и всесторонность, систематичность и объективность к уровню знаний и навыков учащихся, на систему основных элементов учебного материала, предусмотренных программой по каждому предмету, проверку не только предметных знаний, но и усвоение специальных и общеучебных умений и навыков.

1. При организации контроля  и учета результатов обучения  педколлектив исходит из многофункциональности  контроля, что в свою очередь  и обеспечивает результативность  обучения Систематичность контроля  и оценивания (периодичность проверки  знаний и умений у всех учеников, накопление ряда оценок за  разные виды работ в течение  учебных четвертей) отражается в  журнале. Журналы проверяются заместителем  директора по учебно-воспитательной  работе не реже двух раз  в четверть. При оценке знаний  и умений учащихся используется  четырехбалльная система. По всем  предметам используются методы  устного и письменного контроля  и оценивания.

С 1995 года в практику организации контроля и оценки стало широко внедряться тестирование, основанное на базовом уровне знаний и умений обучающихся по всем предметам. Задания в тестах такого рода сгруппированы по способу умственной деятельности и по способу учебной деятельности, что дает учителю широкий выбор вариантов тестирования с учетом специфики классов (профильное обучение, углубленное изучение отдельных предметов и т. д.). Каждое методическое объединение имеет свой банк данных на все виды контрольной и оценочной деятельности.

2. Уровень развития воспитанности  осуществляется по международным  и авторским методикам, предоставляемым  лабораторией «Творческой одаренности» педагогического института РАО.

При создании мониторинга в гимназии нашли отражение следующие подходы.

1) Управление качеством  образования по его конечному  результату. Система мониторинга  в этом случае определяется  следующими направлениям:

  • обученность обучающихся;
  • воспитанность обучающихся;
  • готовность выпускников гимназии к продолжению образования;
  • социальная адаптация обучающихся и выпускников гимназии к жизни в обществе;
  • сохранение здоровья детей.

2) Факторы, влияющие на  качество конечных результатов:

– качество преподавания и уровень профессионального развития учителей;

– уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда в гимназии;

– уровень физической культуры и медицинского обслуживания детей;

– степень учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования.

В структуре системы оценки образовательных достижений школы выделяются следующие субъекты:

Администрация МОУ, преподавательский состав, родительская общественность, совет школы, методический совет

– разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательного учреждения, включающую систему оценки качества образовательных достижений обучающихся;

– участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования;

– обеспечивают на основе образовательной программы проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования;

организуют:

– систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;

– изучение и предоставление информации по запросам основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;

обеспечивают:

– предоставление информации в соответствии с регламентами информационного обмена о качестве образовательного процесса;

– развитие системы оценки качества образовательного процесса учреждения на основе образовательной программы;

Под образовательной деятельностью мы понимаем совместную деятельность всех субъектов педагогического процесса: обучающихся, педагогов, родителей и администрации лицея, с целью достижения высокого качества и оценки подготовки выпускников.

В связи с этим субъектами контроля и оценки являются:

– обучающиеся, получающие образовательные услуги и навыки необходимой социальной адаптации при переходе с одной на другую образовательную ступень;

– родители детей, выражающие социальный заказ и уровень удовлетворенности (или неудовлетворенности) качеством оказания образовательных услуг гимназии;

– педагоги, оказывающие необходимые образовательные услуги своим ученикам;

– администрация в лице директора и его заместителей, способствующих созданию условий, необходимых для достижения высокого качества подготовки выпускников, соответствующего гимназическому уровню стандарта образования.

В свою очередь, образование трактуется нами как совокупность процессов обучения и воспитания обучающихся в специально организованных условиях педагогической системы гимназии. Поэтому объектами контроля и оценки являются:

– процесс и результат формирования знаний, общих учебных умений и навыков обучающихся в ходе учебно-познавательной деятельности;

– процесс и результат формирования общих поведенческих умений и навыков обучающихся в ходе воспитательной деятельности;

– учебно-воспитательная деятельность педагогов как процесс, обеспечивающий необходимую для развития детей высокую результативность;

– управленческая деятельность администрации как процесс, направленный на достижение целевых ориентиров педагогическим коллективом (прогнозируемого результата)

Критерии и показатели оценки образовательных достижений обучающихся.

Процедуру, как элемент системы качества в школе, можно определить как своеобразный алгоритм; установленную, образованную последовательность действий, операций и воздействий в отношении факторов и условий, оказывающих влияние на качество образования.

Процедуры (методики) – основное их предназначение состоит в координации различных видов деятельности, влияющих на качество образовательного процесса, путем определения их целей и порядка выполнения.

 

 

Процедура включает в себя разработку критериев и показателей.

Оценка образовательных достижений обучающихся является важной составляющей частью оценки всего образовательного процесса. Информация о состоянии подготовки обучающихся по учебным предметам является одним из показателей, характеризующих эффективность образовательного процесса.

Осуществление мониторинга образовательных достижений должно опираться на следующие положения:

  • открытость и доступность информации о состоянии оценки образовательных достижений обучающихся;
  • разработка и использование стандартизированного инструментария, обеспечивающего получение достоверных данных;
  • полученные результаты должны служить основой для принятия обоснованных решений управления системой образования;
  • используемые нормы и показатели качества образования должны быть социально и личностно значимыми. Поэтому, например, одним из показателей является достижение базового уровня усвоения учебного материала;
  • слежение за достижением учащимися уровня обязательной подготовки, отвечающей требованиям стандарта по предметам федерального цикла; выявление тенденций, характеризующих состояние этой подготовки;
  • выявление факторов, оказывающих влияние на достижение обязательных требований, представленных в государственных нормативных документах;
  • оценка образовательных достижений осуществляется на различных этапах обучения: входном, промежуточном, итоговом.

Информация о работе Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения