Управление качеством торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – торговое предприятие ООО «Никулинский Универсал».
Предметом исследования является организация управления качеством продукции (услуг) на предприятии ООО «Никулинский Универсал».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить роль и значение управления качеством продукции (услуг) в повышении конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности по управлению качеством;
- дать общую характеристику деятельности ООО «Никулинский Универсал»;
- провести анализ и дать оценку деятельности предприятия по планированию и организации работ по контролю качества продукции;
- разработать мероприятия по совершенствованию процесса управления качеством продукции (услуг);

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические и правовые основы управления качеством продукции ..…………………………………………………………………..

5
1.1. Роль и значение управления качеством продукции (услуг) в повышении конкурентоспособности предприятия …..…………….

5
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности по управлению качеством .……………….……………………………

14
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Никулинский Универсал» по управлению качеством продукции (услуг) ………………………………

24
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Никулинский Универсал» .…………………………………………………………
24
2.2. Анализ и оценка деятельности предприятия по планированию и организации работ по контролю качества продукции …………...

34
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления качеством продукции (услуг) на предприятии ………….………………

49
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления качеством продукции (услуг) ..........................................

49
3.2. Использование современных технологий и системы мониторинга при оценке экономической эффективности мероприятий по управлению качеством ……………………………


59
Заключение …………………………………………………………………..
66
Список использованной литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом упр_кач_Никулинский универсал.docx

— 536.22 Кб (Скачать файл)

Для этого руководству ООО «Никулинский Универсал» необходимо рассмотреть состав всей имеющейся на предприятии нормативной документации и определить те документы, которые служат для выполнения функций (элементов). При этом для выполнения большинства функций потребуется, как правило, несколько документов.

9.Разработка  нормативных документов и «Руководства  по качеству». После определения состава и состояния документации системы качества следующий этап — разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества. Это будет этап наполнения системы качества внутренним содержанием.

Для выполнения этих работ руководству ООО «Никулинский Универсал» потребуется составить, утвердить и отслеживать план-график разработки конкретных документов с указанием исполнителей и сроков работ.

При этом нужно обратить внимание на то, чтобы исключить возможное дублирование документов, разрабатываемых разными исполнителями.

Наиболее распространенными документами системы качества являются стандарты предприятия. Но кроме них в ООО «Никулинский Универсал» могут использоваться инструкции, предписания и другие нормативные документы.

«Руководство», как правило, служит не только для внутреннего использования, но и для представления заказчикам при заключении контрактов, а также — независимым экспертам при проверках системы качества с целью ее сертификации.

После выполнения перечисленных этапов работ можно считать, что система качества разработана, и в ней учтены рекомендации стандартов ИСО 9000.

10. Внедрение  системы качества. После разработки системы качества в ООО «Никулинский Универсал» необходимо проверить ее функционирование и если потребуется, провести ее корректировку. Для этого должны быть проведены внутренние проверки системы качества. По результатам проверок, должна быть проведена корректировка системы, с тем, чтобы устранить выявленные недостатки для обеспечения ее четкого функционирования.

Следует отметить, что решение проблем качества на рассматриваемом предприятии будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как она функционирует, т.е. как выполняются на практике функции и задачи системы всеми ее участниками: от руководства ООО «Никулинский Универсал» до рядового исполнителя.

3. Осуществление комплексного подхода к мерчендайзингу в магазине ООО «Никулинский Универсал». Выявить проблемные точки в мерчендайзинге и разработать план по их корректировке рассматриваемому предприятию поможет мерчендайзинг-аудит, который представляет собой комплексную оценку привлеченным специалистом мерчендайзинга в магазине с одновременным анализом по отдаче с метра полочного пространства по каждой товарной группе.

Мерчендайзинг-аудит для магазина ООО «Никулинский Универсал» будет включать следующие составляющие:

- Общая атмосфера магазина: рекламные материалы, освещение, чистота продукции и точек продаж, торговое оборудование, удобство и доступность товара.

- Соблюдение общих принципов мерчендайзинга по критериям запас/ расположение/ представление по группам товаров.

Необходимо оценивать, по каким группам товаров возникают ситуации, когда наиболее популярные марки и упаковки отсутствуют в продаже. Это – упущенные продажи. Применяя комплексные меры по отведению для такой продукции больше места на полках (удвоенная выкладка популярных товаров), размещения ее на лучших местах на полках, контроля постоянного наличия в продаже и т.д. можно существенно снизить упущенные продажи. Люди найдут то, за чем пришли –продажи предприятия вырастут. Также оценивается соблюдение требований выкладки сопутствующей продукции и последовательность размещения отделов и товарных групп в магазине. Своим соседством отделы и стеллажи с различными группами товаров должны дополнять друг друга: купил кофе, купи и сахар с печеньем и т.д.

- Порядок товарных групп, марок и типов товара, правила группировки товаров и т.д.

Группировка товара и порядок выкладки различных сортов, марок и упаковок должны быть удобны для быстрого поиска нужной продукции и интуитивно понятны покупателю. Это зависит от последовательности параметров, по которым они принимает решение о покупке. Например, при покупке соков выбирается сперва марка и объем упаковки, а потом вкус. Поэтому правильно выкладывать вертикально по маркам, горизонтально по упаковкам, а далее в рамках марочного блока по вкусам. Оправдано представление отдельно соков в мелкой упаковке т.к. это либо продукция немедленного потребления, либо детский ассортимент.

- Выполнение правил размещения ценников, правила представления продукции «лицом к покупателю», полноты представления информации о товаре, соблюдение правил выкладки сопутствующей продукции.

- Выполнения правила «двух пальцев».

Если расстояние между верхним краем упаковки товара и ограничителем верхней полки больше 3-5 сантиметров, то необходимо изменять выкладку и вешать полки плотней. Иногда размещение товара на полученных таким образом дополнительных полках приносит 30% роста продаж по непродовольственной группе (косметика). Такой же эффект может дать и более насыщенная выкладка товаров.

По итогам мерчендайзинг-аудита для магазина должна быть сделана «денежная карта», которая показывает реальное положение вещей. Руководство ООО «Никулинский Универсал» увидитесильные/слабые места продаж - сильные/слабые категории товаров. На план магазина наносятся показатели среднего товарооборота с 1 кв. м торговой площади или средней эффективности использования торговых площадей. Выделяются зоны, приносящие одинаковый товарооборот. Неравномерная картина, показывает «перекосы» в ассортименте, ударно работающие участки и слабые, отстающие места. Товарооборот в различных отделах серьезно зависит от вида товара, характера спроса на него и т.д. Но менее прибыльные участки нельзя принимать как данность, с ними необходимо работать. В большинстве случаев после проведенной работы, когда нижние показатели подтягиваются и картина выравнивается, лидирующие участки дают еще больше.

Таким образом, «Денежная карта» - очень полезный инструмент. Позволяет улучшить зонирование в магазине, принять решение какие товарные группы расширять, какие сужать, оценить эффективность сделанных перепланировок и изменений.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что к основным мероприятия по совершенствованию процесса управления качеством продукции в ООО «Никулинский Универсал» следует отнести: формирование в организации отдела по контролю качества продукции; внедрение системы менеджмента качества; осуществление комплексного подхода к мерчендайзингу в магазине ООО «Никулинский Универсал».

 

3.2. Использование современных технологий  и системы мониторинга при оценке экономической эффективности мероприятий по управлению качеством

 

Исходя из проведенного анализа системы управления качеством продукции ООО «Никулинский Универсал» и предложенных выше путей их решения необходимо проанализировать экономическую эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию системы управления качеством продукции (услуг) на предприятии.

Предложенные в п. 3.1 мероприятия по повышению эффективности процесса управления качества продукции на торговом предприятии ООО «Никулинский Универсал» приведут к улучшению основных показателей финансовой деятельности предприятия, например, таких как оборот розничной торговли.

Далее осуществим прогнозированный анализ перспектив развития компании на основании прогнозирования оборота розничной торговли (выручки) на 2013-2014 гг. с помощью статистических методов прогнозирования в экономике с помощью MS Excel.

Статистические методы прогнозирования — научная и учебная дисциплина, к основным задачам которой относятся разработка, изучение и применение современных математико-статистических методов прогнозирования на основе объективных данных; развитие теории и практики вероятностно-статистического моделирования экспертных методов прогнозирования; методов прогнозирования в условиях риска и комбинированных методов прогнозирования с использованием совместно экономико-математических и эконометрических (как математико-статистических, так и экспертных) моделей.

В таблице 3.1 представим данные об обороте розничной торговли предприятия с 2010-2012 гг., на основании которых составим прогноз на ближайший период (2013-2014 гг.).

Таблица 3.1

Оборот розничной торговли предприятия ООО «Никулинский Универсал» за 2010-2012 гг., тыс. руб.

№ п/п

Годы

Оборот розничной торговли, тыс. руб.

1

2010 г.

2343,5

2

2011 г.

2769,1

3

2012 г.

8582,3


 

Выручка от реализации товаров из года в год растет высокими темпами. В 2012 году было реализовано товарной продукции на 8582,3 тыс. руб., что по сравнению с 2011 г. больше на 5813,2 тыс. руб. или в 3,2 раза и по отношению к 2010 году - на 6238,8 тыс. руб. или в 3,7 раза.

По данным таблицы 3.1 построим график, который наглядно отразит изменение выручки ООО «Никулинский Универсал» за исследуемый период (рисунок 3.3).

Рис. 3.3. Динамика выручки ООО «Никулинский Универсал» за 2010-2012 гг.

 

Далее построим тренд, который наилучшим образом приблизит фактические данные к построенной модели. При его построении будем использовать полиномиальный тренд  2-ой степени (рисунок 3.4).

Из построения полиномиального тренда видно, что коэффициент детерминации (R2) равен 1, что означает наилучшее приближение полинома 2-ой степени к тренду.

Коэффициент детерминации показывает долю вариации результативного признака у под влиянием факторного признака х, он связан с коэффициентом корреляции квадратичной зависимостью. При отсутствии связи эмпирический коэффициент детерминации равен нулю, а при функциональной связи — единице. Таким образом, между двумя переменными существует функциональная положительная линейная связь, т.е. на диаграмме рассеяния соответствующие точки лежат на одной прямой с положительным наклоном.

Рис. 3.4. Построение полиномиального тренда 2-ой степени

 

На рисунке 3.5 построим прогноз выручки на 2013-2014 год.

Рис. 3.5. Прогноз выручки ООО «Никулинский Универсал» на 2013-2014 гг.

Из рисунка 3.5 видно, что выручка в 2013-2014 гг. растет по сравнению с 2012 г., что, несомненно, является положительным моментом в деятельности компании.

На основании полученного уравнения тренда (y=2693*х2-7655*х+7305, где х (независимая компонента) – это последовательность чисел от 1 до 5, а y – это значение уравнения линии тренда для каждого из Х)) рассчитаем прогнозное значение выручки предприятия на 2013-2014 гг.

2013 год: y= 2693*х2-7655*х+7305 = 2693* 42-7655*4+7305=19773 тыс. руб.

2014 год: 2693*х2-7655*х+7305 = 2693* 52-7655*5+7305=36355 тыс. руб.

Таким образом, на основании проведенных расчетов видно, что прогнозируемая выручка ООО «Никулинский Универсал», в 2013 г. увеличится по сравнению с 2012 г. на 11190,7 тыс. руб. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. произошло увеличение выручки на 16582 тыс. руб.

Представленные выше расчеты представим в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Выручка ООО «Никулинский Универсал» за 2010-2014 гг., тыс. руб.

№ п/п

Годы

Выручка, тыс. руб.

1

2010 г.

2343,5

2

2011 г.

2769,1

3

2012 г.

8582,3

4

2013 г.

19773

5

2014 г.

36355


 

На рисунке 3.6 представим динамику выручки от реализации продукции ООО «Никулинский Универсал» за 2010-2014 гг.

Следует отметить, что данного метода также как и у факторной модели планирования прибыли есть свои недостатки, которые заключаются в сложности производимых расчетов и использовании одного показателя (выручки от реализации услуг), которого может быть недостаточно для построения более точного прогноза.

Рис. 3.6. Динамика выручки от реализации услуг ООО «Никулинский Универсал» за 2010-2014 гг.

 

Таким образом, на основании проведенного прогнозированного анализа перспектив развития ООО «Никулинский Универсал» можно сделать вывод о том, предприятие в ближайшее время будет только наращивать темпы своего развития.

Прогноз выручки компании на 2013-2014 гг. показал ее значительный рост по сравнению с прошлым периодом (2012 г.), что, непосредственно, является положительным моментом в деятельности предприятия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пути совершенствования системы управления качеством продукции, реализуемой ООО «Никулинский Универсал» являются достаточно рациональными, эффективными и могут быть использованы как на данном предприятии, так и на любом другом российском предприятии розничной торговли.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3: данная глава является практической. В ней представлены пути совершенствования процесса управления качеством продукции (услуг), следует отнести: формирование в организации отдела по контролю качества продукции; внедрение системы менеджмента качества; осуществление комплексного подхода к мерчендайзингу в магазине ООО «Никулинский Универсал».

Проведена оценка экономической эффективности мероприятий по управлению качеством с использование современных технологий и систем мониторинга. Прогноз выручки компании на 2013-2014 гг. показал ее значительный рост по сравнению с прошлым периодом (2012 г.), что, непосредственно, является положительным моментом в деятельности предприятия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пути совершенствования системы управления качеством продукции, реализуемой ООО «Никулинский Универсал» являются достаточно рациональными, эффективными и могут быть использованы как на данном предприятии, так и на любом другом российском предприятии розничной торговли.

Информация о работе Управление качеством торгового предприятия