Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение методов управления фирмой.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по данному вопросу;
- изучить понятие и природу управления фирмой;
- рассмотреть формы предприятия;
- изучить методы и функции управления фирмой;
- рассмотреть самоуправление предприятием;
- изучить структуру трудового коллектива.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3
1. ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, КОМПАНИЯ…………………………………………5
1.1. Понятие и природа управления фирмой …………….…...……………….5
1.2. Формы предприятия……...………...…………………………………….....8
2. УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ…………………………………………………………………………….15
2.1. Сущность управления фирмой………… ………………………………...15
2.2. Виды управления фирмой ………………………………………………..17
2.3. Функции управления фирмой ………..…………………………………..19
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ……………23
3.1. Структура органов управления…………..……………………………….23
3.2. Функции органов управления………... ………………………………….28
4. ПРЕДПРИЯТИЕ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ………………………………….34
4.1. Самоуправление фирмой ……….……………………………...…………34
4.2. Структура трудового коллектива…………... ……………………………37
5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………39
5.1. Аналитическое исследование деятельности фирмы………………….....42
5.2. Направления развития внутрифирменного управления………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..............45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

- плановые и фактические показатели реализации, себестоимости объемов производства (служит средством оценки организации, качества и эффективности плановой и управленческой работы на предприятии и др.);

- структуру реализации по доле денежных поступлений, продаж по долгосрочным контрактам и продаж на экспорт в общей реализации (эти данные позволяют оценить разные аспекты организации, уровень надежности поступления средств в будущем, изучить рынок и его сегменты и т. п.).

Отдельно проводится экспресс-диагностика по результатам финансовой  деятельности предприятия. Для этого необходимо рассмотреть анализ структуры отчета о прибылях и убытках, выполнить анализ  активов и пассивов,  движения денежных средств, ликвидности и финансовой устойчивости, показателей эффективности деятельности предприятия (оборачиваемость текущих активов и пассивов, длительность финансового цикла оборачиваемость активов, рентабельность продаж и активов). При  экспресс-диагностике перечисленные показатели следует рассматривать в динамике, что позволит оценить тенденции их изменения.

На основе экспресс-диагностики  состояний деятельности предприятия  важно не только точно определить ключевые проблемы и причины их возникновения, но и определить варианты их решения  и сделать прогноз возможных результатов в ближайшей перспективе. Весь смысл такого анализа - выполнить его в сжатые сроки. По выявленным проблемам требуется провести углубленный анализ и определить возможности и условия их решения.

Экспресс-диагностику  состояния деятельности предприятия следует проводить постоянно и периодически фиксировать. Непрерывность такого анализа является условием его познания и непрерывного совершенствования.

 Аналитическая  работа в условиях общего кризиса  отделяется по многим позициям  от соответствующей работы в более  благоприятных условиях. Это объясняется тем, что кризисные явления меняют механизмы работы предприятия. Находясь на стадии банкротства, предприятие изыскивает возможности переложить собственные убытки на других и ориентируется не на повышение эффективности, а на привлечение средств. Постоянная работа в условиях кризиса (т. е. в условиях инфляции и спада производства) закрепляет негативные тенденции  в экономике и тормозит выход из кризиса.

 В период  кризиса надежность и достоверность аналитических исследований резко падает. Поэтому повышение уровня обоснованности аналитической работы является одним из путей преодоления кризиса, улучшения предпринимательской деятельности.

Очень важно  учитывать, что содержание и цели аналитической работы различаются в зависимости от того, проводят ли анализ собственники (акционеры, пайщики) предприятия, его руководители, кредиторы или органы власти. Эти различия объясняются порой полярными интересами всех указанных участников экономического процесса. Обычно руководители заинтересованы в краткосрочных результатах, акционеры - в долгосрочных и в повышении эффективности, а кредиторы - в надежности предприятия. Необходимо использовать такие подходы к анализу, которые позволят обеспечить согласование различных интересов.

Промышленные  предприятия постоянно сталкиваются с определенными сложностями  в организации аналитической  работы: не всегда анализируемые показатели достоверны, необоснованно определяются сопоставимые аналитические данные за предыдущие периоды; на многих предприятиях отсутствуют специалисты, способные грамотно и глубоко проанализировать финансовые результаты; руководители недооценивают важность управления внутренними финансовыми ресурсами и очень часто отдают предпочтение поступлению средств от внешних инвесторов; большинство предприятий в реальности ориентируются на получение прибыли только на словах, а не на деле; из-за различий в организации  бухгалтерского учета нет возможности использовать эффективные  диагностические   методики   зарубежных   стран; большая часть предприятий пытаются исказить или скрыть информацию о своей деятельности как от органов исполнительной власти, таки от партнеров по бизнесу; внешняя среда является неустойчивой  (налоговая система, законодательство) и т. д.

Ориентация на выход экономики из кризиса требует от каждого промышленного  предприятия   устранить   имеющиеся неточности в аналитической работе. Нужно научиться использовать аналитические исследования для оценки  финансового состояния предприятия, степени предпринимательского риска (возможности  погашения обязательств  перед кредиторами), достаточности капитала для текущей деятельности долгосрочных инвестиций, способности к наращиванию капитала и эффективности использования заемных средств и деятельности предприятия в целом. [7, с. 538-541].

5.2. Направления развития внутрифирменного управления

Анализ опыта  развития промышленно развитых стран  свидетельствует о том, что переход от узкой специализации к интеграции наблюдается в содержании и характере управленческой деятельности. Изучение тенденции развития общественного производства показывает постоянное усложнение его технологической составляющей, структуры реализуемых социально-экономических целей, появление новых форм собственности и, как следствие этих тенденций, наращивание объема внутренних и внешних связей производственных организаций. Соответственно растут объем и разнообразие «стыков» при решении производственно-технологических и социально-экономических задач управления. Каждый такой «стык» - потенциальный источник управленческих ситуаций, требующих интеграции всех составляющих (всех элементов) системы. По оценке специалистов, конец XX в. - время динамичных условий конкуренции. Идет уже не просто борьба компаний за свою «рыночную нишу», а «гонка за каждый метр» на всех направлениях; ускорение нововведений, поиск высококвалифицированных кадров, вовлечение потребителей в сферу корпоративного влияния. Новые подходы все более увязываются с «глобализацией бизнеса», переходом к новой модели экономического роста.

В современную  «эру активных действий» предприятий  на рынке успеха смогут добиться те из них, которые:

- смогут сконцентрироваться на главных направлениях своей 
деятельности и опереться на ключевые ценности организации,

-     имеют императив современного предпринимательства;

- эффективно распоряжаются временем, ускоряющимся потоком нововведений, идей;

-    учитывают, что в информационном обществе созрели условия для гибких форм организации режимов работы, различных комбинаций ресурсов и усилий работников, групп;

-     считают, что совместный труд должен приносить удовлетворение    всем    участникам,    что   является    морально-этическим резервом организации;

- имеют высокий уровень управления с позиций нововведений, прибыльности и ответственности

Выделим   главные   тенденции   развития управления предприятием.

1. Связь с определенным возвратом к прошлому - осознанием 
важности (значения) материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только компьютеризацией управления производственными процессами, но и общим усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для успеха в конкуренции путем синтеза деятельности людей и использования технологических факторов производства.

2. Усиление внимания не только к организационной культуре, 
о чем уже сказано выше, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности; внимание к вопросам этики в бизнесе, что особенно актуально в практике нашей страны в условиях рынка, экономической свободы.

3. Организационные поиски менеджмента. Здесь налицо многообразие структурных решений: от «сетевых» организационных форм и групповой работы до максимальной хозяйственной самостоятельности отделений, рисковых «новаторских команд», полностью отвечающих за прибыль и убытки. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями, сосредотачиваются функции интеграции деятельностью фирмы, а каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями. Имеет место тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся структур, дальнейшему развитию программно-целевого управления.

4. Приобретает особое значение функция координации, так как 
очень сильна взаимозависимость предприятий в масштабах региона, 
страны. В координации развиваются несколько ее эффективных видов:

- превентивная координация, когда прогнозируются проблемы, трудности и пути их преодоления;

- устраняющая, нацеленная на ликвидацию перебоев в хозяйственной системе;

- регулирующая, предназначенная для поддержания установленной     схемы     взаимодействия     субъектов     хозяйствования;

- стимулирующая, повышающая эффективность деятельности при отсутствии видимых отклонений.

5. Исключительную роль будет играть и то, насколько управленческая система настроена на поддержку и вознаграждение риска и индивидуальной инициативы, нацеленных на повышение эффективности на всех участках деятельности (понимание изменений в рабочей силе и системах мотивации к труду и предпринимательству). В ближайшем будущем уровень образования и квалификация работников окажутся главным стратегическим ресурсом организации.

6. Интенсивное развитие интеграционных процессов во всех 
сферах управленческой деятельности  как внутри  предприятия, так и с внешней средой. В настоящее время проведение интеграционной политики является главным резервом повышения устойчивости и эффективности деятельности предприятия в сложной обстановке рыночных отношений.

7. Усиление международного характера управления (интернационализация управления). В связи с переходом бывших республик СССР к открытой экономике, резким усилением международной конкуренции и в то же время кооперации  производства и т.п. интернационализация управления ставит много новых вопросов, главные из которых: что есть общего и особенного в управлении, что является универсальным в управлении (формы, методы), в чем состоят особенности национального стиля в управлении и другие. [9, с. 418-421]. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Управление  предприятием – важнейшее условие  обеспечения роста его экономики. Именно управление обеспечивает оптимальное экономическое развитие предприятия и достижение всех целей, стоящих пред предприятием  и его членами.

В курсовой работе мною были рассмотрены следующие  вопросы.

В первой главе это  понятие и природа управления фирмой, а так же формы предприятия.

Способы и типы управления зависят, в первую очередь, от формы и вида фирмы. Фирма - это имущественно обособленная хозяйственная единица, предназначенная для решения хозяйственно-производительных задач и способная к самовоспроизводству.

Выделяют три основных вида фирм, ориентированных на получение прибыли: компания с одним владельцем, партнерство и корпорация.

Во второй главе была охарактеризована сущность управления фирмой, а так же функции управления.

Управление фирмой, с одной стороны, должно быть гибким, чутко улавливающим изменения рынка, а с другой - адекватным масштабам и характеру производства и выпускаемой продукции.

 Задача управления - обеспечить эффективное и прибыльное развитие производства товаров, оказания услуг и их реализации.

Все подсистемы управления свои задачи реализуют с помощью функций управления: постановка целей, планирование, организация, руководство и контроль. Без учета любой из них управление немыслимо.

В третьей главе изучены  организационные структуры управления.

В системе управления можно выделить технологическую, производственную, хозяйственную и организационную  структуры.

Каждая из структур в целом определяется и конкретизируется масштабом и структурой объектов управления.

В четвёртой и пятой главах рассматривается такие темы как предприятие и трудовой коллектив, оценка эффективности управления фирмой и тенденции его развития.

Чтобы сделать  предприятие финансово-устойчивым в условиях рыночной конкуренции, необходимо выстроить систему управления предприятием, важнейшим элементом которой является организационная структура. Организационная структура управления – инструмент специализации и координации производственных предприятий. В зависимости от характера связей между различными подразделениями предприятий различают несколько типов организационных структур.

Так же подготовка квалифицированного персонала в области менеджмента и дальнейшая разработка теории управления фирмой является актуальной задачей науки и образования сегодняшнего дня.

Каждое предприятие  должно проводить аналитический  анализ своей деятельности с целью  выявления всех положительных и  отрицательных моментов в организации  управления. Это позволяет постоянно  совершенствовать систему управления предприятием.

Главная тенденция развития управления предприятием включает: организационные поиски менеджмента, развитие функции координации, поддержку риска в управленческих решениях, интенсивное развитие интеграционных процессов.

 

 

 

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аврашков Л.Я.  Экономика предприятия: Учебник  для вузов [текст] / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук и др.- М.: Банки  и биржи, ЮНИТИ, 2000.-742 с.

2. Грузинов В.П.  Экономика предприятия: Учебное  пособие [текст] / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов.- М.: Финансы и статистика, 1998.-208 с.

3. Зайцев Н.Л.  Экономика промышленного предприятия:  Учебник [текст] / Н.Л. Зайцев.- М.: ИНФРА-М, 2001.-358 с.

Информация о работе Управление предприятием