Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:08, дипломная работа
На протяжении всей жизни были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала XX века мало придавали значение самому понятию «управление». Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию и не задумываясь над этим серьезно. С начала XX века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 2
1.1 Методы управления: роль и значение 2
1.2 Административные и экономические методы управления на предприятии 2
1.3 Социально-психологический метод управления 4
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СИБИНТЕРЬЕР» 6
2.1 Организационная характеристика предприятия 6
2.2 Анализ организационно - экономических показателей деятельности предприятия 8
2.3 Анализ персонала предприятия 11
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СИБИНТЕРЬЕР» 18
3.1 Предложения по совершенствованию методов управления предприятием 18
Показатели 22
Ед. изм. 22
Среднедневной объём выручки от действующих мероприятий по предприятию до введения новой должности 22
тыс.р. 22
Относительный прирост среднедневного объёма выручки от внедренных мероприятий по предприятию в сравнении с ранее существующими* 22
% 22
Количество, дней учёта объёма выручки 22
дни 22
Прибыль на 1 рубль реализации мероприятий 22
р. 22
Затраты на мероприятия по совершенствованию 22
тыс.р. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Приложение А 28
Нормативно-методические документы системы управления ООО «Сибинтерьер» 28
Приложение В 30
30
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 30
Карта-схема Лутошкина для определения психологического климата группы 30
Определение индекса групповой сплоченности Сишора 32
Роль административных методов управления: являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления [28; с. 102].
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.
Распорядительные воздействия
направлены на достижение поставленных
целей управления, соблюдение внутренних
нормативных документов или поддержание
системы управления предприятием в
заданных параметрах путём прямого
административного
Дисциплинарная
Материальная ответственность
и взыскания. Материальная ответственность
работников выражается в их обязанности
возместить ущерб, причинённый виновным
действием или бездействию
Административная
Административные методы управления
являются мощным рычагом достижения
поставленных целей в случаях, когда
нужно подчинить коллектив и
направить его на решение конкретных
задач управления. Идеальным условием
их эффективности является высокий
уровень регламентации
Экономические методы управления – способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.
Экономические методы воздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.
Содержание экономических методов: представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и индивида и их органы управления.
Две группы экономических методов управления.
Прямой экономический расчет является плановым и директивным (обязательным).
Прямой экономический расчет важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.
Основные принципы экономических методов управления:
1) системность;
2) комплексность.
Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:
Экономические интересы можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния.
Назначение экономических методов: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.
Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.
Специфические черты экономических методов:
Примеры проявления экономических методов управления персоналом.
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма [29; с. 184].
Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социально-психологические
Социально-психологические
Социальный метод обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов [27, с. 84].
Социологические методы исследования
составляют научный инструментарий
в работе с персоналом, они предоставляют
необходимые данные для подбора,
оценки, расстановки и обучения персонала
и позволяют обоснованно
Анкетирование - позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет.
Интервьюирование - предполагает подготовку до беседы, затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем, требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени.
Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие).
Собеседование - является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи. Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.
Мораль - является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения.
Партнерство - составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого. [16; с. 238].
Общение - это специфическая форма
взаимодействия людей на основе непрерывного
обмена информацией. Межличностное
общение возникает между
Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.
Конфликт - форма столкновения противоборствующих
сторон, имеющая свой сюжет, композицию,
энергию, которые по ходу действия трансформируются
в кульминацию и развязку и
заканчиваются положительным
Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др.
Итак, знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе [30; с. 77].