Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:14, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования системы управления персоналом на предприятиях, организациях и учреждениях, так как именно от качества управленческой деятельности зависит результативность и производительность труда работников предприятия.
Введение….………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом.........………………...5
1.1 Цели и функции системы управления персоналом…………………….…...5
1.2. Методы управления персоналом……………………...………………….....9
1.3.Формы работы и опыт управления персоналом в отечественной и зарубежной практике……………………………………………………………13
Глава 2. Управление персоналом на предприятии ООО «Приоритет»..…….17
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....17
2.2. SWOT- анализ……………………………………………………………….21
2.3. Кадровая стратегия и психология управления персоналом……………...24
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом ООО «Приоритет»……….……………….…………….………….31
3.1. Стратегия предприятия по управлению персоналом……………………..31
3.2. Мероприятия по совершенствованию управления персоналом ООО «Приоритет»...……………………………………………………………………33
3.3. Экономический расчет внедрения мероприятий..………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...
В ходе беседы должна быть получена не только информация о предыдущей трудовой карьере претендента, но и проведена его комплексная оценка: профессиональная и личностная. Всем претендентам на вакантную должность предлагается ответить на ряд вопросов в ходе беседы с менеджером по персоналу. На предприятии постоянно проводится индексация заработной платы работников. Трудовые доходы каждого работника определяются с учетом конечных результатов работы предприятия [11, c. 64].
Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.
Предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает формы и системы оплаты труда – тарифные ставки и оклады.
Основой построения системы тарифных ставок и окладов для дифференциации оплаты по основным тарифообразующим факторам является минимальная заработная плата, установленная правительством Российской Федерации. Уровень минимальной ставки фиксируется в коллективном договоре и является основой для разработки тарифных ставок (окладов) с учетом различных признаков и факторов (квалификаций рабочих, видов работ, сложности труда и др.).
Коллективным договором на предприятии установлены группы ставок по профессиональным группам. На предприятии применяются следующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам:
– за перевыполнение плана – 8 - 12%;
– за качество обслуживания - 25%;
– премии по итогам работы за квартал - 15%.
Эффективное управление персоналом организации невозможно без адекватной информации о нем.
Поэтому на основании данных по личному составу, характеризующих различные аспекты состояния персонала организации, проведем их детальный анализ. Структура рабочей силы по категориям занятых представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Структура занятых за 2010-2011 гг., чел.
Категории занятых |
2010 |
2011 |
Темп роста, % |
Производственный персонал |
23 |
23 |
100 |
Непроизводственный персонал |
4 |
4 |
100 |
Административный персонал |
6 |
6 |
100 |
Всего: |
33 |
33 |
100 |
К производственному персоналу относятся начальники отделов и служб, работники основных структурных подразделений, на которых возложено выполнение основных задач, предусмотренных технологией организации работы данного предприятия. К непроизводственному персоналу относятся вспомогательные рабочие (не занятые в основном производстве): водители предприятия [15, c. 67]. К административному персоналу относятся: директор, главный бухгалтер, специалисты при руководстве, специалист бухгалтерии. Численность персонала в течение последних двух лет остается на одном уровне. Укомплектованность штатами в 2011 году составляет примерно 82%. Возрастная структура рабочей силы представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Возрастная структура за 2010-2011 гг. (в % к численности)
2010 |
2011 |
Темп роста, % | |
До 20 лет |
5 |
5 |
100 |
20-30 лет |
15 |
15 |
100 |
31-40 лет |
19 |
20 |
105,3 |
41-45 лет |
34 |
34 |
100 |
Старше 51 года |
27 |
26 |
95,3 |
Всего: |
100 |
100 |
- |
Знание возрастной динамики позволяет более эффективно управлять процессами планирования потребности организации в рабочей силе, подготовки резерва, профессионального обучения, компенсации.
Из таблицы 4 видно, что 60% работающих в возрасте свыше 40 лет, которые через 15 лет уйдут на пенсию. Между тем молодёжи в возрасте до 20 лет – 5%. Это означает, что ушедших на пенсию не кем будет заменить и администрации предприятия следует позаботиться о привлечении молодых кадров. Проведя аналогичный анализ по различным категориям работающих, можно более детально определить потребность организации в молодых кадрах. Стаж работы (продолжительность работы в данной сфере) является важным показателем стабильности рабочей силы и опытности сотрудников организации (таблица 5).
Таблица 5 - Структура персонала по продолжительности работы в системе строительного и ремонтного бизнеса за 2019-2011 гг. (в % к численности)
Стаж работы |
2010 |
2011 |
Темп роста, % |
Менее 1 года |
17,4 |
18,8 |
108,0 |
1-3 года |
21,3 |
20,0 |
93,9 |
3-5 лет |
17,3 |
17,3 |
100 |
5-10 лет |
26,6 |
26,6 |
100 |
10-20 лет |
14,7 |
13,3 |
90,5 |
Свыше 20 лет |
2,7 |
4,0 |
148,1 |
Всего: |
100 |
100 |
- |
Из таблицы 5 видно, что всего 17,3% работающих имеют стаж работы в подобных организациях более 10 лет, тогда как 38,8% проработали в сфере строительного и ремонтного бизнеса до 3 лет.
Образовательная структура – это анализ всей рабочей силы по уровню полученного образования (таблица 6).
Образовательный уровень персонала не высок, так как только 62 % имеют среднее специальное, высшее образование.
Из числа специалистов служб, кроме обслуживающего персонала имеют среднее образование 8 %.
Из таблицы 6 видно, что 6 % имеют специальное профильное образование, и 9 % имеют высшее профильное образование.
Таблица 6 - Образовательная структура персонала за 2010-2011 гг. (в % к численности)
Уровень образования |
2010 |
2011 |
Темп роста, % |
Среднее |
21 |
23 |
109,5 |
Среднее специальное |
29 |
29 |
- |
в том числе среднее специальное (профильное) |
5 |
5 |
- |
Высшее |
32 |
33 |
103,1 |
в том числе высшее (профильное) |
5 |
7 |
140,0 |
Незаконченное высшее |
18 |
15 |
83,3 |
в том числе незаконченное высшее профильное |
5 |
4 |
80,0 |
Всего |
100 |
100 |
- |
Недостаток специалистов со специальным профильным образованием объясняется сложностью в обеспечении специалистами этой категории.
На предприятии уделяется недостаточное внимание повышению квалификации и образовательного уровня кадров.
На предприятии не разработана процедура отбора новых работников. При отборе новых работников часто не используются четкие критерии, увязанные с требованиями профессий и рабочего места. Текучесть кадров – важнейший показатель динамики рабочей силы организации. Существует несколько методов расчёта текучести, наиболее распространённый – отношение числа покинувших организацию сотрудников (за исключением уволенных по сокращению штатов) к среднему числу занятых в течение года (таблица 7).
Таблица 7 - Динамика текучести кадров в 2010-2011 гг.
Показатели |
2010 |
2011 |
Темп роста, % |
Число покинувших организацию сотрудников |
9 |
7 |
77,8 |
Среднее число, занятых в течение года |
33 |
33 |
100 |
Коэффициент текучести |
0,27 |
0,21 |
77,8 |
Чем выше показатель текучести, тем ниже стабильность персонала организации. Из данной таблицы 7 видно, что в 2011 году коэффициент текучести кадров немного снизился в сравнении с 2010 годом (на 0,06), но для такой организации остается он высоким. Для эффективного руководства организацией важен не только сам коэффициент текучести кадров, но и причины, по которым люди покидают организацию (таблица 8).
Таблица 8 - Анализ причин текучести кадров за 2019-2011 гг., %
Причины увольнения |
2010 |
2011 |
Темп роста, % |
Плохие условия труда |
10,5 |
5,9 |
|
Неинтересная работа |
21,1 |
17,6 |
|
Отсутствие перспектив роста |
31,6 |
29,4 |
|
Низкая заработная плата |
36,8 |
35,3 |
|
Прочие причины |
- |
11,8 |
|
Всего: |
100,0 |
100,0 |
Основной причиной увольнения является низкий уровень оплаты труда производственных рабочих. Данные таблицы 8 получены по результатам опроса уволенных.
Таким образом, на предприятии мало внимания уделяется повышению квалификации работников, их обучению и переобучению.
Поэтому, руководителю предприятия необходимо обратить на этот факт особое внимание.
Кроме того, на предприятии наблюдается достаточно высокая текучесть кадров и практически не сформирована служба управления персоналом.
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом ООО «Приоритет»
3.1. Стратегия предприятия по управлению персоналом
Большую роль в эффективной работе персонала играет мотивация его деятельности.
Мотивация действительно повышает базовую производительность труда. Высокомотивированный сотрудник на самом деле лучше работает. Организации, чьи сотрудники хорошо работают, в целом показывают лучшие результаты, а изменение отношения работников к труду повышает прибыльность компании.
Необходимо пересмотреть систему оплаты труда работников, непосредственно занимающихся продажами – менеджеров по продажам, разработать и внедрить новую более эффективную и справедливую систему заработной платы.
Это позволит сотрудникам быть уверенными в завтрашнем дне, не паниковать при не заключении сделки и концентрировать свое внимание на работе.
Система премирования в ООО «Приоритет» и начисления заработной платы предусмотрена оптимально, и менять ее не имеет смысла.
Развитие персонала - совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом организации в области обучения персонала, его переподготовки и повышения квалификации.
Необходима более гибкая система обучения персонала перед началом работы на предприятии.
Но осуществление мероприятий по развитию персонала связано с определенными затратами, которые, как показали исследования хорошо возвращаются в данной компании, быстро окупаются и способствуют прогрессивному развитию организации.
Для того чтобы компания могла оценить уровень удовлетворенности персонала системой стимулирования, применяется метод анкетирования, при помощи которого выявляются неудовлетворенные стороны деятельности сотрудников, и принимаются решения по их удовлетворению [12, c. 55].
Традиционный российский подход - «твёрдый» оклад плюс стабильная премия, быстро превращающаяся в дополнительный оклад, конечно же, абсолютно не является стимулом к повышению эффективности.
Информация о работе Управление персоналом: основные направления повышения эффективности