Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 09:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать особенности маркетинга персонала в современном обществе.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1) анализировать внешние и внутренние факторы;
2) рассмотреть разработку требований к персоналу;
3) выявить потребности в персонале;
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1.Сущность и принципы маркетинга персонала…………………………5
1.Информационная функция маркетинга персонала…………………………...7
1.1 Изучение требований, предъявляемых к должностям
и рабочим местам………………...........................................................................8
1.2 Исследование внешней и внутренней среды организации………………9
1.3 Изучение рынка труда…………………………………………………….11
1.4 Изучение имиджа организации как работодателя………………………11
2. Коммуникационная функция маркетинга персонала……………………….12
2.1 Сегментирование рынка труда…………………………………………...12
2.2 Источники и пути покрытия потребности в персонале………………...13
2.3 Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала ……………...15
Глава 2. Организационно-правовая характеристика деятельности компании «Пенсионер +»…………………………………………………………………...16
1. Анализ экономических показателей………………………………………17
2. Анализ трудовых ресурсов и предложения по совершенствованию работы отдела кадров компании «Пенсионер +»……………………………...20
2.1. Анализ трудовых ресурсов…………………………………………….20
2.2. Анализ и предложения по совершенствованию работы отдела кадров компании «Пенсионер +»……………………………………………………….23
Глава 3.Способы привлечения персонала……………………………………..27
3. 1.Разработка требований к кандидатам…………………………………..28
3. 2.Поиск кандидатов………………………………………………………..28
3.3.Источники привлечения персонала………………………………..........29
Заключение ………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Сущность и принципы маркетинга персонала…………………………5
1.Информационная функция маркетинга персонала…………………………...7
1.1 Изучение требований, предъявляемых к должностям
и рабочим местам………………........
1.2 Исследование внешней и внутренней среды организации………………9
1.3 Изучение рынка труда…………………………………………………….11
1.4 Изучение имиджа организации как работодателя………………………11
2. Коммуникационная функция маркетинга персонала……………………….12
2.1 Сегментирование рынка труда…………………………………………...12
2.2 Источники и пути покрытия потребности в персонале………………...13
2.3 Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала ……………...15
Глава
2. Организационно-правовая характеристика
деятельности компании «Пенсионер +»…………………………………………………………………...
1. Анализ экономических показателей………………………………………17
2. Анализ трудовых ресурсов и предложения по совершенствованию работы отдела кадров компании «Пенсионер +»……………………………...20
2.1. Анализ трудовых ресурсов…………………………………………….20
2.2. Анализ и предложения по совершенствованию работы отдела кадров компании «Пенсионер +»……………………………………………………….23
Глава
3.Способы привлечения
3. 1.Разработка требований к кандидатам…………………………………..28
3. 2.Поиск кандидатов……………………………………………………
3.3.Источники привлечения
персонала……………………………….........
Заключение ………………………………………………………………………32
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих такими знаниями и навыками – отделы человеческих ресурсов.
Актуальность темы
заключается в том, что
Цель курсовой работы
- проанализировать особенности
маркетинга персонала в
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1) анализировать внешние и внутренние факторы;
2) рассмотреть разработку требований к персоналу;
3) выявить потребности в персонале;
4) рассчитать затраты на персонал;
5) разработка мероприятий,
необходимых для покрытия
Объектом исследования в курсовой работе является маркетинг персонала.
Предмет исследования
– потребности в персонале
для реализации целей
Глава 1. Сущность и принципы маркетинга персонала
Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.
Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:
-маркетинг как основной принцип управления, ориентированного на рынок;
-маркетинг как метод систематизированного поиска решений. Через использование современных методов исследования рынка формируется база данных, как для стратегических, так и для оперативных решений;
-маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ. Ориентированная и целенаправленная коммуникативная политика решают стратегическую задачу по предоставлению на рынке собственной организации как конкурентоспособной и привлекательной.
Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, который продается на рынке труда. С этой точки зрения понятийные элементы маркетинга персонала могут быть представлены следующим образом: он выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала; создает информационную базу для работы с персоналом с помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда; направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка).
В существующих зарубежных организациях подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа.
Первый принцип предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к предприятию. Фактически это «продажа» предприятия своим собственным сотрудникам. Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.
Второй принцип предполагает толкование маркетинга персонала в более узком смысле - как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах. Главное отличие между вышеназванными принципами заключается в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение комплекса задач службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.). В узком смысле маркетинг персонала предполагает выделение определенной специфической деятельности службы управления персоналом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.
Отсюда маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами.
1. Информационная функция маркетинга персонала
Информационная функция маркетинга персонала состоит в создании информационного базиса, который предоставляет собой основу планирования в области сегментирования рынка и коммуникаций по целевым группам (сегментам рынка). Она может быть дифференцирована на следующие более частные функции: изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам; исследования внешней и внутренней среды организации; исследование рынка труда; изучение имиджа организации как работодателя.
Маркетинговая информационная система в управлении персоналом представляет собой систему обмена сведениями, позволяющую специалистам по маркетингу персонала анализировать, планировать и реализовывать маркетинговые мероприятия. Основой системы маркетинговой информации по персоналу являются источники этой информации, а именно:
-учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях;
-учебные программы дополнительного обучения в коммерческих учебных центрах и для курсов переобучения при биржах труда;
-аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости (такие материалы могут готовиться по заявкам организаций);
-информационные сообщения служб занятости (бирж труда);
-специализированные журналы и специальные издания, посвященные вопросам трудоустройства, а также общим проблемам управления персоналом;
-рекламные материалы других организаций в особенности организаций-конкурентов;
-беседы специалистов по персоналу-маркетингу с потенциальными сотрудниками организации, с внешними партнерами, с работниками своей организации и т.п.
1.1 Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам
Анализ требований, предъявляемых к рабочим местам, формирует систему требований, которые организация-работодатель предъявляет персоналу, претендующему на определенные вакансии. Требования к персоналу выражаются, как правило, в группах параметров:
-способности
-уровень полученного образования;
-необходимые знания (основные и дополнительные);
-практические навыки в определенной сфере профессиональной деятельности;
-опыт работы в определенных должностях;
-навыки сотрудничества и взаимопомощи.
-личностные качества, необходимые для определенного вида деятельности;
-способность к восприятию профессиональных нагрузок;
-способность к концентрации памяти, внимания, усилий и т.п.
-сфера профессиональных интересов;
-стремление к самовыражению и самореализации;
-способность к обучаемости;
-заинтересованность в работе по определенной должности, определенность профессиональных перспектив.
Указанные качественные параметры определяются характером труда в той или иной должности или на том или ином рабочем месте. В свою очередь, характер труда определяет те требования, которые предъявляются к рабочему месту. Изучение требований к рабочим местам должно отражать состояние на настоящее время и на будущее (прогноз требований).
Предметом анализа и прогнозирование, кроме требований к рабочему месту, является связанная с ним квалификация сотрудника, выраженная через параметры требований к персоналу. На взаимодействии аналитической информации о требованиях к рабочему месту и фактической квалификации персонала базируются мероприятия по его развитию.
Изучение требований к должностям и рабочим местам должно основываться на регламентирующих документах, таких, как:
Общероссийский классификатор
профессий рабочих, должностей служащих
и тарифных разрядов;тарифно-
Свое конкретное выражение требования к должности должны находить во внутриорганизационных регламентирующих документах:
-описание работы или должности (должностная инструкция), включающие в себя организационный статус должности, профессиональные обязанности, права, взаимосвязи должности или рабочего места;
-спецификация работы, отражающая личностные характеристики, необходимые для работы;
-квалификационная карта, включающая сведения об общем и специальном образовании, навыках работы;
-карта компетенции («профиль» идеального сотрудника), описывающая личностные характеристики, способности к выполнению тех или иных функций, типы поведения и социальных ролей и т.п.
1.2 Исследование внешней и внутренней среды организации
Предметом исследования в данном случае являются факторы или условия, в которых происходит производственная деятельность организации. Внешняя и внутренняя среда организации раскрывается через содержание соответствующих внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинга персонала, можно отнести следующие факторы:
Общеэкономическая ситуация и состояние отрасли деятельности - анализ данного фактора показывает тенденции экономического развития, конкурентную ситуацию, взаимодействие с профсоюзами, ситуацию в области образования
Развитие технологий - определяет изменение характера и содержание труда, его предметной направленности, что в свою очередь, формирует изменение требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала
Особенности социальных потребностей - учет данного фактора позволяет представить структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений
Развитие законодательства - при решении вопросов персонал - маркетинга следует учитывать вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т.п.
Кадровая политика организаций конкурентов - изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики
Под внутренними факторами понимаются такие факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Основными внутренними факторами являются: