Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методов управления фирмой.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по данному вопросу;
- изучить понятие и природу управления фирмой;
- рассмотреть формы предприятия;
- изучить методы и функции управления фирмой;
- рассмотреть самоуправление предприятием;
- изучить структуру трудового коллектива.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3
1. ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, КОМПАНИЯ…………………………………………5
1.1. Понятие и природа управления фирмой …………….…...……………….5
1.2. Формы предприятия……...………...…………………………………….....8
2. УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ…………………………………………………………………………….15
2.1. Сущность управления фирмой………… ………………………………...15
2.2. Виды управления фирмой ………………………………………………..17
2.3. Функции управления фирмой ………..…………………………………..19
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ……………23
3.1. Структура органов управления…………..……………………………….23
3.2. Функции органов управления………... ………………………………….28
4. ПРЕДПРИЯТИЕ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ………………………………….34
4.1. Самоуправление фирмой ……….……………………………...…………34
4.2. Структура трудового коллектива…………... ……………………………37
5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………39
5.1. Аналитическое исследование деятельности фирмы………………….....42
5.2. Направления развития внутрифирменного управления………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..............45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Организационная структура управления выступает как организационное единство структур управления всех уровней и включает в себя все вышеперечисленные структуры и управленческие подразделения.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются посредством связей, которые принято разделять на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления.
Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отряжают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, полностью отвечающими за деятельность структурных подразделений. Функциональные связи - это связи по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно, права и ответственность за их выполнение. В этой связи структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение эффективности коммерческой организации. Под эффективностью предприятия будем понимать превышение доходов над расходами.
Структура управления должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться соответственно происходящим в ней изменениям. Структура также должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления (менеджеров), которые определяются правилами и должностными инструкциями. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, связанными с внутрихозяйственной деятельностью, но и факторами внешней среды. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия функций и полномочий, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры - с другой [6, с. 263-269].
Внутренняя структура органов управления носит в основном ступенчатый характер, особенно на крупных и средних предприятиях. Известны следующие организационные структуры управления предприятиями: линейная, линейно-штабная, функциональная, матричная (по продукту) и смешанная. Каждая из пяти указанных структур в целом определяется и конкретизируется масштабом и структурой объектов управления.
Линейное управление - наиболее упрощенная система. Она предусматривает единоначалие. Между руководителем и непосредственными исполнителями отсутствуют какие-либо промежуточные звенья (рис. 3.1). Руководитель единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Простота формы обеспечивает оперативность линейного управления, повышает степень ответственности руководителей, снижает расходы на содержание управленческого аппарата.
Рис. 3.1. Структура линейного управления [8, с.255]
Недостаток линейной формы управления заключается в том, что руководитель не может быть универсальным специалистом и принимать решения по всем сторонам деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется главным образом на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады, производственного участка. В последнем случае инженерное, экономическое и юридическое обслуживание бригад и участков обеспечивается верхним уровнем администрации.
Линейно-штабная форма управления используется па средних по масштабам предприятиях, а также на крупных - в управлении цехами и отделами. В этом случае линейное единоначалие сохраняется. Однако для подготовки решений, приказов, задании для исполнителей руководитель привлекает штабных специалистов (рис. 3.2). Последние осуществляют сбор информации, ее анализ и по поручению руководителя разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов. Руководитель несет персональную ответственность за обоснованность распоряжений, поступающих исполнителям от его имени, а специалисты отвечают только лично перед руководителем.
Рис. 3.2. Линейно-штабная форма управления [8, с.255]
Функциональная форма управления состоит в том, что руководитель предприятия часть своих полномочий передает (делегирует) своим заместителям или руководителям функциональных отделов и цехов. Например, главный инженер, будучи заместителем директора по инженерно-техническим вопросам, в соответствии с его полномочиями, от своего имени издает распоряжения по всей тематике, связанной с проектированием и освоением новой продукции, техническим обслуживанием и перевооружением производства, осуществляя руководство техническими службами предприятия. Другой заместитель, скажем, по материально-техническому обеспечению предприятия и сбыту готовой продукции, от имени предприятия я заключает договоры с поставщиками сырья и материалов и потребителями продукции. В рамках своих полномочий он не испрашивает особого на то разрешения у директора. Такие полномочия могут передаваться не только директором своему заместителю, но и заместителем своим подчиненным - руководителям отделов и цехов. В таком случае исполнители получают задания не непосредственно от директора предприятия, а от руководителей функциональных подразделений или от заместителей директора (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Функциональная форма управления[8, с.256]
Функциональная форма управления позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Вместе с тем использование подобной структуры приводит к необходимости сложных согласований между управленческими органами при подготовке почти каждого документа, которому придается важное значение. Это снижает оперативность работы, удлиняет сроки прохождения документации и сроки принятия решений. Кроме того, нередко возникают противоречия в формулировках и неоднозначность трактовки и подхода к выполнению отдельных заданий, несоответствие содержания одних распоряжений другим. Управленческий аппарат, устраняя указанные недостатки, теряет время и дополнительные ресурсы. Однако на крупных предприятиях отказаться от применения функциональной формы управления невозможно. Поэтому надо находить и устранять недостатки механизма управления, использовать информационные технологии.
Матричная форма
управления. По содержанию она обличается
от функциональной лишь объектами управления.
Данная форма предусматривает
Рис. 3.4. Матричная форма управления [1, с. 505]
Следует отметить, что из всех перечисленных форм управления в чистом виде применяется только линейное управление, и то лишь на малом предприятии частного владения. На большинстве предприятий используется смешанный вид управления. В одних случаях это проел ос сочетание вышеперечисленных четырех форм. Тогда в нижнем звене (на уровне бригады) действует линейная, в среднем (на уровне цеха, отдела) - линейно-штабная, а на уровне предприятия - функциональная и частично матричная форма управления. Чаще, однако, встречается синтез различных форм на всех уровнях хозяйственной иерархии [8, с. 254-257]..
3.2 Функции органов управления
Функция - это круг деятельности и обязанностей отдельного лица или органа управления, представляющих часть управляющей системы. В управлении различают профессионально-отраслевые и структурно-пространственные пообъектные функции. К профессионально-отраслевым функциям, которые основаны на профессиональном разделении труда и охватывают деятельность персонала системы управления, относятся: планово-экономическая, учетно-статистическая, коммерческая, инженерно-технологическая, расчетно-аналитическая, оперативно-производственная, кадровая и др. Структурно-пространственные функции управления основаны на разделении обязанностей руководителей и специалистов по группам цехов, отделов и филиалов. К ним относятся управление группой цехов (основных и вспомогательных), руководство отдельными цехами, участками и бригадами.
На предприятиях в одинаковой мере применяют оба вида функционального разделения органов управления. Функциональные обязанности непосредственно закрепляются за отдельными лицами или органами на основе устава предприятия и конкретных инструкций о деятельности данного лица или органа (например, инструкции технической, коммерческой и других функциональных служб, о правах и обязанностях начальника цеха, мастера и т. д.).
Возглавляет администрацию предприятия директор (генеральный директор). Он назначается владельцем предприятия - государственным органом (если предприятие государственное) иди частным лицом (если предприятие частное). В последнем случае владелец предприятия может назначить директором себя. Акционерное предприятие возглавляется директором, избранным па собрании акционеров. Акционеры имеют право расширить или, наоборот, ограничить права и обязанности директора. Однако во всех случаях он должен располагать достаточными полномочиями для разработки стратегии и организации текущей работы предприятия. Директор действует от имени предприятия, представляет ею во всех хозяйственных и государственных учреждениях. В соответствии с законодательством и уставом предприятия он издает приказы, осуществляет наем и увольнение работников, накладывает на них взыскания или определяет меры поощрения за хорошую работу. Директор распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры со сторонними организациями, выдает от своего имени доверенности другим лицам, открывает в банках расчетный счет и распоряжается денежными средствами на счетах.
Директор физически не в состоянии подготавливать и принимать решения по всем вопросам, касающимся деятельности предприятия. Поэтому часть своих полномочий он передает заместителям или руководителям структурных подразделений предприятия. Обычно на предприятиях назначаются заместители директора по отдельным видам работы: по текущим вопросам управления производством, по коммерческим и финансовым вопросам, инженерно-техническим вопросам, кадрам и быту персонала. На особо крупных предприятиях функции заместителей, как правило, разделяют, и некоторые из этих функций выполняют два-три человека. Так, вместо одного заместителя по коммерческим и финансовым вопросам нередко назначаются три: отдельно по маркетингу и сбыту продукции, материально-техническому обеспечению и финансово-экономическим вопросам.
На средних и малых предприятиях (фирмах), наоборот, функции заместителей интегрируются. Часто у директора лишь один заместитель, которому поручаются инженерно-технические вопросы и оперативное управление производством, а остальные функции директор оставляет за собой. Вместе с тем и директор, и его заместители, как правило, исполняют возложенные на них обязанности не самолично, а с помощью специалистов, имеющихся в специализированных отделах, цехах, лабораториях.
Заместителю директора по производству обычно функционально подчинены основные цехи производства, а также производственный, диспетчерский и транспортный отделы. Подчиненность эта носит не всеобъемлющий, а избирательный, функциональный характер. Заместитель директора по производству решает вопросы, связанные исключительно с изготовлением и сдачей на склад готовой продукции. Другие стороны работы цехов (экономическая, кадровая, инженерно-техническая) находятся в ведении других заместителей директора.
Производственный отдел (ПО) совместно с диспетчерским осуществляет календарное оперативно-производственное планирование. На основе заказов потребителей и общего текущего плана производства производственный отдел разрабатывает в натуральных показателях месячные, декадные, суточные, сменные и часовые планы и графики запуска в производство и выпуска готовой продукции. Планы и графики составляются по отдельным цехам, а внутри цехов - по участкам, бригадам и рабочим местам. Производственный отдел контролирует выполнение планов.
Диспетчерский отдел осуществляет оперативное регулирование хода производства на предприятии. Он организует устранение сбоев в режиме работы, добивается равномерности загрузки производственных мощностей, докладывает руководству предприятия о ходе выполнения заданий цехами и производственными участками. В обязанности транспортного отдела входит организация перевозки грузов внутри предприятия и за его пределами.
Заместителю директора по коммерческим и финансовым вопросам подчинен ряд отделов (плановый, маркетинга и сбыта, материально-технического обеспечения, финансовый, нормирования труда и заработной платы), а также бухгалтерия, экономическая лаборатория, сметно-финансовый отдел.
Плановый отдел
организует разработку комплексных
долгосрочных и текущих планов деятельности
предприятия (включая производство, кадры,
финансы, техническое развитие и капитальное
строительство), определяет экономическую
эффективность производства и капитальных
вложений, организует анализ хозяйственной
деятельности предприятия и его звеньев.
Отдел маркетинга и сбыта проводит исследования
рынков сбыта, заключает договоры на поставку
продукции и осуществляет ее доставку
потребителям. Отдел материально- технического
обеспечения находит и определяет
поставщиков ресурсов, необходимых предприятию
(сырья, материалов, комплектующих изделий,
инструментов и оборудования), заключает
договоры с поставщиками, организует достатку
материальных ресурсов на склад предприятия,
обеспечивает их хранение и распределение
по цехам.
Отдел нормирования
труда и заработной платы разрабатывает
распорядок труда и отдыха персонала
и осуществляет его внутреннее нормирование,
устанавливает необходимую