Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:43, практическая работа
В целом, исходя из проведенного анализа, можно сказать, что в МДОУ Детский сад № 12 «Березка» сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 лет и выше. Учреждение стремится к унификации, стандартизации и выработке единых подходов ко всем видам деятельности в области управления персоналом во всех направлениях.
3.4. Коммуникация и этикет персонала МДОУ детский сад № 12 «Берёзка»
Одна из основных задач современного руководителя — решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Коммуникативно компетентный руководитель — это прежде всего самодостаточная личность. А качества перечисленные выше, для того чтобы быть действенными, должны быть интегрированы в его личностную структуру.
Как и любые другие организационные структуры, коммуникативные представляют собой множество отношений субъектов организации. Они определяются своими специфическими функциями, элементным составом и конфигурацией.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием является создание моделей «воспитатель - родитель», воспитатель - психолог - родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.
На этапе первичного знакомства с МДОУ Детский сад № 12 «Березка» родители знакомятся принципами работы МДОУ и семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип индивидуального подхода к каждой семье. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» воспитателями МДОУ Детский сад № 12 «Березка» проводится в нетрадиционной форме. К первому родительскому собранию педагоги-воспитатели МДОУ Детский сад № 12 «Березка» готовятся очень тщательно, ведь от первичного восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.
В процессе организации единого пространства МДОУ Детский сад № 12 «Березка» и семьи используются разнообразные формы работы:
Красочные наглядные стенды в приемных МДОУ Детский сад № 12 «Березка» знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.
В результате повышается
уровень воспитательно-
В результате проделываемой
работы, использовании различных
форм и методов общения с
Ярким примером вышесказанному может служить собрание педагогов по проблемам общения с детьми и их родителями в МДОУ Детский сад № 12 «Березка», прошедшее 17 апреля 2011 года. В детском саду состоялось собрание педагогов на тему «Развитие педагогического мастерства через развитие общения».
Форма проведения педагогического совета была – деловая игра. Из участников педсовета были сформированы три творческие группы и редакционная коллегия.
Педагоги в качестве «вхождения» в тему ответили на вопрос «Каким должно быть общение педагога и дошкольника?» Наиболее часто называемыми стали определения: доверительным, уважительным, основанным на любви, тактичным, постоянным. Была отмечена ведущая роль словесного общения. «Речь – это и есть цивилизация. Слово, даже самое враждебное, поддерживает контакт, молчание - разобщает».
В творческих группах обсудили вопрос «Что для меня сложнее всего в общении с детьми и с родителями?» В результате обработки данных было выявлено две главные проблемы:
1.Нарушения в личностном развитии детей.
2.Непонимание родителями
особенностей дошкольного
Поиски решения этих проблем осуществлялись методом мозгового штурма. Итогом работы педсовета была выработка программы действий по решению проблем общения с детьми и родителями. Все участники педсовета были очень активны, высказывали своё видение проблем, дискутировали. Пока коллегия в составе областного приглашенного педагога-психолога Новиковой Н.В., логопедов Барановой Н.В. и Резиной Э.И. готовили проект решения педсовета, остальные участники коллектива МДОУ Детский сад № 12 «Березка» играли в «Комплименты». А комплимент, как известно, решает многие проблемы общения.
Проведенное исследование делового общения в коллективе МДОУ Детский сад № 12 «Березка». Исследование мотиваций делового и дружеского общения в коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем наблюдения в естественных условиях были определены основные цели деятельности, который ставит перед собой трудовой коллектив, изучены способы и методы их достижения. Респондентам был предложен опросник. Им предлагалось ознакомиться с десятью предложенными мотивами и оценить их согласно собственной мотивации достижения делового и дружеского общения в их коллективе.
Напомним, что исследование
проводилось в первичном
Таблица 9
Описание выборки в МДОУ Детский сад № 12 «Березка»
№ п/п |
пол |
возраст |
должность |
образование |
1 |
жен |
46 |
Заведующая детским садом |
Высшее |
2 |
жен |
52 |
Заместитель руководителя по воспитательно-образовательной работе |
Высшее |
3 |
жен |
53 |
Старший воспитатель |
Высшее |
4 |
жен |
35 |
Старший воспитатель |
Высшее |
5 |
жен |
28 |
Воспитатель |
Высшее |
6 |
жен |
39 |
Воспитатель |
Высшее |
7 |
жен |
32 |
Музыкальный работник |
Высшее |
8 |
жен |
23 |
Младший воспитатель |
Высшее |
9 |
жен |
47 |
Младший воспитатель |
Высшее |
10 |
жен |
41 |
Младший воспитатель |
Среднее-профес. |
11 |
жен |
38 |
Повар |
Среднее |
12 |
жен |
43 |
Старшая медсестра |
Среднее-профес. |
13 |
жен |
25 |
Кастелянша |
Среднее |
14 |
жен |
27 |
Прачка |
Среднее |
15 |
жен |
31 |
Дворник |
Среднее |
Результаты исследования в МДОУ Детский сад № 12 «Березка». В результате первой части исследования были выявлены цели деятельности, которые ставит перед собой коллектив. В них входит повышение уровня обучения, воспитания и развития воспитанников МДОУ, а так же работа с родителями.
Штатный коллектив МДОУ Детский сад № 12 «Березка» небольшой - 15 человек. Специфика работы заключается в сложности налаживания дружеских взаимоотношений между работниками - большое влияние оказывает конкуренция. В прошлом не раз разгорались конфликты на почве того, что кто-то из членов персонала переводился на «место» на которое претендовало сразу несколько членов трудового коллектива МДОУ. В настоящее время приняты специальные «конкурентные» правила, которые позволяют избегать наиболее острых конфликтов.
Результатом этого, видимо, и стало то, что именно «карьерные» мотивы назывались наиболее весомым фактором достижения позитивных деловых и дружеских отношений в коллективе. Причем этот фактор имеет больший вес у «воспитателей» по сравнению с обслуживающей частью персонала (см. данные табл. 10).
Таблицы 10
Результаты опроса в МДОУ Детский сад № 12 «Березка»
Мотив |
Относительный вес мотива, % |
Руководство |
Обсужи-вающий |
Воспита-тели |
Всего | ||||
Карьерные-экономические мотивы (зарплата, прибыль) |
79 |
100 |
75 |
79 |
Возможность работать творчески |
63 |
50 |
57 |
75 |
Самостоятельность в работе |
63 |
0 |
63 |
57 |
Возможность заниматься интересным делом |
63 |
100 |
50 |
57 |
Возможность общения |
63 |
100 |
50 |
57 |
Возможность работать в наиболее благоприятных условиях труда |
63 |
0 |
63 |
64 |
Гарантии социальной и экономической стабильности |
50 |
100 |
50 |
43 |
Возможность влиять на результаты работы коллектива |
38 |
100 |
25 |
36 |
Возможность занять лидирующие позиции |
33 |
50 |
25 |
43 |
Возможность продвижения по службе |
25 |
0 |
13 |
36 |
Следующим мотивом является возможность работать творчески, причем «пальму первенства» здесь так же держит коллектив воспитателей, да и это естественно, так как в их работа с детьми требует огромных именно творческих усилий.
Среди подобных «средней важности» мотивов находится самостоятельность в работе; возможность заниматься интересным делом (удивительно, но столь высоко оценивший возможность творчества в своей работе, обслуживающий персонал заметно ниже поставил этот мотив); возможность общения и возможность работать в наиболее благоприятных условиях труда.
Так же низким весом для достижения благоприятной атмосферы в коллективе МДОУ Детский сад № 12 «Березка» является и возможность влиять на работу других членов коллектива. Невысокое значения мотивации общения подтверждает сложившееся состояние дел, при котором в коллективе МДОУ Детский сад № 12 «Березка» не особо развиты дружеские взаимоотношения. Есть несколько небольших «очагов» приятельства, но они редко когда выходят за рамки общения в течение рабочего времени. Заведующая МДОУ Детский сад № 12 «Березка» (которая сама считает этот фактор очень важным) осуществляет целый ряд мер по сплочению коллектива. Так, к примеру, в нем уже стали традицией поездки на природу на майские праздники, совместные празднования Нового года, 8 марта и т.д. Тем не менее, до сих пор нередки случаи, когда свой день рождения сотрудник не отмечает в МДОУ Детский сад № 12 «Березка» (или отмечает его в «узком» кругу).
Высокое значение мотива самостоятельности в работе еще раз подтверждает слабое развитие как деловых, так и дружеских отношений в коллективе МДОУ Детский сад № 12 «Березка». В то же время, еще одним негативным фактором в достижении той цели является и низкое значение мотива социальной стабильности (и, как следствие этого, - высокая текучесть кадров).
3.5. Эффективность работы персонала МДОУ детский сад № 12 «Берёзка»
Проанализируем экономическую эффективность системы управления персоналом МДОУ Детский сад № 12 «Березка». Результаты за 2010–2011 гг. показывают о медленном экономическом движении в Детском саду. Улучшилась укомплектованность кадрами учреждения в сравнении с 2009 г. на 0,7%. За 2010 г. повысили свою квалификацию 2 сотрудника.
Необходимо также отметить, что молодёжь неохотно идёт работать в образовательную сферу. Старение кадров в скором времени может привести к тому, что дошкольное учреждение будет ощущать реальную нехватку опытных и квалифицированных сотрудников. Развитие кадров является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Улучшить ситуацию могло бы внедрение новых форм работы в систему повышения квалификации сотрудников.