Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методов управления фирмой.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по данному вопросу;
- изучить понятие и природу управления фирмой;
- рассмотреть формы предприятия;
- изучить методы и функции управления фирмой;
- рассмотреть самоуправление предприятием;
- изучить структуру трудового коллектива.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3
1. ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, КОМПАНИЯ…………………………………………5
1.1. Понятие и природа управления фирмой …………….…...……………….5
1.2. Формы предприятия……...………...…………………………………….....8
2. УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ…………………………………………………………………………….15
2.1. Сущность управления фирмой………… ………………………………...15
2.2. Виды управления фирмой ………………………………………………..17
2.3. Функции управления фирмой ………..…………………………………..19
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ……………23
3.1. Структура органов управления…………..……………………………….23
3.2. Функции органов управления………... ………………………………….28
4. ПРЕДПРИЯТИЕ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ………………………………….34
4.1. Самоуправление фирмой ……….……………………………...…………34
4.2. Структура трудового коллектива…………... ……………………………37
5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………39
5.1. Аналитическое исследование деятельности фирмы………………….....42
5.2. Направления развития внутрифирменного управления………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..............45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Итак, управление, с одной стороны, должно быть гибким, чутко улавливающим изменения рынка, а с другой - адекватным масштабам и характеру производства и выпускаемой продукции.
Задача управления
- обеспечить эффективное и прибыльное
развитие производства товаров, оказания
услуг и их реализации. А это предполагает
необходимость создания соответствующей
системы управления как внешними факторами
бизнеса предприятия, так и внутренними
факторами производства продукции. Обусловливается
же это тем, что внешняя среда, во-первых,
является источником приобретения факторов
производства - рабочей силы, технологий,
оборудования, сырья, во-вторых, потребляет
товары, производимые предприятием, в-третьих,
включает в себя те структуры (институты),
которые реализуют и воздействуют на деловую
активность предприятия -
государство, правительство, законодательные
органы, профсоюзы, объединения, фонды,
банки и т.д.;
Отсюда следует, что управление предприятием (управленцы) должно постоянно отслеживать деловую среду, складывающуюся вне его, так как она непрерывно изменяется. И действительно, деловая среда может изменяться в результате – общего спада производства, возрастающей конкуренции (особенно со стороны зарубежных производителей), технологических нововведений, отсутствия продуманного государственного регулирования, неплатежей и т.д.
Внутренняя среда - это все то, что связанно с эффективным производством и реализацией продукции. Важно добавить, что к идеям повышения производительности труда - делай, как надо - прибавилось требование - делай то, что надо. Это, как уже было сказано выше, является уделом управления внутренними процессами и организацией производства и труда на предприятии[10, с.480-483].
2.2 Виды управления фирмой
Управление фирмой состоит из ряда функциональных подсистем. Ими являются: стратегическое управление (предприятием), управление персоналом, управление производством, управление маркетингом, управление финансами, управление развитием или инновациями.
Задачами стратегического управления являются: обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности. В своей основе оно исходит из необходимости осуществления:
- стратегического анализа происходящих изменений внешней среды (на рынке, в политике, законодательстве и т.д.) и условий для формирования целей, потенциальных возможностей предприятия (ресурсы, проекты, идеи, наличие команды и т.д.);
- выбора стратегии развития предприятия и альтернативных вариантов;
- выбранной реализации стратегии развития.
Важная роль в эффективном функционировании предприятия принадлежит управлению персоналом. В его задачи в соответствии с реализацией стратегии развития предприятия, принятой на уровне стратегического управления и потребностей текущего производства, входит:
- обеспечение предприятия соответствующими кадрами, имеющими нужную квалификацию и в необходимом количестве;
- обучение работников в соответствии с принятой технологией и организацией производства продукции;
- проведение объективной оценки результатов деятельности каждого работника как основы эффективной мотивации его труда;
- обеспечение прав и гарантий социальной защиты каждому нуждающемуся;
- обеспечение безопасности и здоровых условий труда.
С целью реализации указанных задач в систему управления персоналом, как правило, входят отделы: кадров, обучения, оценки персонала и оплаты труда, безопасности. Каждый из них имеет свои задачи и свой диапазон ответственности. Вместе с тем основной задачей системы управления персоналом является создание условий для инициативного участия каждого работника в управлении производством и формировании на этой основе корпоративной культуры предприятия.
Корпоративная культура - это атмосфера, созданная на предприятии, ценности и принципы его функционирования, объединяющие работников и тем самым обеспечивающие единство образа их действий. Она объективно обусловливается организационно-правовыми формами создания и функционирования предприятий: акционерные общества, различные виды товариществ, кооперативы, ассоциации.
Подсистема управления производством. Ее основными задачами являются изготовление и поставка продукции в запланированные сроки с приемлемым качеством и по возможности низкой себестоимостью. На практике это означает, что данное управление должно стремиться к повышению технологической эффективности с помощью внедрения передовых ресурсосберегающих технологий путем соответствующей организации производства и труда.
Управление коммерческой деятельностью в условиях рыночной системы хозяйствования является одной из важнейших служб предприятия. От нее зависит, с одной стороны, правильность определения того, какую продукцию производить, в каком количестве и в какие сроки, а с другой - эффективность снабжения предприятия факторами производства по ценам, не ведущим к росту издержек производства, а также формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим получение прибыли.
Управление финансами предприятия решает задачи управления различными способами. Во-первых, притоком поступлений средств от производственной деятельности, состоящим из продаж за наличные либо взимания причитающихся сумм по предшествующим продажам продукции или предоставления услуг из денежных поступлений от ценных бумаг, являющихся долговым обязательством (например, процентный доход), или от ценных бумаг, свидетельствующих об участии в акционерном капитале других предприятий (доход от дивидендов).
Во-вторых, оттоком наличных денег в результате производственной деятельности, включающим: денежные средства, уплаченные за сырье или товары, предназначенные для производства или перепродажи; платежи по счетам, подлежащим оплате за ранее приобретенные товары; платежи по эксплуатационным расходам (реклама, страхование и т.д.); заработную плату работников предприятия.
В-третьих, выбором оптимального соотношения между собственными и заемными средствами.
В-четвертых, финансовым состоянием предприятия (недопущение банкротства).
Управление
инновационной деятельностью
2.3 Функции управления фирмой
Все вышеперечисленные подсистемы управления свои задачи реализуют (каждая в сфере своей компетентности) с помощью функций управления: постановка целей, планирование, организация, руководство и контроль. Без учета любой из них управление немыслимо. Они проявляются в управлении предприятием следующим образом:
Постановка
целей и задач. В соответствии
с принятой стратегией раз
вития предприятия и ее целями каждая
подсистема управления разрабатывает
свои задачи, отвечающие ее специфике.
Планирование. На основе установленных задач планируются необходимы ресурсы для их достижения.
Организация. Каждая
подсистема управления в соответствии
со своими
целями, задачами и ресурсами, запланированными
для их выполнения, создает механизмы,
обеспечивающие объединение усилий и ресурсов, которыми она
располагает (распределение ресурсов,
постановка задач исполнителям и введение
процедур для их достижения).
Руководство - это направляющая деятельность, основанная на создании заинтересованности работников в эффективности их работы для достижения целей.
Контроль состоит
в определении того, настолько
успешна деятельность подсистем, и
в принятии корректирующих мер при
отрицательном
результате. Следует заметить, что при
такой постановке вопроса контроль в качестве
мотива побуждения может запоздать. Здесь важно
заблаговременно определить факторы,
противодействующие выполнению поставленных
целей. На практике это привело к появлению
так называемой системы контроллинга,
который представляет собой синтез контроля
и планирования. В данном случае он действует
при формировании и координации планов,
а также при, их организационном выполнении,
контролирует и управляет производственным
процессом, координирует и концентрирует
информационные потоки, даёт в свете достигнутых
результатов предложения о дальнейшем
развитии предприятия. Таким образом,
контроллинг выполняет не только функцию
обратной связи, но и функцию обеспечения
продвижения вперед.
Процесс
интеграции всех
проследить на примере реализации вышеназванных функций управления
стратегическим управлением - высшем эшелоном
власти. В соответствии с
сущностью управления он начинается с
постановки широкомасштабных целей, к
которым должно стремиться предприятие;
завоевание определенной
доли рынка для сбыта своих товаров, выход
на принципиально новое производство
изделий или сказание услуг и т.д. Наряду
с этим при интегрировании устанавливаются
задачи, носящие конкретный и краткосрочный
характер, которые необходимо решить для
достижения поставленных целей.
Функция организации находит своё проявление в установлении с одной стороны, связей и взаимодействий между производственными |подразделениями и подсистемами управления, а с другой - таких взаимоотношений между работниками, которые позволили бы достигнуть запланированных целей. Последнее представляет собой разделение труда между группами и отдельными работниками и координацию различных видов деятельности. Организация включает также установление управленческой власти и ответственности на каждом уровне управления. На практике это находит свое выражение в проектировании работ, организации производственных единиц и предприятия в целом.
Проектирование работы. На этот процесс влияет ряд внутренних и внешних факторов:
- управленческая философия;
- требования правительства;
- требования профсоюзов;
- технологические факторы;
- экономические факторы;
- факторы работника.
Факторы работника при проектировании работы учитываются в двух плоскостях, а именно: способности и мотивация. При учете способностей необходимо исходить из положения, что нельзя проектировать работу, основываясь на тех способностях, которыми работники не обладают. Если же такая работа ведется, то необходимо либо ее упростить либо специально готовить работников для ее выполнения.
Мотивация работника также очень важна. Некоторые работы требуют сильных, позитивных стимулов, отношений. Другие могут выполняться работниками, которые рассматривают работу как средство удовлетворения своих желаний. [10, с. 486-488].
Например, для выполнения рутинных работ не нужно много инициативы или ответственности, но если они оплачиваются хорошо, то могут удовлетворять работников, которые требуют комфортабельной рабочей атмосферы и социального равенства. И наоборот, если работник определяет свой персональный успех в терминах успеха и ожидает персонального роста, то он не будет получать удовлетворения от выполнения рутинных работ с меньшей ответственностью [5, с.157]..
При проектировании работ сложились три их основных вида: искусные (ремесленные); специализированные; обогащенные.
Искусные работы были господствующими вплоть до «промышленной революции». Сегодня и они составляют относительно низкий процент (то же относится и к будущему). Их характерной чертой является изготовление продукта, как правило, от начала и до конца.
Обогащенные работы
также имеют тенденцию к
Из содержания функции организации следует, что эффективность ее выполнения в значительной степени определяется пониманием каждым работником своих задач и своей роли в выпуске и реализации продукции. Это достигается у рабочих с помощью принятой технологии выпуска изделий. Она предусматривает последовательность рабочих мест и требований, предъявляемых к рабочему с позиций количества и качества производимых изделий. В управленческом звене расстановка ИТР и определение роли каждого в обеспечении функционирования предприятия и координация различных подразделений достигается с помощью построения организационных структур управления [10, с. 288-289].
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ
3.1. Структура органов управления
Чтобы реализовать задачи, стоящие перед предприятием, сделать его финансово-устойчивым в условиях рыночной конкуренции, необходимо выстроить систему управления предприятием, важнейшим элементом которой является организационная структура.
В системе управления можно выделить технологическую, производственную, хозяйственную и организационную структуры.
Технологическая
структура определяет состав и взаимосвязи
подразделений основного
Производственная структура включает в себя состав и взаимосвязи подразделений основного и вспомогательного (обеспечивающего и обслуживающего) производств предприятия. Результатом деятельности вспомогательного производства является выпуск продукции (оказание услуг) для подразделений основного производства, необходимых для полноценного функционирования последнего.
Хозяйственная структура характеризует состав и взаимосвязи подразделений основного, вспомогательного, а также непрофильных производств предприятия. Непрофильными производствами считаются подсобные хозяйства и объекты социальной сферы, находящиеся на балансе предприятия, а также подразделения, утилизирующие отходы основного производства.