Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:45, реферат
Цель курсовой работы - исследование возможностей управления конфликтными ситуациями в гостиницах и ресторанах.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть природу, типы конфликтов, причины конфликтных ситуаций в гостиницах и ресторанах;
изучить методы разрешения конфликтов в гостиницах и ресторанах;
Введение
1. Понятие конфликта и его характеристика
1.1 Природа и типы конфликтов
1.2 Причины конфликтных ситуаций
1.3 Динамика конфликта
2. Методы разрешения конфликтов
3. Анализ конфликтных ситуаций в ресторане «Рамонак»
4. Рекомендации по совершенствованию управления конфликтными ситуациями ресторане
Заключение
Список использованных источников
Методы регулирования конфликта;
Диагностика [8, с. 139].
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. [6, с. 240]. Конфликтная ситуация включает объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.
1.2 Причины конфликтных ситуаций
У всех конфликтов есть несколько причин: любой конфликт включает в себя объективную и субъективную составляющие. Причина конфликта может заключаться как в объекте, так и в субъекте конфликта. Следовательно, возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием 4 групп факторов, которые, в свою очередь, подразделяются на объективные и субъективные.
Факторы объективного характера: структурно-организационные (несоответствие структуры организации требованиям деятельности, которой он занимается); организационно-управленческие.
Факторы субъективного характера: социально-психологические (потери и искажения в процессе межличностных и межгрупповых коммуникаций, несбалансированное ролевое взаимодействие людей, выбор различных способов оценки результатов деятельности, разные подходы к оценке одних и тех же сложных событий); личностные (объективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии) [5, с.229].
К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины
конфликтов в основном связаны с
теми индивидуальными
Чаще всего на развязывание конфликтов влияют 5 факторов:
личностные особенности индивида;
социальные роли, выполняемые индивидом;
эмоциональные отношения индивида с социальным окружением;
восприятие и оценка индивидом своего социального окружения;
поведение индивида по отношению к другим людям [7, с.164].
У всех конфликтов есть причины, основными из которых являются:
Недостаточная согласованность и противоречивость целей групп и отдельных работников. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей своей организации. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме.
Устарелость организационной
структуры, нечеткое разграничение
прав и обязанностей. Следствием этого
явления может быть двойное или
тройное подчинение исполнителей. Естественно,
выполнить все указания руководителей
не хватает ни сил, ни времени. В этом
случае подчиненный вынужден сам
ранжировать поступившие
Ограниченность
ресурсов. Руководство должно решить,
как распределить материалы, людские
ресурсы и финансы между
Недостаточный уровень
профессиональной подготовки. В этом
случае возможность конфликта
Неодинаковое отношение к членам трудового коллектива. Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала других сотрудников. В результате появляются «любимчики». Такое положение провоцирует конфликт.
Противоречия между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя [6, с. 244].
Различия в манере
поведения и жизненном опыте.
Часто встречаются люди, которые
постоянно проявляют
Неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспектив роста или сомневается в их существовании, он работает без энтузиазма, трудовой процесс становится тягостным и бесконечным.
Неблагоприятные физические условия - посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места.
Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных.
Психологический феномен - чувство обиды и зависти [6, с. 245].
К причинам возникновения межличностных конфликтов также можно отнести:
нежелание считаться с мнениями и интересами других;
нежелание помочь коллегам;
стремление переложить свои обязанности на других;
недобросовестность, недисциплинированность сотрудников;
излишнее стремление к личной материальной выгоде, безразличие к потребностям других [9, с.13].
ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
взаимозависимость ответственности и заданий;
несогласованность целей разных групп работников;
плохие коммуникации;
нечеткое распределение прав и обязанностей;
некомпетентность, несоответствие занимаемой должности;
неблагоприятный стиль руководства;
инновации, нововведения на производстве;
недостаточная разработанность правовых норм, процедур [3, с.154].
Например, сотрудники
отдела конкурируют между собой,
стараясь произвести благоприятное
впечатление на своего начальника.
Внешне отношения между работниками
выглядят как бы благопристойно. Но
в глубине каждый готов нанести
другому «смертельный» удар. Борьба
между ними происходит весьма завуалировано,
используются при этом разные приемы:
тонкие намеки; стремление в глазах
окружающих создать о себе впечатление
способных и ответственных
Плохие коммуникации могут быть как причиной, так и следствием конфликта. Плохая передача информации может действовать как катализатор, мешая отдельным работникам понять ситуацию или точки зрения других.
Существование перечисленных
источников, или причин, конфликтов
увеличивает вероятность их возникновения,
однако даже при большой возможности
конфликта стороны могут не захотеть
вступить в конфликтное взаимодействие.
Иногда потенциальные выгоды от участия
в конфликте не стоят затрат. Вступив
же в конфликт, как правило, каждая
сторона делает все, чтобы была принята
ее точка зрения, достигнута ее цель,
и мешает другой стороне делать то
же самое. Здесь необходимо управление
взаимодействием в конфликте. В
зависимости от того, насколько эффективным
оно будет, последствия конфликта
станут функциональными или
1.3 Динамика конфликта
Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:
1) латентную стадию (предконфликтная ситуация);
2) стадию открытого конфликта;
3) стадию разрешения (завершения) конфликта [3, с.181].
На скрытой (латентной)
стадии возникают уже все основные
элементы, образующие структуру конфликта,
его причины и главные
На этой «инкубационной» стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию [3, с.182].
Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:
* расширение числа участников;
* нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
* смещение эмоциональной
окраски конфликта в сторону
темного спектра, негативных
* возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.
Вся совокупность
действий участников конфликта на его
открытой стадии характеризуется терминам
эскалация, под которым понимаются
интенсификация борьбы, нарастание разрушительных
действий сторон друг против друга, создающих
новые предпосылки для
Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.
В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон [3, с.184].
Рассмотрев в данном разделе курсовой работы типы конфликтов, среди основных типов конфликтных ситуаций выделяют: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. А также причины возникновения конфликтов, основными из которых являются: факторы объективного характера (несоответствие структуры организации, организационно-управленческие недостатки) и факторы субъективного характера (социально-психологические, личностные). В трудовых коллективах нередко появляется возможность возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов. Это естественные закономерные процессы в жизнедеятельности людей и организаций, неизбежное условие их развития. При анализе конфликта очень важно вскрыть подлинные причины его возникновения. С уверенностью можно сделать вывод, что конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе. Конфликт есть нормальное явление общественной жизни.
2. Методы разрешения конфликтов
Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников.
Менеджеру следует
выяснить, что суть конфликта - это
простой спор о ресурсах, разные
подходы к системе ценностей
людей или это конфликт, возникший
вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости),
психологической
Особую сложность для менеджера представляет нахождение способов разрешения межличностных конфликтов. В этом смысле существует несколько возможных стратегий поведения и соответствующих вариантов действии менеджера, направленных на ликвидацию конфликта.
Поведение менеджера в условиях конфликта имеет, по существу, два независимых измерения:
- напористость, настойчивость
характеризуют поведение
- кооперативность характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению их потребностей.
Сочетание этих параметров при разной степени их выраженности определяет пять основных способов разрешения межличностных конфликтов.
Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При этой стратегии поведения действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на предъявленные ему требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.
Принуждение (противоборство). В этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой [7, с. 178].
Сглаживание (уступчивость). Слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы -- одна команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».
Информация о работе Управление конфликтами в гостинице и ресторане