Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:58, дипломная работа
Актуальность темы проекта. Актуальность темы проекта обусловлена стремительным ростом роли туризма в жизни и экономике региона. Повышение конкурентоспособности отечественного туризма на международном уровне и снижение экономического риска в условиях рыночных отношений между туристскими организациями могут быть обеспечены лишь при использовании основополагающих теоретических и практических разработок и рекомендаций логистики. Проблемы совершенствования управления туристической деятельностью важны и для туристической компании «Розовый слон», достаточно успешно оказывающей туристические услуги по России и странам Европы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………………………9
1.1 Основные понятия и определения туризма, как сферы деятельно-
сти ………………………………………………………………………………….. 9
1.2 Характеристика рынка туристических услуг региона………………16
1.3 Управление туристическими компаниями в условиях сервисной экономики………………………………………………………………………………27
2 ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «РОЗОВЫЙ СЛОН» КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………41
2.1 Общие сведения об организации …………………………………….41
2.2 Стратегия развития ООО «Розовый слон»………………………….42
2.3 Анализ внутренней и внешней среды организации…………………44
2.4 Организационная диагностика деятельности компании ……………48
2.5 Структурный анализ организации …………………………………..56
2.6 Функциональный анализ организации ………………………………62
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИЕЙ …………………….69
3.1 Предложения по изменению в структуре и системе управления туристической компании………………………………………………………………69
3.2 Предложения по внедрению логистического подхода к управлению туристической компанией ………………………………………………………..87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ……………………104
Анализируя данные таблицы 1 можно сделать вывод, что одним из самых приемлемых и перспективных маршрутов являются ОАЭ, т.к. рейсы выполняются круглый год, средняя рыночная цена туров и самый большой перечень туристских возможностей для потребителей. Туры на Кипр вполне конкурентоспособны по цене, но менее привлекательны с точки зрения разнообразия туристских возможностей. Италия у ростовских потребителей пользуется спросом в первую очередь как прекрасный рынок для шопинга. Для отдыха и экскурсий это направление слишком дорогостоящее и не может конкурировать с предложениями московских туроператоров. В летнем сезоне уже несколько лет первенство держит направление Турция, т.к. выбор отелей, и соответственно разнообразие цен, предлагаемых ростовскими туристическими агентствами, позволяет удовлетворить потребности потребителей с любым уровнем дохода. За последние два года интерес к этому курорту резко возрос, т.к. турецкие гостиницы предлагают отдых по системе “все включено”.
Места на международные рейсы распределяются между туристскими агентствами Ростова-на-Дону, как правило, по “жестким блокам”. Так называется схема сотрудничества между туристическими фирмами и авиакомпанией, когда, подписывая договор, туристическая фирма берет на себя обязательство оплатить за определенное количество кресел в самолете, не зависимо, продались эти места туристам или нет. Таким образом, авиакомпания страхуется от незагрузки рейса, а туристические фирмы получают гарантированные квоты мест и специальный тариф со скидкой, которым не может воспользоваться простой покупатель авиабилета.
№ |
Название фирмы |
Турция |
ОАЭ |
Египет |
Кипр |
Италия |
Испания |
Болгария |
Израиль |
1 |
Альфа – Дон Тур |
12 |
- |
16 |
9 |
4 |
4 |
- |
- |
2 |
Европа |
4 |
2 |
2 |
8 |
4 |
1 |
- |
- |
3 |
Евролюкс |
5 |
2 |
3 |
18 |
- |
- |
- |
5 |
4 |
Донмедтур |
1 |
1 |
4 |
2 |
3 |
- |
- |
- |
5 |
Колумбия |
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
- |
6 |
Круиз |
7 |
5 |
2 |
7 |
1 |
- |
- |
- |
7 |
Интер – Тур |
6 |
3 |
1 |
- |
- |
- |
4 |
- |
8 |
Ростов – Тур |
2 |
- |
1 |
- |
- |
- |
8 |
- |
9 |
Маслины с жемчугом |
9 |
5 |
11 |
4 |
- |
4 |
- |
- |
10 |
Спутник |
11 |
10 |
16 |
10 |
6 |
54 |
27 |
- |
11 |
Рейна – Тур |
8 |
6 |
9 |
6 |
7 |
7 |
20 |
75 |
12 |
РОЗОВЫЙ СЛОН |
17 |
5 |
14 |
5 |
2 |
7 |
- |
- |
13 |
Росинтур |
6 |
3 |
7 |
- |
46 |
6 |
27 |
- |
14 |
Семь чудес света |
8 |
15 |
3 |
1 |
2 |
3 |
- |
- |
15 |
СК – Интур |
9 |
4 |
12 |
7 |
23 |
8 |
6 |
4 |
16 |
Тур – Дон |
- |
35 |
- |
20 |
- |
4 |
- |
16 |
Из данных таблицы видно, что ведущим направлением ООО “Розовый слон” является Турция, на этом рынке доля нашей фирмы около 17% и мы занимаем одну из лидирующих позиций именно на этом маршруте в Ростове-на-Дону. Вторым по значимости для нашей фирмы является направление Египет, здесь мы занимаем третье место, наша доля приблизительно 14%. Европейские страны с вылетом из нашего аэропорта у нас пока занимают значительно меньшую долю.
Внутренний туризм. В Ростове-на-Дону представлен следующими направлениями: черноморские курорты (Сочи, Адлер, Хоста, Пицунда, Вардане, Дагомыс, Лоо и т.д.). Кавминводы (Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск), Карелия, Московская и Ленинградская области, Забайкалье, Золотое кольцо России и многое другое. Наибольший интерес для туристических агентств представляет собой черноморское побережье, где стремительно растет сеть отелей, комплексов и курортов.
Пока что это направления туризма в ростовском регионе развивается менее интенсивно в связи с тем, что оно менее прибыльно по сравнению с международным туризмом и требует больших инвестиционных вливаний. Практически все туристские агентства, занимающиеся международным туризмом, попутно, согласно туристскому спросу, продают туры по России. Для того, чтобы получить неплохую прибыль с этого направления, пик спроса на которое приходится на сезон отпусков – лето, необходимо еще осенью оплатить номера в отелях и гостиницах нашего побережья. То есть, только “заморозив” приличную сумму денег можно получить гарантированные номера в пик сезона, что могут себе позволить далеко не все агентства нашего города. Зато туроператорами г. Москва выкупается до 80 % номерного фонда наших курортов, а затем продается даже для наших ростовских потребителей, но по ценам, дважды превышающим первоначальные.
Но, тем не менее, развитие этого направления представляется очень перспективным, особенно таких традиционных маршрутов, как Золотое кольцо России, Санкт-Петербург, Подмосковье и многие другие. Если два года назад спрос на такие туры был равен нулю, то сегодня можно говорить о возрождении российского туризма даже по количеству туристов, проявляющих интерес к этим направлениям. Необходимо провести маркетинговые исследования в области внутреннего туризма для выявления спроса у потребителей. Можно провести анкетирование, устный опрос клиентов. Большое значение имеет фиксация всех телефонных звонков по данной теме и еженедельный анализ спроса. Данные маркетинговые исследования позволят выяснить, достаточно ли у фирмы потенциальных клиентов, готовых приобрести такие туры и какова ожидаемая прибыль от этого вида деятельности.
Таблица 3 составлена по данным министерства по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области. Из данных таблицы следует, что после кризиса 2008 г. количество туристов, выезжающих за рубеж, существенно снизилось в связи с резким изменением экономического положения граждан. Но зато увеличилось число граждан, отдыхающих на российских курортах. С одной стороны это говорит о снижении покупательской возможности населения, но с другой ведет к экономическому подъему российских курортных зон, восстановлению множества заброшенных здравниц и гостиниц и подъему имиджа индустрии российского гостеприимства.
Таблица 3 - Количество обслуженных туристов в Ростовской области в период 2008-2010 гг., тыс. чел.5
Обслужено туристов |
2008 |
2009 |
2010(лето) |
Всего |
63 |
115 |
125,6 |
Маршруты внутреннего туризма |
41,7 |
74,3 |
83,7 |
По линии выездного туризма |
17,8 |
22 |
16,5 |
Региональное представительство и местные
комитеты по туризму призваны представлять интересы и развивать
туризм в своих регионах. Однако, обладая
большим туристским потенциалом, большинство
регионов имеет слабо
развитую инфраструктуру туризма, так как отсутствует правовая и финансовая поддержка.
Въездной туризм. В условиях объективного снижения роли Сочинской и Кавминводской агломерации в индустрии отдыха России, вызванного вхождением этих территорий в зоны социальной и политической напряженности, близостью очагов межнациональных конфликтов и противостояния на Кавказе, возрастает роль Донского и Приазовских туристских направлений, бывших прежде в роли резервных. По данным Ростовского министерства по спорту и туризму Ростовской области, при общей тенденции увеличения в период с 2007 по 2009 гг. количество обслуженных туристскими предприятиями области туристов, наблюдается значительный рост обслуженных граждан по линии внутреннего туризма.
Туристские ресурсы нашей области способствуют развитию въездного туризма, так как представляют интерес для зарубежных путешественников.
Климат Ростовской области – умеренно-континентальный, со среднегодовой температурой +6,6 градусов и +9,4 – на юге. Осадков выпадает немного: 360-470 мм в год. Во многих местах имеются источники минеральных вод и залежи лечебных грязей.
Тихий Дон, основной туристский ресурс региона, протекает здесь на протяжении 470 км. В него впадают притоки – Чир, Хопер, Медведица, Сал и др.
Из крупных озер известны Маныч и Маныч-Гудило, изобилующие рыбой. Азовское море с его флорой и фауной считается одним из богатейших водоемов в мире.
Край Тихого Дона традиционно живо интересует любителей историко-культурного туризма, как носитель неповторимой самобытной казачьей субкультуры, очаги которой в своей вековой первозданности сохранились во многих хуторах и станицах. Мифология, этнос и фольклор Донских станиц Пухляковской, Раздорской, Вешенской, г. Семикаракорска, виноградники и знаменитые местные технологии виноделия Аксайского, Усть-Донецкого, Цимлянского районов, богатые охотничьи и рыболовецкие угодья Веселовских и Белокалитвинских специализированных хозяйств, районы с развитым племенным коневодством – Целинский и Сальский, бальнеологические ресурсы приазовских Неклиновского и Куйбышевского районов.
Параллельно появляются новые возможности для привлечения туристских потоков на Дон, носящие событийный характер: дни городов Ростовской области, международные и всероссийские выставки, спортивно-массовые мероприятия, фестивали. Неуклонно растет число приезжающих на Дон с деловыми, конгрессными, учебными и религиозными целями. Обзорные, познавательные историко-этнографические маршруты, речные круизы с заходом на Донские острова и старинные пристани – вновь становятся популярными, благодаря их увлекательному содержанию. Прекрасно сохранившийся стиль застройки центральной части г. Ростова-на-Дону, достопримечательности чеховских мест Таганрога, археологические сокровища раскопок древнего Танаиса, памятники петровской эпохи Азова, уникальность войсковой истории Новочеркасска, шолоховский Верхний Дон, величественность архитектуры православных храмов – это неоспоримые козыри для привлечения туристов в Ростовскую область. Ниже в таблице 4 приведен перечень основных туристских ресурсов нашего региона с основными достопримечательностями, которые по прогнозам комитета по туризму могут пользоваться наибольшим спросом у туристов, путешествующих по нашему региону.
Таблица 4 - Основные туристские маршруты Ростовской области6
Населенный пункт |
Основные достопримечательности маршрута |
г. Азов |
Древний “город-воин”, история насчитывает свыше 900 лет. Основные достопримечательности: Крепостные валы, Алексеевские ворота, Пороховой погреб, Краеведческий музей исследователя Арктики и Антарктики Р.Самойловича |
г. Аксай |
Бывшая казачья станица, основанная в XVI веке. Осн. Достопримечательности: старая почтовая станция, где останавливались: М.Глинка, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов, П.Чайковский; подземная таможенная застава XVIII столетия; военно-исторический музей; прогулка на лошадях. |
г. Новочеркасск |
Город казачьей истории и славы. Основан 1805 г. В первозданном виде сохранился исторический центр города: старинные жилые особняки, атаманский дворец, Триумфальная арка, памятники, музей истории Донского казачества (единственный в России). |
г. Таганрог |
Морской порт на берегу Азовского моря. Основан Петром I в 1698 г. как крепость. Музейный комплекс Чехова, музей градостроительства и быта, дом-музей циркового артиста В.Дурова, краеведческий музей, картинная галерея. |
Ст. Вешенская |
Старейшая из верховых донских станиц – родина М. Шолохова. В состав Государственного музея заповедника Шолохова входят: мемориальный жилой дом писателя, здание бывшей гимназии, дом-музей, приходская школа, здание паровой мельницы. Также известный климатобальнеологический курорт лесостепной зоны России – санаторий “Вешенский” |
Ст. Старочеркасская |
На протяжении XVII-XVIII вв. был “главным городом донских казаков”. Летопись края прославилась именами народных героев – Степана Разина, Кондрата Булавина, Емельяна Пугачева. Полностью сохранен колорит казачьей станицы – “курени”, усадьба атаманов Ефремовых, Петропавловская крепость, дом Кондрата Булавина. |
Обладая большим историческим и культурным наследием, наш регион становится одним из наиболее привлекательных объектов туризма в Российской Федерации. Туристы, путешествуя по области, знакомятся с богатейшим историческим прошлым и современностью степного края, его достопримечательностями и самобытностью донского казачества.
Широко известен в России и за рубежом уникальный археологический музей-заповедник Танаис – хранитель древней культуры скифов и сарматов.
Рассмотрим основные направления развития въездного туризма в регионе.
Рисунок 2 - Дифференциация возможностей туристского рынка Ростовского региона для въездного туризма7
Мягкий и теплый климат, плодородная земля, замечательная природа – все это создает прекрасные условия для отдыха. Обширные водные пространства, охватывающие практически всю территорию области, большое количество охотничьих, промысловых животных и птиц, привлекают сюда любителей рыбалки и охоты. В Ростовской области разрешена охота на основные виды птицы, копытных и пушных животных. Рыбалка пользуется особой популярностью у туристов, приезжающих в Ростовскую область. Возможности донской рыбалки во многом превосходят остальные регионы России, так как в бассейнах реки дон и ее притоков обитает более 90 видов рыб. Для любителей конного туризма в ростовской области работает пять конезаводов. В Ростовской области работает единственная в России школа высшего спортивного мастерства по конному спорту и современному пятиборью.
К особенностям туристического рынка в Ростовском регионе можно отнести следующие: