Управление персоналом: основные направления повышения эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования системы управления персоналом на предприятиях, организациях и учреждениях, так как именно от качества управленческой деятельности зависит результативность и производительность труда работников предприятия.

Содержание

Введение….………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом.........………………...5
1.1 Цели и функции системы управления персоналом…………………….…...5
1.2. Методы управления персоналом……………………...………………….....9
1.3.Формы работы и опыт управления персоналом в отечественной и зарубежной практике……………………………………………………………13
Глава 2. Управление персоналом на предприятии ООО «Приоритет»..…….17
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....17
2.2. SWOT- анализ……………………………………………………………….21
2.3. Кадровая стратегия и психология управления персоналом……………...24
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом ООО «Приоритет»……….……………….…………….………….31
3.1. Стратегия предприятия по управлению персоналом……………………..31
3.2. Мероприятия по совершенствованию управления персоналом ООО «Приоритет»...……………………………………………………………………33
3.3. Экономический расчет внедрения мероприятий..………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

На предприятии, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать  инструкции и работать по правилам, утверждённым администрацией.

Экономические методы управления носят косвенный характер управленческого воздействия. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятия – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Роль экономических методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов [7, c. 121].

Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.

В качестве примера проявления экономических методов управления персонала можно привести следующее:

  1. Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала. Это может быть невозможно для малого бизнеса в финансовом отношении, но можно рассмотреть возможность установки автоматов для продажи горячих напитков и лёгкой закуски и предложить талоны на завтрак.
  2. Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует предоставлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить лояльность персонала.
  3. Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды  или ссуды с низким процентом на различные цели (например, для переезда).
  4. Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников будут чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу – работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои обязанности [16, c. 187].

Также руководители через вознаграждение, премии, надбавки вызывают у персонала заинтересованность в конечных результатах своего труда, качестве продукции или услуг, тем самым, принося доход себе и компании в целом.

Социально-психологические методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.

Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности [17, c. 98].

По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей.

Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе [8, c. 17].

Социологические методы управления позволяют руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру.

Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе, особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.

Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека [20, c. 64].

         Нестабильность  экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная  выплата заработной платы, длительные  простои, конечно, не способствуют  поддержанию хорошего социально-психологического климата, т.к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.

         Примером  социально-психологических методов управления  может служить удовлетворение и стимулирование персонала [17, c. 132].

Чтобы сохранить хороших работников следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

 

1.3. Формы работы и опыт управления персоналом в отечественной и зарубежной практике

 

Для того чтобы идти вперед, необходимо дать руководителям знания о возможностях повышения ценности человеческого капитала в своем подразделении, организации, сформировать у них навыки эффективного сотрудничества с менеджерами по персоналу в области развития персонала.

Не подлежит сомнению тот факт, что любая национально-хозяйственная система и система производственных отношений на каждом историческом этапе формируется всегда на конкретной национальной почве и формирует адекватную хозяйственную и управленческую  систему.

Рассмотрим особенности систем управления персоналом в разных странах. Начнём со сравнительного анализа систем управления в США и Японии, т.к. они являются лидерами в этой области (таблица 3) [15, c. 167].

Таблица 1 - Системы управления персоналом в японских и американских учреждениях и организациях

Характеристики систем управления персоналом

    Японские компании

      Американские

           компании

1

2

3

Приём на работу

На условиях пожизненного найма

На контрактных условиях

Требования, предъявляемые к поступающим на работу

Соответствие профессиональной подготовки требованиям вакантной должности

То же самое с учётом результатов индивидуального тестирования

Социальная модель подчинения

Подчинение начальнику основано на взаимном согласии между ним и подчинённым

Вынужденное подчинение начальнику, т.к. сопротивление подчинённого может привести к его увольнению

Отношение одних работников к функциям других

Уважительное отношение к функциям других работников

Безразличное отношение к функциям других работников


 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Статус работников

Статус работника формируется по принципу «все сидят в одной лодке»

Статус работников неустойчив: их часто увольняют, аналогично тому, как списывают устаревшее оборудование

Повышение квалификации работников

Вопросы повышения квалификации решаются руководством. Уровень зарплаты зависит в большей степени от стажа работы

Работники повышают квалификацию, используя собственные возможности. Чем выше квалификация, тем выше уровень заработной платы

Текучесть кадров

Низкая

Высокая

Возможность поддержания технического уровня учреждения

Технический уровень учреждения поддерживается относительно легко вследствие стабильности персонала

Поддержания технического уровня учреждения затруднено вследствие большой  текучести кадров

Результаты политики повышения квалификации работников по инициативе администрации

Результаты положительные. Работники стремятся повышать квалификацию за счёт компании

Повышение квалифи-кации за счёт компании рассматривается как премия. Поэтому трудно обосновать необходи-мость планомерного повышения квалификации


 

 Для повышения содержательности труда, ликвидации монотонности во многих американских учреждениях  проводится реорганизация, главная цель которой уйти от предельного расчленения операций, от сведения труда работника к нескольким повторяющимся операциям, делающим его придатком машины, и обратиться к расширению его функций, увеличению меры ответственности, использованию творческих способностей работника.

Если ранее работник приспосабливался к техническим средствам, то в настоящее время делаются попытки приспосабливать технику к способностям работника [21, c. 53].

Большое внимание в американских учреждениях уделяется обучению и повышению квалификации персонала.

В Европейских странах также большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников, но в отличие от американского менеджмента, акцент делается в основном на самообразование, а не на семинары и курсы  во внешних учебных  заведениях.

В Японии большое внимание уделяется обучению персонала хорошим манерам, т.к. японский менеджмент базируется на уважении к коллегам и обращающимся в организацию людям, и на осознании единства  и целостности всего персонала в организации.

Особую роль в использовании трудового потенциала стали играть полномочные кадровые службы. По своим функциям, уровню профессиональной компетентности работников, техническому оснащению, методам работы они давно переросли из офисов по хранения кадровой документации в солидные кадровые подразделения [16, c. 133].  

Таким образом, обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия [9, c. 76].

 

Глава 2. Управление персоналом на предприятии ООО «Приоритет»

 

2.1. Общая характеристика предприятия

 

Название предприятия – ООО «Приоритет».

Основные направления коммерческой и предпринимательской деятельности: евроремонт, евроотделка и дизайн помещений, реализация населению отделочных материалов.

Цели функционирования:

Первичная цель, которую преследует учредитель при создании предприятии – это получение прибыли.

Но есть и другие цели, которые порождаются и преследуются в процессе видения хозяйственной деятельности.

Структура управления предприятием, исполнительные звенья:

Производственно-хозяйственная деятельность каждого предприятия, его права и обязанности регулируются законом о предпринимательской деятельности. Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.

При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:

- решение одних и тех же вопросов не должно находиться в ведении разных подразделений;

  - все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;

- на данное подразделение не  должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в  другом.

Структура управления может изменяться в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления. Управление предприятием в современных условиях должно осуществляться на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника на использование своего имущества. Аппарат управления предприятием должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы. Управленческая структура рассматриваемого предприятия показана на рисунке 2.

Информация о работе Управление персоналом: основные направления повышения эффективности