Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:08, дипломная работа

Краткое описание

На протяжении всей жизни были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала XX века мало придавали значение самому понятию «управление». Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию и не задумываясь над этим серьезно. С начала XX века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 2
1.1 Методы управления: роль и значение 2
1.2 Административные и экономические методы управления на предприятии 2
1.3 Социально-психологический метод управления 4
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СИБИНТЕРЬЕР» 6
2.1 Организационная характеристика предприятия 6
2.2 Анализ организационно - экономических показателей деятельности предприятия 8
2.3 Анализ персонала предприятия 11
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СИБИНТЕРЬЕР» 18
3.1 Предложения по совершенствованию методов управления предприятием 18
Показатели 22
Ед. изм. 22
Среднедневной объём выручки от действующих мероприятий по предприятию до введения новой должности 22
тыс.р. 22
Относительный прирост среднедневного объёма выручки от внедренных мероприятий по предприятию в сравнении с ранее существующими* 22
% 22
Количество, дней учёта объёма выручки 22
дни 22
Прибыль на 1 рубль реализации мероприятий 22
р. 22
Затраты на мероприятия по совершенствованию 22
тыс.р. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Приложение А 28
Нормативно-методические документы системы управления ООО «Сибинтерьер» 28
Приложение В 30
30
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 30
Карта-схема Лутошкина для определения психологического климата группы 30
Определение индекса групповой сплоченности Сишора 32

Вложенные файлы: 1 файл

АНЯ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПЕРЕДЕЛКА.docx

— 382.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 5

1.1 Методы управления: роль и значение 5

1.2 Административные и экономические методы управления на предприятии 8

1.3 Социально-психологический метод управления 15

2.  АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СИБИНТЕРЬЕР» 23

2.1  Организационная характеристика предприятия 23

2.2 Анализ организационно - экономических показателей деятельности предприятия 31

2.3 Анализ персонала предприятия 40

2.4  Анализ методов управления в ООО «Сибинтерьер» 48

3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В  ООО «СИБИНТЕРЬЕР» 61

3.1  Предложения по совершенствованию методов управления предприятием 61

3.2  Расчет экономической эффективности 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..……82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86

ПРИЛОЖЕНИЕ  89

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении всей жизни были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала XX века мало придавали  значение самому понятию «управление». Руководители (приказчики, распорядители  и другие) управляли, опираясь на интуицию и не задумываясь над этим серьезно. С начала XX века управление начинает выделяться в самостоятельную науку  и продолжает развиваться в настоящее  время. На протяжении развития этой науки  основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно.

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации  во многом зависит от умелого и  грамотного руководства. Ключевой составляющей любого предприятия является управление кадрами. Оно формирует благоприятную  среду, в которой реализуется  трудовой потенциал, развиваются способности, люди получают удовлетворение от выполненной  работы и общественного признания  своих достижений. Поэтому в области  управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового  потенциала работников. Происходящие изменения в экономике преобразуют  и подходы в области управления человеческими ресурсами. Появляются руководители нового типа, мышление и  стиль работы которых в определенной мере соответствует новым задачам  и условиям развития организаций. Значительно  повышается и роль кадровых служб, которые  должны более активно вовлекаться  в процесс подготовки и реализации стратегии организации в направлении  управления персоналом. Однако управление предприятием включает в себя не только управление кадрами, но и управление другими немаловажными аспектами, такими, например, как финансы, маркетинг и т.д.

Вышеуказанные обстоятельства подчеркивают актуальность и значимость темы дипломного проекта.

Объектом настоящего исследования является ООО «Сибинтерьер».

Предметом дипломного проекта являются методы управления предприятием.

В связи с актуальностью рассматриваемой  темы целью настоящего дипломного проекта  является разработка рекомендаций по совершенствованию структуры и методов управления предприятием.

В соответствии с целью в дипломном  проекте предполагается решение  следующих задач:

1)  рассмотреть теоретические основы организации управления предприятием;

2)   выявить роль и значение различных методов управления;

3) раскрыть особенности применения экономических, социально-психологических и административных методов управления на предприятии;

4) рассмотреть организационную структуру управления предприятием;

5)  проанализировать финансово-экономические показатели деятельности предприятия;

6)  провести анализ применяемых методов управления;

7) разработать предложения по совершенствованию структуры и методов управления предприятием;

8)  произвести расчет эффективности предлагаемых мероприятий.

Для исследования были использованы следующие методы: балансовый, статистический, метод сравнения, графический, математический.

Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что  проект мероприятий по совершенствованию  методов управления может быть внедрен  на предприятии ООО «Сибинтерьер».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Методы управления: роль и значение

 

В условиях рыночной экономики предприятие  нуждается в решении задач  управления на качественно новом  уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка  и быстро меняющуюся экономическую  ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации  процессов управления.

Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

Субъект управления – это тот, кто  управляет.

Объект управления – это тот, кем или в нашем случае, чем  управляют.

Охарактеризуем основные черты  управления предприятием как процесса с точки зрения теории управления.

В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности можно  представить в виде так называемой «петли управления», включающей циклическую  последовательность следующих этапов: прогноз – планирование - контролируемая деятельность по реализации планов –  учет и анализ результатов - коррекция  прогнозов и планов (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Обобщенная схема управления

Процесс управления имеет иерархическую  структуру и включает несколько  подуровней по направлениям деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включают соответствующие под процессы.

Управление предприятием всегда должно иметь некоторую цель (в противном  случае этот процесс становится просто бессмысленным). В качестве примеров целей управления можно привести снижение издержек производства, повышение  прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и, по возможности, с применением количественных оценок.

Процесс управления предприятием реализуется  в рамках системы управления предприятием. Иногда это понятие путают с автоматизированной системой управления. Хотелось бы отметит тот аспект, что система управления существует на любом предприятии независимо от того, задумывается ли руководство о структуре управления или нет [27, с. 89].

В рамках системы управления можно  выделить объект управления и управляющую  часть. В качестве объекта управления здесь выступает производственный процесс, а в качестве управляющей  части – управленческие службы предприятия. Система управления предприятием функционирует  на основе установленных документально (положения о подразделениях, должностные  инструкции и т.п.) или сложившихся  практически правил. На каждом уровне иерархии системы управления в той  или иной степени реализуется  набор функций управления, входящих в рассмотренную выше «петлю управления».

На первый взгляд, может показаться, что приведенные рассуждения  выглядят чересчур теоретизированно. Однако мы хотим подчеркнуть, что  эти положения проверены практикой  и лежат в основе методов совершенствования  процесса управления и повышения  его эффективности, которые мы будем  рассматривать.

Что же касается практических аспектов, то хотелось бы, например, сформулировать количественно цель процесса управления предприятием в прошлом году и оценить ее выполнение. А в текущем году? Можно попробовать нарисовать структуру системы управления на предприятии с явным определением правил, на основе которых она функционирует. Вполне возможно, что возникнут определенные затруднения. Практика показывает, что эти затруднения могут свидетельствовать о недостаточно эффективной организации управления на предприятии и потенциальном наличии «внутренних резервов», которые при правильной организации дела, могут быть использованы для достижения успеха в конкурентной борьбе [22, с. 105].

Метод управления — это набор  способов, приемов, средств воздействия  на управляемый объект. По содержанию воздействия на объект управления методы обычно делятся на: организационно-административные, экономические, социально-психологические и др.

Так, организационно-административные методы основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на возможность  применения силы государственными органами, в том числе непосредственно  на силовые структуры. Внутри организации  взаимоотношения менеджеров и их подчиненных регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления. Социально-психологические методы управления опираются на убеждение, морально стимулирование, сознательность, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества. Под словами «механизм управления» понимают совокупность тех или иных методов управления. Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления применяются совместно. Сама возможность использования экономических и социально-психологических методов опирается на существующую административную структуру предприятия. С другой стороны, чисто административными (командными) методами, без материального и морального стимулирования нельзя добиться существенного повышения эффективности работы предприятия [28; с. 187].

Ясно, что организационно-административный, экономический, социально-психологический  механизмы являются частями системы управления в целом. На различных уровнях управления эта система имеет свои особенности. Можно выделить макроуровень, т е. управление в рамках всей страны, и мезоуровень, касающийся отдельных секторов и отраслей народного хозяйства, например, управления добычей нефти и газа. На уровне конкретных предприятий системы управления, вполне естественно, носят более специальный характер, приспособленный к особенностям этих предприятий и их подразделений. Большое практическое значение имеет и самый нижний уровень управления – управление собой. Можно сказать, что каждый является менеджером, поскольку он управляет, по крайней мере, одним человеком – самим собой.

1.2 Административные и экономические методы управления на предприятии

 

Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п.

Особенность административных методов:

  • прямой характер воздействия – любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению;
  • соответствие административных методов нормам органов управления.

Способы административного  воздействия.

  1. Материальная ответственность и взыскания.

Материальная ответственность  работников выражается в их обязанности  возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный организации, с которой они состоят в  трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с  возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием.

  1. Дисциплинарная ответственность и взыскания используются в случае нарушения трудового законодательства, когда возникает дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

Невыполнение работником трудовых обязанностей существует в  случае, когда доказана его личная вина, и он действовал умышленно и неосторожно. В случае если работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Условия, необходимые для  привлечения работника к дисциплинарной ответственности:

    • неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей;
    • противоправные действия или бездействие работника;
    • нарушение правовых норм по вине работника.

Дисциплинарные взыскания  налагаются руководителем предприятия  и другими должностными лицами, которым  делегированы в установленном законом  порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания  могут иметь начальники цехов, руководители отделов и т. д. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

За провинности в сфере  трудовых правоотношений могут применяться  наказания, которые по своему статусу  не являются дисциплинарными взысканиями  и которые могут применяться  одновременно с дисциплинарными  взысканиями. К ним относятся: лишение  провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам года и т. д. В некоторых случаях допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания.

  1. Административная ответственность и взыскания используются в случаях совершения административных правонарушений.

Разновидности административного  взыскания:

        1. штрафы;
        2. предупреждения;
        3. административный арест;
        4. исправительные работы;
        5. конфискация или возмездное изъятие предметов.

Информация о работе Управление персоналом