Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Приоритетная роль образования в развитии общества и страны отмечается во многих нормативных документах на самом высоком уровне. В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС…………6 Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении…………………………………………………………………6 Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования..................................................................................................10 Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………..22 ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………..…32 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС.………35 2.1. Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения…………………………35 2.2. Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении……..48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………......59
Целями системы оценивания
качества образования являются:
формирование единой системы
диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов
и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в ОУ;
получение объективной информации
о состоянии качества образования в ОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг о
качестве при принятии решений, связанных
с образованием;
обеспечение объективности
и справедливости образования при приеме
в образовательные учреждения.
В соответствии с поставленными
целями были определены задачи:
формирование системы показателей,
позволяющей эффективно реализовывать
основные цели оценки качества образования;
оценка уровня индивидуальных
образовательных достижений обучающихся;
оценка состояния и эффективности
деятельности образовательного учреждения,
областной и муниципальных образовательных
систем;
оценка качества образовательных
программ ОУ с учетом запросов основных
потребителей образовательных услуг;
выявление факторов, влияющих
на качество образовательного процесса
и образовательных результатов;
разработка учебно-методических
материалов для подготовки специалистов
по оценке различных аспектов качества
образования;
содействие повышению квалификации
работников системы образования, принимающих
участие в процедурах оценки качества
образования.
В основу системы оценки качества
образования ОУ положены принципы:
объективности, достоверности,
полноты и системности информации об образовании;
реалистичности требований,
норм и показателей качества образования,
их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур
оценки качества образования;
оптимальности использования
источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности
образования (с учетом возможности их
многократного использования и экономической
обоснованности);
оптимизация количества показателей
с учетом потребностей разных уровней
управления системой образования;
инструментальности и технологичности
используемых показателей (с учетом существующих
возможностей сбора данных, методик измерений,
анализа и интерпретации данных, подготовленности
потребителей к их восприятию);
сопоставимости системы показателей
с федеральными и международными аналогами;
доступности информации о состоянии
и качестве образования гимназистов для
различных групп потребителей.
Цели и задачи образовательного
процесса в ОУ
Основной образовательной целью
школы является выявление и развитие одаренности
ребенка, создание условий для реализации
индивидуальных образовательных потребностей
субъектов образования.
К сожалению, еще и сегодня в
психолого-педагогической литературе
наблюдается разброс мнений относительно
самого понятия «детская одаренность».
Встречаются термины «генетически сохранные»
дети, «продвинутые учащиеся» и т.п. Таким
образом, выражение «одаренные дети» –
в значительной мере условное.
Характеристика подходов
к диагностике результатов образовательного
процесса
Мониторинг образования – это
система сбора, хранения, обработки и распространения
информации об образовательной системе
или отдельных элементах, которая ориентирована
на информационное обеспечение управления,
позволяет судить о состоянии объекта
в любой момент времени и может обеспечить
прогноз его развития. (Майоров Н.А.)
Мониторинг образования выполняет
следующие функции:
подготовительная
диагностическая,
коррекционная,
прогностическая.
Система оценки, контроля и
учета знаний, сложившаяся в гимназии,
дает информацию не только об эффективности
творческого потенциала личности, которая
предусматривает не только уроки, но и
соблюдение определенных правил и условий
работы в школе.
Для школы характерны все основные
функции образовательного процесса: учебная,
воспитательная, развивающая. Контроль
и оценка нацелены на полноту и всесторонность,
систематичность и объективность к уровню
знаний и навыков учащихся, на систему
основных элементов учебного материала,
предусмотренных программой по каждому
предмету, проверку не только предметных
знаний, но и усвоение специальных и общеучебных
умений и навыков.
1. При организации контроля
и учета результатов обучения
педколлектив исходит из многофункциональности
контроля, что в свою очередь
и обеспечивает результативность
обучения Систематичность контроля
и оценивания (периодичность проверки
знаний и умений у всех учеников,
накопление ряда оценок за
разные виды работ в течение
учебных четвертей) отражается в
журнале. Журналы проверяются заместителем
директора по учебно-воспитательной
работе не реже двух раз
в четверть. При оценке знаний
и умений учащихся используется
четырехбалльная система. По всем
предметам используются методы
устного и письменного контроля
и оценивания.
С 1995 года в практику организации
контроля и оценки стало широко внедряться
тестирование, основанное на базовом уровне
знаний и умений обучающихся по всем предметам.
Задания в тестах такого рода сгруппированы
по способу умственной деятельности и
по способу учебной деятельности, что
дает учителю широкий выбор вариантов
тестирования с учетом специфики классов
(профильное обучение, углубленное изучение
отдельных предметов и т. д.). Каждое методическое
объединение имеет свой банк данных на
все виды контрольной и оценочной деятельности.
2. Уровень развития воспитанности
осуществляется по международным
и авторским методикам, предоставляемым
лабораторией «Творческой одаренности»
педагогического института РАО.
При создании мониторинга в
гимназии нашли отражение следующие подходы.
1) Управление качеством
образования по его конечному
результату. Система мониторинга
в этом случае определяется
следующими направлениям:
обученность обучающихся;
воспитанность обучающихся;
готовность выпускников гимназии
к продолжению образования;
социальная адаптация обучающихся
и выпускников гимназии к жизни в обществе;
сохранение здоровья детей.
2) Факторы, влияющие на
качество конечных результатов:
– качество преподавания и
уровень профессионального развития учителей;
– уровень организации и эффективности
педагогического и ученического труда
в гимназии;
– уровень физической культуры
и медицинского обслуживания детей;
– степень учебно-методического
обеспечения процесса стандартизации
школьного образования.
В структуре системы оценки
образовательных достижений школы выделяются
следующие субъекты:
Администрация МОУ, преподавательский
состав, родительская общественность,
совет школы, методический совет
– разрабатывают и реализуют
образовательную программу образовательного
учреждения, включающую систему оценки
качества образовательных достижений
обучающихся;
– участвуют в разработке системы
показателей, характеризующих состояние
и динамику развития образовательного
учреждения, муниципальной системы образования;
– обеспечивают на основе образовательной
программы проведение в образовательном
учреждении контрольно-оценочных процедур,
мониторинговых и иных исследований по
вопросам качества образования;
организуют:
– систему мониторинга качества
образования в образовательном учреждении,
осуществляют сбор, обработку, хранение
и представление информации о состоянии
и динамике развития образовательного
учреждения, анализируют результаты оценки
качества образования на уровне образовательного
учреждения;
– изучение и предоставление
информации по запросам основных пользователей
системы оценки качества образования
образовательного учреждения;
обеспечивают:
– предоставление информации
в соответствии с регламентами информационного
обмена о качестве образовательного процесса;
– развитие системы оценки
качества образовательного процесса учреждения
на основе образовательной программы;
Под образовательной деятельностью
мы понимаем совместную деятельность
всех субъектов педагогического процесса:
обучающихся, педагогов, родителей и администрации
лицея, с целью достижения высокого качества
и оценки подготовки выпускников.
В связи с этим субъектами контроля
и оценки являются:
– обучающиеся, получающие
образовательные услуги и навыки необходимой
социальной адаптации при переходе с одной
на другую образовательную ступень;
– родители детей, выражающие
социальный заказ и уровень удовлетворенности
(или неудовлетворенности) качеством оказания
образовательных услуг гимназии;
– педагоги, оказывающие необходимые
образовательные услуги своим ученикам;
– администрация в лице директора
и его заместителей, способствующих созданию
условий, необходимых для достижения высокого
качества подготовки выпускников, соответствующего
гимназическому уровню стандарта образования.
В свою очередь, образование
трактуется нами как совокупность процессов
обучения и воспитания обучающихся в специально
организованных условиях педагогической
системы гимназии. Поэтому объектами контроля
и оценки являются:
– процесс и результат формирования
знаний, общих учебных умений и навыков
обучающихся в ходе учебно-познавательной
деятельности;
– процесс и результат формирования
общих поведенческих умений и навыков
обучающихся в ходе воспитательной деятельности;
– учебно-воспитательная деятельность
педагогов как процесс, обеспечивающий
необходимую для развития детей высокую
результативность;
– управленческая деятельность
администрации как процесс, направленный
на достижение целевых ориентиров педагогическим
коллективом (прогнозируемого результата)
Критерии и показатели
оценки образовательных достижений обучающихся.
Процедуру, как элемент системы
качества в школе, можно определить как
своеобразный алгоритм; установленную,
образованную последовательность действий,
операций и воздействий в отношении факторов
и условий, оказывающих влияние на качество
образования.
Процедуры (методики) – основное
их предназначение состоит в координации
различных видов деятельности, влияющих
на качество образовательного процесса,
путем определения их целей и порядка
выполнения.
Процедура включает
в себя разработку критериев и показателей.
Оценка образовательных достижений
обучающихся является важной составляющей
частью оценки всего образовательного
процесса. Информация о состоянии подготовки
обучающихся по учебным предметам является
одним из показателей, характеризующих
эффективность образовательного процесса.
Осуществление мониторинга
образовательных достижений должно опираться
на следующие положения:
открытость и доступность информации
о состоянии оценки образовательных достижений
обучающихся;
разработка и использование
стандартизированного инструментария,
обеспечивающего получение достоверных
данных;
полученные результаты должны
служить основой для принятия обоснованных
решений управления системой образования;
используемые нормы и показатели
качества образования должны быть социально
и личностно значимыми. Поэтому, например,
одним из показателей является достижение
базового уровня усвоения учебного материала;
слежение за достижением учащимися
уровня обязательной подготовки, отвечающей
требованиям стандарта по предметам федерального
цикла; выявление тенденций, характеризующих
состояние этой подготовки;
выявление факторов, оказывающих
влияние на достижение обязательных требований,
представленных в государственных нормативных
документах;
оценка образовательных достижений
осуществляется на различных этапах обучения:
входном, промежуточном, итоговом.