Управление мотивацией труда сотрудников организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия;
- анализ организации стимулирования персонала «Халвичный завод «Нальчикский»;
- разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала «Халвичный завод «Нальчикский».

Содержание

Введение 4
Глава 1 Мотивация персонала как фактор повышения эфективности 7
1.1 Мотивация. Ее роль и значение 7
1.2 Методы стимулирования персонала 11
1.3 Теоретические основы процесса мотивации 14
Выводы к главе 30
Глава 2 Организация стимулирования персонала на ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» 33
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» 34
2.2 Анализ стимулирования персонала на ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» 41
2.3 Проблемы стимулирования высокопроизводительного труда на ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» 46
Выводы к главе…………………………………………………………………….50
Глава 3 Пути совершенствования стимулирования персонала 51
3.1 Разработка системы управления деловой карьерой как фактор стимулирования персонала 51
3.2 Материальные методы стимулирования труда 65
3.3 Система социально-психологических факторов в управлении стимулированием персонала 76
3.4 Расчет эффективности обучения персонала…………………………….87
Выводы к главе…………………………………………………….……………….86
Заключение 87
Список использованных источников 92
Приложения 97

Вложенные файлы: 1 файл

Чистоусова диплом исправлен.doc

— 687.50 Кб (Скачать файл)

- 2005 год введен в эксплуатацию новый цех с оборудованием итальянской фирмой «Сакми Филинг»( Италия). Линия по розливу пива и напитков в пластиковые бутылки различной емкости производительностью 6 тыс. бутылок/час, со станцией приготовления сиропов безалкогольных напитков;

- 2006-2007годы новый цех варки пива мощностью 100тн/в сутки, полностью оснащен оборудованием фирмы «Хуппман» (Германия);

- новая линия розлива  готовой продукции в пластиковые бутылки различной емкости от 0,45л до 2,5 производительностью 12,5 тыс. автоматизирована, имеет озонатор, который позволит разливать минеральную воду без газа и производить холодный чай;

- 2008-2010 на предприятии ведется работа по увеличению номенклатуры производимой продукции. Идет постепенное расширение видов продукции. Данное расширение коснулось пива, появились новые сорта («Терек», «Альп», живое пиво), минеральной воды («Шхельда», без газа), и безалкогольных напитков («Ситро», «Вишня», «Груша», «Персик», «Тархун», «Терек - колла»),  новые сорт халвы (ванильное).

Последовательная замена оборудования позволила не только сохранить  производство, но и значительно увеличить  объемы, а также расширить ассортимент  и улучшить качество выпускаемой  продукции.

Высокое качество и безупречное внешнее оформление позволяют продукции завода быть конкурентоспособной и востребованной на рынках республики и в региона. Учитывая широкое разнообразие в торговле продукции ведущих зарубежных и отечественных компаний, это является значительным производственным успехом предприятия.

Продукция предприятия  ежегодно получает золотые и серебряные награды республиканских и российских смотров-конкурсов.

На предприятии функционирует  здравпункт, где оказывается первая помощь, назначается терапевтическое  лечение и проводятся физиопроцедуры. Здравпункт укомплектован аппаратурой необходимой для амбулаторного лечения. Ежегодно выделяются средства на санаторно-курортное лечение сотрудников и в летние оздоровительные лагеря для детей сотрудников, а также на обеспечение работников льготным питанием в столовой.

Предприятие активно  участвует в решении социальный программ города и республики, выделяя  средства для наиболее значимых проектов.  
Сегодня ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» является одним из крупнейших российских предприятий своей отрасли. Это современное, динамично развивающееся предприятие с большим потенциалом и перспективами.

Правовое положение ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»,  права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом "Об акционерных обществах". Общие положения, цели и предмет деятельности, а также ответственность общества рассмотрены и закреплены в уставе предприятия (Приложение 1). Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Общим собранием акционеров выбран совет директоров во главе с генеральным директором. Организационная структура управления построена таким образом, что при умеренном спросе на продукцию управление персоналом можно осуществить эффективно при минимуме управленческих уровней.  Организационная структура управления предприятием представлена в Приложении 2.

Организационная структура управления ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» представлена линейно-функциональной структурой. Линейно-функциональная структура управления – это одна из простейших и распространенных  структур управления, характеризующийся тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

В ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» организационная  структура управления построена  следующим образом:

В непосредственном в подчинении у генерального директора находятся: Заместитель  генерального директора по производству халвы и Заместитель  генерального директора по производству безалкогольной продукции.

Заместитель генерального директора по производству халвы  заведует: халвичным цехом, заготовительным отделением, цехом мелкой фасовки, сахаро-сиропным отделением, маслоцехом, складами сырья и готовой продукции и лабораторией.

Заместитель  генерального директора по производству безалкогольной продукции заведует: дробильно-варочным участком, бродильно-лагерным цехом, цехом розлива №1 (стеклобутылки), цехом, цехом розлива №2 (ПЭТФ - бутылки), компрессорным участком, складами сырья и готовой продукции и лабораторией.

Цели и задачи отдела маркетинга.  Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.

Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.

Главные задачи отдела маркетинга:

- оценка конъюнктуры  рынка, постоянный анализ результатов  коммерческой деятельности предприятия  и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;

- совместно  с другими подразделениями предприятия  и руководством предприятия выработка  целей и стратегий рыночной  деятельности предприятия на  внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;

- разработка  для предприятия в целом и  отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;

- оперативное  информационное обеспечение маркетинговой  деятельности всего предприятия  и его подразделений; 

- выработка,  исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно-сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.;

- выработка  рекомендаций по установлению  контактов с внешними организациями,  а в ряде случаев представление  предприятия в его отношениях  с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;

- создание имиджа  преуспевающей и надежной организации. 

Целесообразно для отдела маркетинга создать специальный  бюджет маркетинговой деятельности. Структура и объем бюджета определяются отделом маркетинга совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором. Ответственность за расходование выделенных средств несут зам. директора по коммерческим вопросам и начальник отдела маркетинга. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется отделом маркетинга на утверждение руководству предприятия.

Функции отдела маркетинга:

    • проведение маркетинговых исследований;
    • сегментация рынков;
    • изучение потребителей;
    • определение позиции продуктов на рынке;
    • изучение конкурентов
    • исследование окружающей среды предпринимательской деятельности (правовая, институциональная, экономическая, политическая, культурная);
    • определение номенклатуры выпускаемой продукции и направлений ее развития;
    • разработка товарной марки;
    • разработка упаковки;
    • определение цен на продукцию;
    • оценка и выбор каналов сбыта и торговых посредников;
    • заключение договоров с конечными потребителями и торговыми посредниками;
    • доставка продукции потребителям и торговым посредникам;
    • продвижение продукта (организация рекламной кампании, выставок и демонстраций, деятельности по стимулированию сбыта; персональная продажа; связь с общественностью);
    • разработка стратегических и оперативных планов маркетинга;
    • разработка бюджета маркетинга;
    • повышение квалификации сотрудников в области маркетинга;
    • проведение внутренней ревизии (выявление сильных и слабых сторон) маркетинговой деятельности на предприятии.

Акционерное общество работает стабильно и рентабельно, это  позволяет решать все социальные проблемы коллектива и заниматься благотворительностью, помогать сиротам и малоимущим, людям искусства, спорта и т.д.

В настоящее время производственные мощности комбината представлены пятью  производственными цехами:

1 Халвичный цех.

2 Маслоцех.

3 Бродильно-лагерный цех.

4 Цех розлива№1,№2.

Номенклатура продукции предприятия включает пиво, минеральную и безалкогольную воду, халву. В летний период помимо выпуска основной продукции, производится изготовление кваса. В целом ассортимент продукции включает в себя около 30 наименований. Структура сбыта предприятия в 2009 году представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура сбыта продукции  за 2009год (по материалам предприятия)

Ежемесячный выпуск продукции составляет  58 тонн халвы, 44 т.дал. пива , до 981 литра  минеральной воды,  279 т.дал. безалкогольной воды.

Динамика годового выпуска в 2007-2009 годах по видам  продукции в  натуральном выражении приведена  на рисунке 4.

 

Рисунок 4 -  Динамика выпуска продукции ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» по видам продукции (по материалам предприятия)

В 2008 году у предприятия наблюдался рост производства минеральной воды и безалкогольных напитков, спад в  производстве халвы и пива.

Вся продукция вырабатывается по передовым технологиям, утвержденной нормативно-технической документации и отвечающей высокому научно-техническому уровню, что подтверждается многочисленными наградами.

Предприятие динамично завоевывает  рынки сбыта, его продукция пользуется большим спросом как в Северо - Кавказском регионе, так и за его пределами, осваиваются рынки ближнего зарубежья.

Основные экономические показатели  деятельности  ОАО «Халвичный завод  «Нальчикский»  приведены в  таблице 4.

Таблица 4 - Основные экономические показатели деятельности ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» (по материалам предприятия)

Наименование

Ед.

измерения

2007

2008

2009

1

Товарная продукция

Т.руб.

275275

344424

370546,8

 

Темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

127%

125%

108%

2

Производство продукции  в натуральном выражении:

       
 

Халва

Тн.

3901

2310

696

 

Пиво

Т.дал.

740

741

527,2

 

Минеральная вода

Л

8538

8780

11764,4

 

Безалкогольные напитки

Т.дал.

1293

2768

3349,4

2

Объем отгружаемой продукции (без НДС и акциза)

Т.руб.

276234

348151

371767

Продолжение таблицы 4

 

В том числе

Т.руб.

     
 

Халва

Т.руб.

77715

56783

23090

 

Пиво

Т.руб.

101924

99957

90946

 

Минеральная вода

Т.руб.

14333

15190

23769

 

Безалкогольные напитки

Т.руб.

79010

175523

233862

 

Прочие (жмых, мучка и  т.д.)

Т.руб.

3252

699

99

3

Численность работников

       
 

На начало года

Чел

282

299

318

 

На конец года

Чел

299

318

323

 

Среднесписочная численность

Тыс.руб.

284

310

311

4

Фонд оплаты труда (с  учетом соц выплат)

23927,9

32904,1

43433,6

 
 

Темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

120%

138%

132%

5

Среднемесячная заработная плата

Руб.

7021

8845

11638

 

Темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

116%

126%

132%

6

Производительность труда  производственного персонала

Т.руб

969

1111

1191

 

Темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

124%

115%

107%


 

В 2009 году у предприятия произошел  прирост  объема производства на 1,1%, объема реализации на 1 % по сравнению с уровнем прошлого года.  Объем продаж на одного работающего вырос на 1,2 %, что обусловлено ростом наряду с объемом реализации среднесписочной численности сотрудников на 27 человек.

Анализ финансовых результатов по данным Отчета о прибылях и убытках ОАО «Халвичный завод «Нальчикский», показал, что прибыль за 2007-2008 год увеличилась в два раза, а прибыль за 2008-2009 год увеличилась также в двое, что было вызвано увеличением спроса на товар. Также сравнивая финансовые показатели можно Чистая прибыль за 2009 составила 16180 тыс. руб. Это вызвано расширением ассортимента продукции, увеличением сервисного обслуживания клиентов (реклама продукции, доставка автотранспортом комбината).

На предприятии целенаправленно осуществляется техническое перевооружение и реконструкция действующих цехов, внедряется новая техника, модернизируется оборудование, ведется строительство производственных объектов. В период с 2007 по 2009 год инвестировано в развитие производства около трех миллионов рублей. Разумная ценовая политика, правильное направление финансовых потоков, минимизация издержек позволяют наращивать показатели прибыльности предприятия и вести реконструкцию и модернизацию производства на собственные средства. В 2010 году на техническое перевооружение и реконструкцию планируется израсходовать более 40 процентов чистой прибыли предприятия.

На предприятии целенаправленно  осуществляется техническое перевооружение и реконструкция действующих  цехов, внедряется новая техника, модернизируется оборудование, ведется строительство производственных объектов. В период с 2007 по 2009 год инвестировано в развитие производства около трех миллионов рублей. Разумная ценовая политика, правильное направление финансовых потоков, минимизация издержек позволяют наращивать показатели прибыльности предприятия и вести реконструкцию и модернизацию производства на собственные средства. В 2010 году на техническое перевооружение и реконструкцию планируется израсходовать более 40 процентов чистой прибыли предприятия.

В целом, можно сказать, что предприятие  занимает достаточно большую долю на рынке реализации пива, минеральных  и безалкогольных напитков. Данное преимущество позволяет эффективно и без дополнительных затрат получать максимальный финансовый результат от реализации продукции основного производства. Ориентируясь на работу  с постоянными клиентами, предприятие  наладило прочные коммерческие связи, что позволяет в настоящее время избегать лишних затрат на маркетинговую деятельность.

Информация о работе Управление мотивацией труда сотрудников организации